ПОЛЯ - 2003
Автор: Administrator   
20.11.2007 15:03
Краткий отчет о водном походе по рекам ПОЛЯ и КЛЯЗЬМА (Московская и Владимирская обл., 70км, 1 к/с)

 

Маршрут похода: Пущино - Шатура - р.Поля до устья - р.Клязьма до ст.Ундол - Москва - Серпухов - Пущино совершенном 24-27.04.2003 группой в составе:

1-4. Дещеревский Леша1 (рук., автор отчета), ieaa (12),
Оля (14), Вечерков Денис (11) Таймень-3
5-7. Ветров Рома, Галеева Гиля,
Дручков Андрей (14) Салют-2

Содержание отчета:

1. Характеристика реки

2. Финансовый отчет

3. Дневник похода

3.1. Подготовка и заброска

3.2. Кривандино - мост узкоколейной ж/д Бакшеево-Мишеронский

3.3. Мост узкоколейки - устье Поли

3.4. Клязьма, подходы к ст.Ундол, дорога обратно



Пущино, 2003г.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ

Поля хорошо известна подмосковным туристам. Она идеально подходит для коротких майских 3-4-дневных походов. Удобная заброска-выброска, относительно слабая населенность, красивая и разнообразная природа - что еще нужно байдарочнику?

Согласно Ю.Б.Воронову [100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке. - М.: Мир, 1993, 224с], длина Поли от Кривандино до устья чуть больше 50 км, и еще около 40 км придется пройти по Клязьме до Собинки. Продолжительность сплава сильно зависит от направления ветра и интенсивности гребли. При благоприятных условиях от Кривандино до устья Поли можно пройти часов за 9-10; наша группа из-за сильного встречного ветра потратила на этот участок около 12 ходовых часов. На Клязьме течение гораздо сильнее, 40 км до Собинки без труда можно пройти часов за 5-6.

Первые 30 км Поля течет по широкой заболоченной низине, которая весной обычно полностью покрывается водой. Образующиеся огромные разливы - важная достопримечательность маршрута, особенно интересная для жителей южного подмосковья. Дело в том, что ближайшие к нам "паводковые" реки (Каширка, Лопасня, Нара, Шаня, Таруска, Скнига, Вашана, Восьма, Беспута, Осетр и др.) текут в узких глубоких приокских оврагах, у них нет широкой заливной поймы. Тот, кто не видел спокойной весенней Поли, или другой подобной мещерской речки, кто ни разу не блуждал на байдарке по залитому водой светлому высокоствольному лесу, тот не может считаться настоящим байдарочником, даже если до этого ему удалось побывать на многих карельских, кавказских или уральских маршрутах.

После моста узкоколейки Бакшеево-Мишеронский (эта дорога все еще действует, но поезда ходят нечасто) Поля входит в прекрасные сосново-березово-дубовые леса. Берега по преимуществу низкие, в паводок река срезает изгибы русла и поток идет напрямик через дубы, березы и сосны. Непривычно видеть эти деревья, на два с лишним метра затопленные водой! Тут и там над рекой возвышаются чистые песчаные косогоры, где так и хочется поставить лагерь. Этот участок с типично мещерской природой составляет вторую изюминку маршрута, ради которой туристам весной стоит сюда приехать.

Устье Воймеги в высокую воду почти незаметно. Завод в Рошали, который раньше сильно загрязнял воду, теперь то ли не работает, то ли обзавелся очистными сооружениями, поэтому вода в Поле и после притока остается прозрачной и чистой.

Последняя часть маршрута проходит по Клязьме. На этом участке река относительно слабо заселена, по берегам много удобных мест для стоянки, а быстрое весеннее течение делает сплав по широкой и полноводной Клязьме вовсе не утомительным. На мой взгляд, гораздо удобнее идти по Клязьме не до Копнино (как рекомендует Ю.Воронов), а сразу до Собинки: лишние два часа сплава вполне компенсируются удобством выброски. К тому же в высокую весеннюю воду можно разбирать лодки не в Собинке, а подняться по заливным лугам на левом берегу Клязьмы в сторону железной дороги. Несмотря на довольно слабый разлив, мы сумели по воде подойти к ст.Ундол на расстояние менее километра и сэкономили время и деньги, которые планировалось потратить в автобусе.

2. ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

300р - "на бензин" (вообще-то а/м Газель детской группе бесплатно предоставила администрация г.Пущино, но мы решили отдать водителю заготовленные на проезд деньги, т.к. он отвозил нас на речку в нерабочее время, и вернулся домой вечером около 22часов).

130р - продукты в Ундоле (взамен утерянных)

43р - проезд Ундол-Петушки-Новогиреево (14.51-15.30-17.08)

50р - проезд Новогиреево - Курский вокз., аперекус на вокзале

65р - проезд Москва-Бутово-Серпухов с перекусом в Серпухове

161р - проезд Серпухов-Пущино (а/м Газель, всемером мы вместе с байдарками устроились на пяти местах, поэтому денег с нас взяли только за 7 чел)

50р - покупка новой гермы взамен утраченной (плюс 30р с Ромы, Оли и Гили)

Итого: 801р, в т.ч. собрано 70х7=490р, + 311р из фонда секции.

3. ДНЕВНИК ПОХОДА

3.1. Подготовка и заброска

Весна 2003г. получилась у нас скомканной, и не по нашей вине. Снег так долго не таял, что традиционные весенние соревнования по ориентированию, которые наш клуб обычно проводит в начале апреля, пришлось отложить аж до двадцатого числа. О том, чтобы отправиться в байдарочный поход раньше этого срока, не могло быть и речи. Придется назначить экспедицию на 24-27 апреля. Не очень удачное время: из младшей группы в поход собрались только четверо. Остальные спешно подтягивали "хвосты" по разным предметам или просто испугались холодной погоды. И правда: кому же охота простудиться перед главным мероприятием года - большой майской экспедицией в кавказские пещеры.

Не поддержали нас и более старшие ребята. В походе предполагалось провести серию тренировок по топографии, маневрированию на байдарке, походному быту, вязанию туристских узлов, чтобы подготовить команду к майским соревнованиям "Школы безопасности". Увы, по разным причинам все старшие ОБЖ-шники остались дома. Да, чтобы ездить в походы, надо непременно быть отличником, ведь почти каждая весенняя или осенняя экспедиция означает пропуск одного-двух учебных дней!

Благодаря усилиям взрослых (в первую очередь, надо поблагодарить Л.П.Гайдамака, Л.С.Лежачеву и Администрацию города), на речку мы отправились на казенной Газели. Если бы не эта машина, поход бы точно не состоялся. Мы просто не дотащили бы до реки байдарки и продукты для четырехдневного похода. Выехав из Пущино в четыре часа, к семи вечера группа прибыла на место стапеля. Под проливным дождем с трудом нашли место для лагеря там, где шоссе Шатура-Мишеронский отходит от речки перед деревней Никитинская. Кругом кучи мусора, придется собрать его "за себя и за того парня". Но лес хороший, хвойный, значит у нас будет много дров и жаркий костер, с которым не страшна непогода.

3.2. Кривандино - мост узкоколейной ж/д Бакшеево-Мишеронский

С утра прояснилось - антициклон, - и сильно похолодало. У берега появился молодой лед, шкуры байдарок с трудом оттаивают после погружения в относительно более теплую речную воду. Накануне мы не теряли времени зря. До темноты не только поставили лагерь, но и собрали байдарки. Сегодня надо выйти пораньше, чтобы успеть до ветродуя пройти хотя бы несколько первых разливов.

Ориентироваться по двухкилометровке несложно, только один раз мы забрали правее, чем нужно, там где Поля поворачивает на север, прощаясь с муромской веткой железной дороги.

Нарисованная на карте узкоколейка Керва-Туголесье давно разобрана, никаких намеков на мост не осталось. Следуя за многочисленными изгибами и петлями русла, зигзагами движемся вперед. Попытки срезать путь напрямик через затопленную пойму обходятся дорого: того гляди застрянешь на мелководье среди кочек или подводных пучков сенокосной травы. Да, несмотря на ожидания, разлив явно не удался: в хорошие годы вода здесь стоит намного выше.

Берега очень чистые и приятные, остановиться можно почти везде. Несмотря на яркое солнце, ветер морозный. Для коротких остановок выбираем укрытые от ветра лужайки, греемся на теплом весеннем солнце. Как ни старались, опередить ветер не удалось. Хорошо, что взяли только две лодки: без взрослых дети не выгребли бы против такого ужасного урагана.

За восемь ходовых часов с трудом добрались до узкоколейки к востоку от Мишеронского. Чуть ниже моста на правом берегу речки есть оборудованная стоянка. Повсюду следы присутствия человека, но выбирать не приходится: время позднее, все устали, а через три часа - темнота. К тому же здесь есть шанс полюбоваться на поезд-кукушку, если он отважится в такую погоду проехать по узкоколейке. Увы, несмотря на все наши старания и даже организованное дежурство у ветки железной дороги, подкараулить состав не удалось. Ах, уж эти лентяи железнодорожники, они наверно, просто не работают в праздник!

3.3. Мост узкоколейки - устье Поли

В субботу мороз усилился. 26 апреля оказалось самым холодным днем за всю историю наблюдений! К утру температура упала до минус восьми. Особенно неприятно вылезать в такую погоду из спальника. Да и одежда у нас не очень-то зимняя, мы ведь готовились к байдарочному, а не лыжному походу!

Из-за мороза отчалили с опозданием, в одиннадцатом часу. Река изумительна: огромные елки и сосны торчат прямо из воды, нависают над лодками, образуют таинственные зеленые коридоры... Погода напоминает вчерашнюю, но открытых пространств почти нет, и встречный ветер не очень мешает. Ближе к обеду на небосклон набежали серые тучи. Неужели дождь? Ишь, размечтались: вместо этого нас периодически посыпает снежной крупой. Дети собирают снег на деках байдарки и прямо на ходу играют в снежки. Впечатления разнообразит выглядывающее в перерывах между снежными зарядами солнце. Пожалуй, мы выбрали не самое удачное время для сплава.

До Клязьмы шли около 4 часов. Ближе к устью вода стоит стеной и слева, и справа от русла. Невозможно найти клочок сухой земли, не говоря уж о том, чтобы через заросли пробиться на байдарке к твердому берегу. Внезапно впереди открывается широкая полоса поперечных кустов, и я понимаю, что мы въехали в одну из затопленных стариц Клязьмы. Все, это устье! Но ребята не верят, они хотят сначала увидеть главное русло, до которого еще с полкилометра.

Отплыв пару километров по Клязьме, остановились, чтобы поесть. На берегу обнаружилось, что на прошлом привале забыли гермомешок с хлебом, колбасой и печеньем для последнего перекуса. Один из дежурных после обеда принес продукты на берег и положил возле байдарки, но экипаж лодки долго не хотел уходить от костра, а потом так спешил при отплытии, что герма осталась лежать у реки незамеченная. Если вы будете проплывать по Поле, то сможете подобрать наш мешок около отметки высоты 112 м (по прямой - в 6 км к югу от устья Поли). Серый непромокаемый транс лежит на правом берегу, там, где кончается высокий бугор и отходящая от дороги тропинка сбегает к береговому уступу. Летом этот песчаный обрыв, наверно, поднимается метра на три над водой, а в половодье мы причалили прямо к его кромке.

Вернуться назад за гермой на веслах, или пройти восемь километров по берегу Поли практически нереально: на это уйдет вся ночь. Решили встать лагерем на большой правой излучине чуть ниже Копнино. Если удастся, я вечером попытаюсь выйти на ЛЭП и вдоль нее вернуться за гермой.

Берег на месте ночевки оказался сухим и высоким. Прекрасный лес, еле заметные следы старых стоянок. Увы, сходить на Полю не удалось. Весной Мещера - это собой сплошные массивы залитого водой леса с редкими сухими островками сосновых бугров. Поблуждав пару часов вокруг лагеря, и убедившись, что путь к просеке ЛЭП и дороге безнадежно отрезан непроходимыми весенними разводьями, я вернулся в обратно. Пришлось смириться с двойной материальной утратой: во-первых, мы лишились старой, но еще вполне годной гермы (ткань для нее сейчас стоит не меньше пятидесяти рублей), а во-вторых, остались без двух перекусов. Как бы не обанкротиться на обратном пути!

3.4. Клязьма, подходы к ст.Ундол, дорога обратно

В воскресенье проснулись раньше обычного, чтобы с гарантией успеть к единственной электричке Владимир-Москва. Солнце еще не встало, а дежурные уже раскладывали кашу по мискам. Почти не встречая сопротивления, за два с небольшим часа добрались до Собинки. Посоветовавшись с местными рыбаками, решили не разбирать лодки в поселке (как это обычно делают водники), а свернули влево, в залитую водой протоку. Примерно в полутора километрах от Клязьмы основная протока уходит на запад. На берегу это место отмечено аллееподобной группой деревьев. В высокую воду мимо них можно по залитой водой луговине подойти к шоссе Собинка-Ундол. Местами байдарки цеплялись за дно, но высадив пассажиров, нам удалось достичь цепочки луж и болотин, сопровождающих насыпь автомобильной дороги. Если повезет с разливом, здесь можно провести лодки почти к самой станции, к тому месту, где дорога поворачивает направо и резко взбирается на горку.

Нам же пришлось помучиться. Сделав один небольшой волок в том месте, где на северо-запад от дороги уходит дренажный канал (вдали на канале виднеется что-то вроде мостков), мы попали в заросшее кустами и осокой болото. Вода здесь стоячая, и за ночь образовался довольно толстый лед. Прорубаясь через кусты, раскалывая лед веслами, минут через двадцать выбрались к отличному месту для антистапеля. На сухой полянке есть дрова для костра и очаровательная березка с видом на Клязьму. Полоска леса загораживает нас от шоссе, а до начала подъема к железной дороге отсюда не более пятисот метров. Но по правде сказать, проще было бы не плыть сюда вдоль дороги, а пронести лодки последние двести метров прямо по полю, начав волок от упомянутой выше дренажной канавы.

На станцию мы пришли примерно за час до прямой электрички. Переписали расписание, рассчитали, как выгоднее брать билеты, чтобы оплатить по возможности весь маршрут, но и не отдать больше денег, чем это позволяет сделать врожденное чувство справедливости. В результате пару остановок мы все же проехали без билета, но во время всех проверок (всего билеты проверялись три раза) проездные документы у нас были в полном порядке.

На курском вокзале после строительства билетных турникетов переходить с электричек горьковского направления на серпуховские исключительно неудобно: надо выйти на привокзальную площадь, обоггнуть вокзал, спуститься на первый подвальный этаж и только потом по туннелю можно попасть на платформу. В несколько раз быстрее и короче дорога через пути, но мы опасались, что нас примут за безбилетников и оштрафуют. Хотя до нужной электрички было почти полчаса, мы еле-еле успели зайти в вагон, а Гиля, рискуя отстать от поезда, купила на платформе бутылку воды.

В Пущино вернулись около девяти часов, намного раньше, чем из позапрошлогоднего похода на Шаню. На этот раз никто не перевернулся, и наверно поэтому поход получился более скучным и менее интересным. Несмотря на экстремально холодную погоду, в походе никто не заболел. Можно считать, что зачет по жизни в лесу (перед поездкой на слет "школы безопасности") мы сдали нормально. Впрочем, с "выживанием" у нас всегда было неплохо2. А вот другие ОБЖ-дисциплины, где мы уверенно занимаем последнее место - стрельба, строевая, физподготовка, - в походе не отрепетируешь. Да и дома тренироваться почти бесполезно, ведь наша команда объединяет разновозрастных детей 88-91 года рождения. Поэтому средний возраст наших друзей-соперников, набранных из одного класса, всегда оказываются на пару лет старше, чем у "Азимута". Но мы не переживаем, победа на "школе безопасности" - это не главное! Гораздо важнее тот опыт преодоления экстремальных ситуаций, который школьники получат на слете. И спасибо тем взрослым, которые наконец-то вспомнили о подрастающем поколении и пригласили ребят на такие интересные и полезные старты!