Лыжный переход Ревекино - Пущино
Автор: Administrator   
13.03.2010 17:02
Image

 

 

 

 

Идея: в весеннее время (обычно в марте месяце) в наших местах устанавливается плотный наст,

что позволяет делать протяженные лыжные переходы без утомительной тропежки.

На правом ”тульском” берегу Оки распространены практически безлесные холмистые ландшафты,

при наличии наста, по которым можно передвигаться практически в любом направлении. Близлежайшие

окрестности Пущино мы уже излазили в ходе лыжных походов: Липицы – Поленово, Заокский – Поленово,

Пущино – Восьма – Прончищево, Мокрая Корь – Княжья Слобода – Черносвистово – Пущино, Агарино –

Злобино – Городня – Пущино, Пущино – Городня – Пущино, Волохово – Иваньково – Мокрая Корь и

др. Хотелось посмотреть более дальние наши окрестности. Идеальным вариантом был найден маршрут

от одной из дальних станций железной дороги на Тулу. Выбор пал на станцию Бараново (под Ревякино).

Как говорила карта именно от сюда можно стартовать, минуя дачи и протяженные лесные массивы.

Идти решили с ночевкой с минимумом снаряжения. В качестве лыж использовали Хаганы.       

 

Заброска: забрасывались мы на машине до ж/д станции “107 км” (спасибо Петру Васильевичу Машкину)

и далее ожидали электричку на Тулу. Комфортабельный экспресс ”Ясная поляна” пролетел мимо

нашей станции не останавливаясь. Смска от гуру расписаний подмосковных электричек Алексея

Дещеревского огласила печальный вердикт – следующая электричка будет только через 2 часа.

Время на весеннем ярком солнце за разговорами о путешествиях по Тульской области пролетело

незаметно. Я выдвигал гипотезу, что центральные области уже давно являют собой туристический

полюс недоступности. Сколько групп ежегодно ходят по Полярному Уралу или той же Камчатке? Десятки

и сотни. И сколько по югам Тульской области? - ноль.

 

День первый: в 14 00 стартуем со станции Бараново. Сразу с платформы наст. Илья несколько тяжелее

меня, поэтому он порой проваливается, но все же темп удается держать

довольно высокий. Останавливаемся не через каждые 20 – 30 минут, как в походах, а не чаще одного

раза в час. Да и усталости нет – тропить не надо, тащить тяжеленный рюкзак тоже. Сверху наст покрыт

1-2 см рыхлого снега, и мазь работает отменно – лыжи не проскальзывают. Следуем на север до

Кургузовки, далее на северо-восток и не доходя Рязановки поворачиваем снова на юг. Оставляем

 справа Воловниково, а слева Ясногорск. В сумерках пересекаем трассу Ясногорск -  Мордвес. Очень

красиво смотрятся отдельные липы и дубы на фоне абсолютно белых полей! Далее все уже по темноте.

Спуски и подъемы, движение по водоразделам. Благо наш маршрут полностью проходит минуя лесные

массивы. Специально заходим в село Хотуш – на карте обозначена церковь. Хотуш – солидное село,

есть школа девятилетка. Перед храмом встречаем трех прогуливающихся бабушек. Шокируем их своим

переходом ”Ой молодцы какие! Где же вы ночевать будете? Что же за переход у вас такой - вы обед, может,

какой дали?”. Поздравляем бабушек с наступающем 8-м марта, узнаем, что развалины усадьбы у церкви –

бывший помещичий дом, около цекркви есть также восстановленная часовня – все из красного кирпича.

Даже на окраине села в избах горит свет, расчищены подходы, топятся

 печки. После дачного засилья в пущинских окрестностях и дачных поселков в районе Ясногорска -

это первое живое и крепкое старинное село на нашем пути.  От Хотуши следуем строго на север в

сторону двух лесных массивов, обозначенных на карте как урочище Хлебодаровка. Через переход

скрывается свет от Хотуши и мы оказываемся в глуши урочища. Опасения Ильи напрасны –

прекрасный широколиственный лес полон дров. У поваленного дуба делаем лагерь – дрова и

сидалище для костра готовы. Усталости нет. Традиционной игрой в карты, т.е. подсчетом пройденного

и предстоящего километража мы себя не утруждаем – по самым скромным подсчетам до Пущино нам

еще 40 км. Дойти бы до Дмитриевского, а там уже на автомате. Ложимся спать. 

 

 

День второй: покидаем приютившее нас урочище Хлебодаровка в 8: 30. Здесь начинается самая

глухая часть маршрута. Двигаемся на северо-запад в направлении верховий Скниги у деревни Кинеево.

Местность эта представляет собой водораздел трех рек: Вашаны, Беспуты и Скниги. На всем пути

до Кинеево мы не встретили ни одного признака присутствия человека – ни дорог, ни ЛЭП, ни

деревень. Как и полагается водоразделу, здесь на 7 километровом участке отсутствуют овраги. Поля,

разбитые лесополосами, местами начинают зарастать древесными породами. Встретили след лося.

Крепкий наст по-прежнему перекрыт сверху рыхлым снегом – скольжение хорошее. Вот слева

появляются развалины коровников и деревня Кинеево, спускаемся в долину Скниги. Красивое место.

Читстые без чертополоха и бурьяна поля, узкая долина Скниги. В тальвеге буквально сгораешь от

отражающегося от склонов света. Выходим на буранный след Кинеево – Дмитриевское, когда-то

это был старинный тракт на Тулу. Дмитриевское. От этого села тоже веет стариной – покосившееся

избенки. На правом берегу, где тракт пересекает Скнигу, находим часовню из красного кирпича и

разваливающуюся чайную – двухэтажное полукирпичне - полудеревянное  здание. Здесь же открывается вид

на вал плотины. Это остатки Каширских железоделательных заводов, основанных на Скниге в 1652 году.

В 16 – 17 веках Тульско – Серпуховский край был основным поставщиком железа, стали и оружия,

благодаря наличию месторождений болотной железной руды на Оке и желваковых конкреций

на юге от Тулы. Но ”кустарного” производства, которым занимались крестьяне в основном в

зимнее время, не хватало. Для модернизации производства были приглашены иностранные мастера

из Голландии, устроившие на Скниге четыре вододействующие чугунолитейные завода. По условиям

договора иностранцы в первую очередь обязаны были выполнить государственный оборонный заказ,

а сделанное сверхнормы имели право вывозить на продажу в Европу. Кроме того иностранцы не

имели права скрывать от русских секреты своего ремесла. В 18 веке уже после закрытия заводов

в Дмитриевском была построена церковь, которая сохранилась и в настоящее время отреставрирована.

Между тем мы перекусили и двинулись от Дмитриевского дальше на север в сторону Городни. Погода

пугала – сильный встречный ветер буквально сдувал, сцепления лыж на твердом насте еле – еле

хватало, чтобы ему сопротивляться. Перешли речушку Трешню у Ярославцево, подивившись тому как

бобры пытаются повалить иву в несколько обхватов, вышли к Демшинке и к 17 00 были дома в Пущино.

Не на автомате, но близко к тому.

 

Итоги: за два дня пройдено порядка 70 км (а может и больше). Пройти можно и за один день 100 км

(как это делает группа Дмитриева), но это по готовой лыжне. В нашем случае маршрут идется в походном

стиле – напрямки по насту через поля и овраги, на походных лыжах и с рюкзаком, где есть палатка,

коврики, спальник и другое снаряжение, необходимое для устройства ночевки. Километраж можно

существенно повысить, если идти не на лыжах Хаган, а на прогулочных лыжах с насечкой типа Тиса.

Но такой вариант требует более хорошего наста, который бы удерживал лыжника с рюкзаком на этих

более тонких лыжах. По-видимому нужен нкий промежуточный вариант между Тиса и Хаганами, т.е.

легкие лыжи на 1.5 см толще Тиса. От Дмитриевского до Пущино мазали лыжи мазью Висти чуть ли не

каждые 30 минут. Походы на Хаганах в условиях жесткого наста без минимум 1 см рыхлого снега невозможны!

Хорошо зарекомендовал себя пятилитровый термос – на переходах пить можно было вволю.

Но самое главное - это напарник, особенно когда вас всего двое и идете близко к пределу возможностей.  

В следующем году, имея в багаже опыт этого перехода, надо обязательно провести что-то подобное,

постаравшись увеличить километраж…белый водораздел, спуск к оврагу, подъем, снова водораздел, снова

спуск, уже неизвестно какой по счету – полет над холмами! Вам обязательно надо это попробовать.

 

Image Image Image Image Image Image