История городища у деревни Нижняя Городня
Автор: Василий Демидов   
12.01.2011 18:34

Городище «Городок» в 4-м веке нашей эры. Эскиз Л.П.Гайдамака (по фото-основе).

Необыкновенно красивы эти места по долине речки Городенки. Цветущие луга на высоких холмах, сосновые леса по глубоким лощинам, речка, бегущая лентой в ивовых зарослях. На склонах среди всей этой красоты многие уже столетия виднеются небольшие деревни, а в наши времена появились и дачные поселки. Но когда-то очень давно, когда здесь еще не поселился человек, все вокруг выглядело совсем иначе. Не было тут ни единого жилья, а вместо полей, лугов, светлых березовых перелесков и сосновых рощ повсюду царил сумрак широколиственного леса. Глухая, непролазная чащоба: вековечные дубы, липы, вязы - укрывище для дикого зверья и лесной птицы. Не так чтобы очень уж далеко было отсюда до населенного края, до берегов большой реки Оки, где люди жили уже и в каменном веке. Но их поселки жались поближе к реке, на самом краю леса, и лишь небольшие ватаги охотников на вепря и оленя пробирались иногда в эту глухомань. Позднее, в эпоху, когда на Оке появились первые племена скотоводов и земледельцев, леса на безымянной речке по-прежнему оставались нетронутыми. Участки, где люди жгли лес под посевы, и где пасся их скот, все также тяготели к реке Оке. Не было еще у человека сил, чтобы надолго закрепиться в густых лесах на водоразделах, вдали от больших рек. Если и горел лес в иной жаркий день в долине, то лишь от огня, перенесенного сюда ветром с приокских подсечных гарей.

Но история шла неспешно своим чередом, и наступило время, когда человек впервые поселился в долине небольшой речки. Произошло это семнадцать столетий назад, в третьем веке нашей эры, в эпоху, когда человеческое общество в этом лесном краю переживало ранний железный век.

В один из летних дней в лесах над долиной зазвенел топор человека. Несколько мужчин, одетые в холщовую одежду, обутые в лапти и кожаные чуни, подрубили кору у деревьев на большом участке, а потом надолго покинули это место. Через несколько лет, весной, когда стояла безветренная ясная погода, мужчины вернулись и подожгли хворост и высохшие стволы, многие из которых уже успел повалить на землю прошлогодний ветровал. После пожара, когда над тем местом, где когда-то высились лесные великаны, уже догорали последние валежины, в долину пришли люди, ее будущие жители. Их было много – почти сотня мужчин, женщин, детей и стариков. В этот раз они собирались не просто засеять лесную прогалину просом и пшеницей, чтобы осенью серпами сжать обильный урожай первого года. Им нужно было новое место для поселения, вдали от большой реки Оки и степной окраины, где вот уже который год было неспокойно, где городки местных жителей часто подвергались нападениям ожесточившихся соседей и отрядов из чужих племен, жадных до грабежа и разбоя.

Вот и сейчас, место для поселения люди выбрали здесь с оглядкой на возможное появление врага. Высокий мыс с крутыми склонами, с трех сторон огибаемый излучиной реки, самой природой был укреплен и сделан труднодоступным. Но с напольной стороны, там, где река не смогла одолеть узкий перешеек, пришлось поработать людям. Деревянными и костяными лопатами они выкопали в этом месте глубокий ров, а землю выкинули на край площадки своего будущего поселения, сделав вал такой высоты, чтобы враг не смог прицельно бросать стрелы и копья в находящихся внутри укрепления людей. Для большей уверенности, лопатами же дополнительно подрезали и без того крутые и высокие склоны со всех сторон площадки, на которой уже успели построить себе первые дома. Дома эти были, в общем-то, небольшими строениями. Деревянные избы шагов семь в длину, и чуть меньше в ширину, сложенные из бревен в виде сруба, уложенного прямо на землю. Двускатную крышу покрывали жердями, большими кусками древесной коры, охапками сена и дерном. Полы в домах выкладывали мелким известковым камнем. Рядом с домом рыли небольшую яму – погреб для хранения запасов. Внутри дома, в углу, из камней делали очаг, у стен ставили деревянные полати, складывали скарб, горшки с припасами, глиняную и деревянную посуду, оружие, одежду и все прочее, необходимое людям для жизни. Всего на поселении таких домов стояло больше десятка. Один-два из них, правда, были заняты амбарами и мастерскими.

Вокруг домов, по краю площадки и по гребню вала общими усилиями люди построили стену. Она представляла собой или частокол, либо ограду из бревен, уложенных горизонтально между врытыми вертикально столбами. Часть стены на самых важных участках у ворот и на валу могла быть более сложной дерево-земляной конструкции, когда между двумя рядами оград насыпали землю.

Так впервые на речке Городенке появился городок, или, точнее, укрепленная деревня балтского племени. Сами себя жители городка называли галиндами. Славяне, чьи поселения располагались к югу от земель балтов, и которые часто появлялись в краю своих северных соседей, называли их люди-голядь. Иной раз по рекам в лесной глуши проплывали на лодках торговцы украшениями и диковинками из римских провинций. Для них жители лесных городков были гольтескифами, одним из многих и почти неизвестных Риму окраинных племен.

Время, когда возникло здесь это поселение, было неспокойное, тревожное. Самое начало эпохи Великого Переселения Народов. Повсюду былое родоплеменное единство рушилось, то тут, то там власть брали в свои руки сильные вожди, окруженные жадными до наживы войнами-дружинниками. Эти люди увлекали в далекие походы целые народы, под их натиском едва держалась сама Римская Империя. Господство в причерноморских степях, а с ними и во всем широком поясе лесостепей и лесов, захватили сначала сарматы, а следом германский народ готов. Стронулись с насиженных мест многочисленные славянские племена, двинулись на север, когда миром, а когда и войной пробивая себе дорогу. На средней Оке объявились опасные мордовские всадники, вооруженные готскими мечами. В степях бродили легкие на подъем воинственные кочевники, сармато-аланские племена. Многие городища в ту эпоху сгорели дотла, а кто отстраивался заново, должен был опасаться новых набегов.

Непросто приходилось жителям приокских лесных городков. В их среде, конечно, тоже появились военные вожди, которые чувствовали себя в эти времена увереннее прочих соплеменников. Старые родовые старейшины теряли власть. Поселением на реке Городенке управлял вождь из самого многочисленного семейного клана, который и привел сюда переселенцев. Среди тех, кто ему подчинялся, были немногочисленные семьи из других городков, сожженных врагами в прошлые годы. Прибились к клану также и славяне – среди обычных домов на поселениях голяди иной раз можно было увидеть и небольшие, крытые деревом и дерном землянки славянских переселенцев.

Время было тревожное, особенно лето, когда поля уже засеяны, а урожай еще не взошел, и на стене городка всегда стояли дозорные войны, с железными копьями, топорами, ножами, луками и полными колчанами стрел за спиной. Следить им приходилось за всеми окрестностями, но особенно за дорогой. Дорога, или, точнее, просто широкая утоптанная тропа, поднималась на городище вдоль склона, постепенно достигая небольших ворот, за которыми выводила в свободный от строений центр поселения. Здесь жители собирались по важным случаям, сюда же загоняли скот при всякой опасности и в суровые зимы, когда волки выли мало что не у самой стены.

Скот – коровы, свиньи, лошади и овцы, был важным достоянием. Коровы давали молоко, мясо и кожи. Свиньи, основной, пожалуй, источник мяса для жителей городка, паслись полудикими стадами в лесу и подбирали объедки на поселении, оспаривая пищу с собаками. На лошадях не только ездили верхом, но и забивали на мясо. Овец стригли, получая шерсть, которую женщины с помощью веретена свивали в нити, из которых потом на ткацком станке делали грубое шерстяное полотно. Теплую одежду – шубы, шапки и рукавицы, шили из овечьих шкур.

Скот также можно было выменять у соседей на разные нужные предметы. В приокском городке голяди возле устья реки Скниги меняли скот на болотную железную руду, которую добывали местные умельцы в приречных болотцах, на римские и готские фибулы – застежки для плащей, на браслеты, стеклянные бусы и бронзовые серьги – женские украшения, на шерстяную и льняную ткань. Выменивали и обломки металлических предметов и украшений, которые потом можно было перелить в новые изделия у себя дома.

Еще можно было пригнать теленка в маленький городок соседей, что стоял на берегу Оки против большого острова чуть выше реки Бледеи, и обменять его на целый ворох вяленой рыбы, на добытый из бортей мед диких пчел, на всякие полезные сушеные травы, что собирали местные знахарки на приречных лугах.

В иной год, когда скот падал от бескормицы, приходилось идти на поклон к соседям, а то и пытаться силой выкрасть чужих коров. А потом со страхом ждать ответных набегов, рассылая дозорных по округе, а за ягодами и грибами отправлять в лес настоящие боевые отряды.

Но скот был важен не только как средство получить мясо, молоко, или добиться выгодного обмена. Расчищенные от леса поля увеличивались год от года, и для того, чтобы засеять зерно в не удобренную золой сожженного леса землю, требовалось сперва распахать ее. Быки и лошади теперь тащили за собой деревянные плуги, закладывая борозды в очищенные от старых пней пашни.

Зерно с этих полей было главным и самым надежным продуктом. Без крупяной каши и пресных лепешек не прокормились бы жители этого поселения, одного из самых крупных среди городков голяди. Но, все же, и старинный промысел – охота, продолжал оставаться для людей важным и необходимым. Частенько, оседлав лошадей, отправлялись они на поиски кабаньих стад. Или же, собравшись чуть не всем городком, устраивали большие загоны в окрестных оврагах на лосей и косуль.

Но особенно ценной добычей были бобры. Плотины их то тут то там перегораживали русла малых ручек и ручьев в верховьях Скниги, Бледеи и Восьмы. Шкурки бобров можно было обменять у торговцев с Верхнего Дона на красивые южные фибулы, стеклянные бусы для своих красавиц, на необычные лощеные горшки и прочие полезные диковинки, даже на такие, как бронзовая голова темнокожей женщины из неведомых стран, которую однажды провезли на лодке вверх по реке Поротве.

Ну а самые важные и нужные предметы – железные топоры, разный инструмент, простые бронзовые украшения, игрушки для детей, деревянную и глиняную посуду, делали в городке самостоятельно. Вещи из железа ковали в небольшой кузнице, бронзу отливали прямо у домашних очагов, ложкарными ножами вырезали из липовых поленьев ложки и миски, из глины руками лепили горшки и сковородки, которые потом лощили до черного блеска, чтобы сделать похожими на привозную посуду с низовий Днепра, красивую и не пропускающую воду.

Ну а в дни языческих празднеств, в дни особые, над долиной речки и далеко вокруг раздавались песни этого лесного народа, немногочисленного, но крепко связанного со своей землей.

Так год за годом протекала жизнь в городке на маленькой речке. Несколько поколений сменилось у очагов в бревенчатых избах, когда общий размеренный уклад стал меняться. Отдельные семьи становились все более самостоятельными, сами теперь могли себя обеспечить всем необходимым, и не хватало уже им плодородных полей в окрестностях городка. Постепенно начали люди покидать свое поселение и ставить маленькие хутора там, где еще сохранялись обширные участки лесов под будущую подсеку. Перестали подновляться укрепления, всего пара семей осталась на городище, но и им тут было неудобно – за водой высоко ходить, скот гонять трудно, а прежней защиты все равно нет, стены давно сгнили и разрушились. Так, через две сотни лет после основания поселения, последние жители покинули это место, и городище запустело.

Люди лесного племени голядь еще несколько столетий обитали маленькими хуторами по своим речкам и оврагам, пока не началось в восьмом веке нашей эры движение славян на север. Многочисленные переселенцы приходили в лесной край, ставили свои дома и деревеньки на свободных местах, на зарастающих подсеках, у лесных рощ, на старых полях, оставленных для восстановления от пахоты. Славянские поселения появились в ближней и дальней округе, повсюду в северных лесах. Постепенно местные жители усваивали обычаи и язык пришельцев. Молодежь и более деятельные семьи стали перенимать новые способы переложного земледелия, копировать железные рала для сохи. Надо было общаться с соседями, торговать, делить участки полей, и все это приходилось делать на славянском языке. Славяне же, в свою очередь, начинали рассматривать такие семьи галиндов как своих, признавать их право на земельные и лесные угодья, приглашать на празднества и важные советы общин. Так, шаг за шагом, балты постепенно растворялись в славянском племени. Но еще долгое время прежний язык голяди можно было услышать в этом лесном краю. От местных жителей перешли в язык славян названия ближайших рек и речек – Нары, Таденки, Лопасни, Бледенки, Восьмы. От них же перешли в быт многие древние обычаи и обряды. Вятичи, славянское племя, вобравшее в себя предшествующую балтскую народность, долгое время потом еще стояли особняком среди прочих славян.

Но, конечно, среди голяди были и такие, кто не признавал новых времен. Кто-то из галиндов не смог ужиться со славянами и покинул этот край. Другие оттеснялись шаг за шагом в неугодья и жили в постоянной нужде. Иной раз и само имя голядь становилось у славян нарицанием для деревенской бедноты. Прошли годы и остались в лесных избушках одни лишь старики, которые еще говорили на забытом балтском наречии, помнили обряды и песни ушедшей эпохи.

В девятом веке нашей эры на запустевший высокий мыс в долине Городенки вновь приходят люди. Славяне вятичи теперь ставят на холме свои дома, подсыпают оплывшие валы, рубят новые стены. В двенадцатом веке, когда в земли вятичей приходит княжеская власть, укрепление на Городенке уже обзаводится своим небольшим посадом – обширная деревня теперь стоит за рвом, тянутся в поля проезжие дороги. В самой же крепости, окруженной деревянной стеной из срубов-клетей, в случае угрозы могли рассчитывать на защиту жители не только посада, но и многих ближайших деревень. В древних русских летописях нет упоминаний о городе на речке Городенке, но мы знаем, что земли эти до монголо-татарского нашествия принадлежали Черниговскому княжеству.

Много неспокойных лет пришлось пережить крепости. В 1196 году, в эпоху междоусобиц, в край вторгались дружины рязанских и владимирских князей. В 1237 году смертоносным зимним бураном пронеслось по Руси нашествие Батыя. Монголо-татары подвергли разорению земли по верхнему и среднему течению Оки, сожгли множество городов и деревень. После этого времени в опустошенных землях по Беспуте и Скниге утвердились рязанские князья. Крепость на Городенке надолго стала пограничным городком Рязанского княжества, стоявшим на рубеже против волостей тарусских князей на западе и татарских владений тульских баскаков на юге. В грамотах московских и рязанских князей встречается упоминания уезда Мстиславль, находившегося где-то между верховий Беспуты и Вашаны. Возможно, крепость на Городенке входила в состав этого рязанского владения. Может быть, даже ее название нам известно. Крилатеск – одно из не нашедших пока объяснения названий рязанских городов Заокского края, упомянуто в «Списке русских городов дальних и ближних» конца XIV века.

В 1382 году в непосредственной близости от крепости прошли орды хана Тохтамыша. Правда, в этот раз край не подвергся разорению – хана сопровождали сами рязанцы, указывая дорогу на Серпухов и враждебное Московское княжество.

В отместку за такое предательство, дружины серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго дважды, в 1383 и 1385 году, разоряли рязанские земли за Окой, уводили полон в Серпухов и Тарусу. Вернуться в родные места местные жители смогли только спустя два десятка лет, когда по мирному договору Москва обязалась вернуть пленников Рязани.

В 1395 году началась война Рязани и Великого Княжества Литовского. Рязанские рати ходили в походы из приграничных крепостей, одной из которых была и крепость на Городенке. А в 1396 году на рязанские земли обрушился поход литовского князя Витовта, который, по выражению летописей «землю Рязанскую всю плени, людей иссече и в полон поведе».

В 1407 году в краях на Беспуте и Скниге собирал войско рязанский князь Федор Ольгович, для борьбы за Рязанский стол с другим претендентом на него, князем Иваном Пронским. В этот же год по местным селениям, как и по всей Залесской Руси, пронесся мор, принесший запустение во многие деревни. В 1408 году очередное разорение пронеслось по Руси с татарскими ордами Едигея.

После этого нашествия походы татар в Заокские земли надолго прекратились. Мирная жизнь позволила жителям вновь отстроить свои деревни. В 1462 году долина реки Городенки вместе со всеми рязанскими заокскими волостями перешла под руку Москвы, была выкуплена у рязанского князя. Целое столетие мирной жизни, весь 15-й век, отмерила беспокойная история этим краям.

Московское княжество укрепляло вновь обретенные земли. В начале 16-го века были построены каменные крепости в Туле и Зарайске, отодвинув от Оки границу со степью. Но укрыть заокские земли от набегов татар они не смогли. Сильный и коварный враг – крымские ханы, принялись совершать набеги и ходить в большие разорительные походы к окским бродам между Нарой и Лопасней. С середины 16-го до середины 17-го века, целых сто лет, угроза нашествий крымских татар висела над нашим краем. Не один раз горели крестьянские деревни, опустошались дотла приокские земли. В самых верховьях Городенки, всего в нескольких верстах от старого городища, грозная южная дорога – Муравский шлях, пересекала речку на броде у деревни Большая Городня. Название самой деревни происходит от укреплений, засек, валов, частоколов и земляных городков, что ставили стрельцы в те времена на путях движения степняков по берегу реки Городенки. На окрестных курганах постоянно стояли служилые люди, дозорные, всматриваясь вдаль. Завидя дым на передовых курганах, поднимали они тотчас зажженную солому на шестах, передавали сигнал дальше, чтобы предупредить поселян и городские стрелецкие полки о приближении врага. Может быть, в те годы крепость на высоком мысу, огороженная частоколом, еще служила местным жителям заставой и укрытием, а высокий вал, поднимающийся над окрестными склонами, сторожевым курганом, огонь с которого можно было увидеть даже из отдаленных поселений в долине Скниги.

Но годы шли, и история городища, что сейчас стоит в красивой долине напротив остатков деревни Нижняя Городня, подходила к концу. Люди навсегда покинули это место, разрушились деревянные постройки, оплыли высокие валы, трава покрыла зеленым ковром последние следы древнего людского поселения. Только крестьяне из года в год наведывались сюда летом, накосить травы для коров, да иной раз собиралась молодежь на красивом холме, полюбоваться долиной реки, поболтать на закате о разных своих делах и переживаниях. Так и называли это место в недавние годы – Беседкой. Но бытовали среди крестьян и еще три названия, отразившие былую историю древней крепости – Курган, Городок и Городнище.

Большое сокровище сегодня для нас этот древний зеленый холм в долине Городенки. Здесь прожили свою жизнь наши далекие предки, здесь они радовались и страдали, здесь трудились, создавая для себя и для своих детей нехитрый мир, из которого спустя столетия вырастет и наш, современный мир, совсем непохожий. Но корни его, а с ним и наши собственные, человеческие корни, тянуться в тот, давно ушедший, скрытый травой и недолговечной памятью мир древности. Поэтому так важно не потерять эти следы, не потревожить и не разрушить старое городище, а заботливо оберегать его, чтобы ученые могли впоследствии бережно раскрыть тайны, скрытые в летописи земных слоев, и чтобы будущие поколения людей, так же как и мы сегодня, могли во всю ширь любоваться родными просторами с высоких склонов древнего городка.

Вопрос

Ответ

Почему это в древности там «царил сумрак широколиственного леса»?

 

 

Заокский край и все правобережье Оки в ее верхнем и среднем течении располагается в зоне широколиственных лесов с преобладанием липы, дуба, клена и вяза, с небольшой примесью сосны. Сегодня от этих лесов остались лишь отдельные рощи по оврагам и склонам долин, но когда-то (начиная с середины голоцена, соответствующего началу неолитической эпохи) они занимали практически всю эту территорию (Краснов, 1971). Что касается сумрака, то, действительно, кроны деревьев зрелого широколиственного леса густые и сомкнутые, под пологом обычно ощущается недостаток солнечного света (чего не наблюдается, например, в сосновых борах).

 

Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы, 1971

 

Точно ли поселки каменного века «жались к реке»?

 

 

С эпохи неолита, то есть времени, когда широколиственные леса полностью покрыли водоразделы на правобережье Оки, местное население существовало главным образом за счет рыболовства (Археология СССР, Неолит Северной Евразии, 1996). Подавляющая часть открытых поселений неолита расположена на берегах крупных рек и озер. В том числе, такая картина характерна и для берегов Оки между устьями Вашаны и Беспуты – все известные древние поселки открыты на берегу Оки и ближайшего течения ее крупных притоков (АКР, 1992, 1994, 1999).

 

Археология СССР, Неолит Северной Евразии, 1996

АКР, Калужская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1992 г.

АКР, Московская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1994 г.

АКР, Тульская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1999 г.

 

С чего это вдруг в бронзовом веке леса далеко от Оки оставались нетронуты?

 

 

В эпоху неолита человек не имел необходимости вырубать или жечь лес. Все что ему было нужно – это дрова для очага и жерди для постройки хижин. Но в бронзовом веке на берегах Оки отмечается присутствие нескольких археологических культур, принадлежавших древним скотоводам и земледельцам, практиковавших подсечно-огневое земледелие. Это культуры фатьяновская, поздняковская и сетчатой керамики. С их появлением леса начинают выжигаться под посевы (Краснов, 1971). Но участки подсеки располагались поблизости от поселений, а они пока не найдены на отдаленных от реки водоразделах в этой части долины Оки, располагаясь исключительно в непосредственной близости от русла (АКР, 1992, 1994, 1999).

 

Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы, 1971

АКР, Калужская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1992 г.

АКР, Московская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1994 г.

АКР, Тульская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1999 г.

 

Откуда известно про огонь с гарей?

 

 

При поджоге на подсеке огонь не всегда удавалось контролировать (Краснов, 1971). Ветер мог легко разнести пожар на окружающий лес. Достаточно было даже редкого случая в череде благополучных поджогов, чтобы выгорел значительный участок водораздельного леса. Влияние огня в эпоху бронзового века на почву и состав растительности отмечено в зоне широколиственных лесов почти повсеместно (Бобровский, 2002).

 

Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы, 1971

Бобровский М.В. Козельские засеки (эколого-исторический очерк), 2002

 

Про лапти что-то не верится… И что там за чуни такие?

 

 

И тот и другой вид обуви использовался средневековым населением лесных областей, в частности славянами. Что касается более раннего времени, то в распоряжении археологии есть свидетельства использования лаптей из плетеного липового лыка в раннем железном веке. Ими являются найденные при раскопках Старшего Каширского городища (Городцов, 1933) и ряда других городищ лесной зоны особые деревянные клинья – кочедыги, являющиеся инструментом для плетения лаптей. Чуни, другой вид обуви, представляющий собой кожаные чехлы, приматываемые к ноге ремешками, также имеют очень древнее происхождение. Их изображение найдено, в частности, на фрагменте глиняной статуэтки из поселения поздняковской культуры бронзового века. (Археология СССР, Эпоха бронзы лесной полосы СССР, 1987).

 

Городцов В.А. Старшее Каширское городище, 1933

Археология СССР, Эпоха бронзы лесной полосы СССР, 1987

 

Откуда узнали, что первые поселенцы пришли сюда именно в третьем веке нашей эры?

 

 

Такой вывод был сделан по результатам последней археологической разведки городища у деревни Нижняя Городня, проведенной А.М. Воронцовым и Р.В. Кляниным в 1996 году (Воронцов, Клянин, 1996). По керамическому и вещевому комплексу появление его отнесено к концу 3-го века н.э. Близкие даты предлагались исследователями, проводившими более ранние разведки (Розенфельдт, 1979, Молчанов, 1980).

 

Согласно данным Воронцова и Клянина, городище принадлежало в начальный период существования населению мощинской культуры и датируется керамикой 3-5 веков нашей эры. Розенфельдт и Молчанов относили начальный период жизни на городище к позднедьяковской культуре. Мощинская и позднедьяковская культуры чрезвычайно близки между собой, и, по-видимому, на самом деле принадлежали родственным племенам, формировавшимся на основе культуры мощинского облика (Третьяков, 1966, Седов, 1982).

 

Воронцов А.М., Клянин Р.В. Отчет об археологической разведке на городище у д. Нижняя Городня, 1996

Розенфельдт Р.Л. Разведки на городище у д. Нижняя Городня, 1979 // Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII веков, свод археологических памятников, 1996

Молчанов А.А. Исследования Городенского городища. Археологические открытия 1979 года, 1980

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. Археология СССР, 1982

 

Что это за рассказ про подрубание коры, пожар и прочее?

 

 

 

Это известные по этнографическим данным приемы ведения подсечно-огневого земледелия, характерного для лесных племен в раннем железном веке (Краснов, 1971). Вполне возможно, что у населения мощинской культуры уже имелись навыки и пашенного земледелия (Краснов, 1971), но появление людей в лесах на относительно удаленном водоразделе, каким являются верховья Городенки, почти неизбежно должно было начинаться с предварительной подсеки. Конечно, нельзя исключать того момента, что ко времени появления мощинского городища, в округе уже существовали не открытые пока небольшие селения мощинской или верхнеокской культур, и сопровождающие их подсечные и пашенные участки. Но пока таких селений здесь не открыто (Воронцов, 2007), и, поэтому, более вероятным является предположение о разовом начале вырубки леса и основания городища.

 

Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы, 1971

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

 

Почему людей было около сотни и почему они пришли именно весной?

 

 

Численность населения городищ лесной зоны в раннем железном веке исследователями оценивается в пределах 50-100 человек, редко больше. Для населения позднедьяковского Троицкого городища эта цифра составляет 60-80 человек (Дубынин, 1970). Учитывая, что площадь Городенковского городища довольно велика (оно стоит в ряду самых крупных городищ, относимых к мощинским и позднедьяковским) , то число жителей в количестве около ста человек выглядит оправданно.

 

Приход людей весной соответствует предположению о появлении населения на городище как новом месте поселения в один момент. Весной осуществлялся поджог участков под посевы, а наступающее лето давало возможность построить до наступления холодов дома и укрепления, поэтому наиболее удобно жителям городища было переселение сюда именно ранней весной.

 

Дубынин А.Ф. Троицкое городище. Древнее поселение в Подмосковье, 1970

 

Почему на Оке и на степной окраине было неспокойно?

 

 

Время существования на Городенковском городище мощинского населения укладывается в промежуток времени, который по наиболее значимым историческим влияниям назван позднеримским. Еще одно хорошо известное название - Эпоха Великого Переселения народов. В самих этих названиях уже заключен основной смысл происходивших событий. Это период упадка далекой от окских лесов Римской Империи, ее войн с многочисленными варварскими племенами. Но не только там, на римских пограничных линиях, развертывалась история. И здесь, в нашем Заокском крае в то время было очень неспокойно.

 

Одной из причин этого было усиление межродовых столкновений в среде лесных племен, вызванное развитием общества в раннем железном веке. Здесь имеется ввиду постепенный рост благосостояния при сохраняющейся опасности частых природных и социальных бедствий: неурожая, голода, набегов иноплеменников, кровной мести и других факторов. Само появление городищ говорит о необходимости защиты поселения.

 

Вторая причина, это начавшийся распад родовой организации племен лесной зоны Восточной Европы в первых веках нашей эры. Выделение вождей, знати, хотя и было здесь еще в зачаточном состоянии, но уже влияло на увеличение подвижности и воинственности отдельных групп населения.

 

И, наконец, большую нестабильность вызывало соседство с областями, где процесс распада жесткой родовой организации зашел уже гораздо дальше, чем на территориях собственно мощинской культуры. Так, древнеславянское население к тому времени уже полностью распростилось с родовым строем и образовывало связанные территориальные общины, состоящие из отдельных патриархальных семей. Их активность в широкой лесной полосе Европы выражена словами римского историка Тацита, - «Венеты…ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами». Переселения славян в эту эпоху (2-4 века н.э.), зачастую воинственные, признаются многими исследователями (Третьяков 1966, Седов 1982, Щукин 1994). В степях подонья (а верховья Дона расположены совсем недалеко от Оки), в это же время активно перемещались различные сармато-аланские племена, которые оказывали давление не только на Римскую империю, но и на весь широкий пояс лесостепей и лесов (Щукин 1994). Очевидную опасность для соседей должны были представлять и по всем признакам воинственные племена (или племя) из будущих мордовских областей на средней Оке, носители так называемой культуры рязано-окских могильников (Ахмедов, Белоцерковская, 2008). Их активность в немалой степени должна была быть обязана тесным связям с переселившимися с Балтики германскими племенами вест- и остготов, установивших на целых два столетия свою гегемонию в Северном Причерноморье (Ахмедов, Белоцерковская, 2008)

 

Естественно, появление многочисленных «варварских» племен воинственного облика не могло не сказаться на жизни соседей из лесных народностей, подобных мощинским и позднедьяковским.

 

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. Археология СССР, 1982

Щукин М.Б. «На рубеже эр». 1994

Ахмедов И.Р., Белоцерковская И.В. Работы археологических экспедиций ГИМ на Оке: некоторые итоги и перспективы изучения рязано-окской культуры III-VII вв н.э. // Археологические открытия 1991-2004 гг. Европейская Россия, 2008

Откуда взялось это описание построенных домов?

 

 

Подобные постройки характерны для городищ мощинской культуры на территории современной Тульской области. Например, на ближайшем к Нижней Городне Борисовском городище (расположено недалеко от села Павловского на Беспуте) открыта целая серия таких домов, которые реконструируются как срубы, поставленные на незаглубленный материк, с очагом внутри (обычно в углу) и подсыпанным известняковым камнем полом (Воронцов, 2007). Рядом с домами находились хозяйственные ямы. Одно из строений на Борисовском городище было столбовой конструкции и не имело внутри очага, что интерпретируется как хозяйственная постройка. Крыши домов реконструируются гипотетически на основе примеров из этнографии.

 

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

 

Неужели укрепления были такими, какими они тут описаны?

 

 

По всей видимости - да. Стены, огораживающие поселок на вершине городища, были сделаны из столбов, врытых на расстоянии нескольких метров один от другого. В этих столбах, являющихся каркасом, делались вертикальные пазы, в которые укладывались концы горизонтально уложенных бревен, составляющих собственно стену. На мощинских и позднедьяковских городищах простые однорядные стены такой конструкции не редкость. Остатки отдельно расположенных столбов по линии укреплений были выявлены на соседнем Борисовском городище.

 

Однако, на мощинском городище Супруты на реке Упе, в хорошо сохранившемся слое недавними раскопками установлено существование стены с грунтовой засыпкой (Воронцов, 2006-2007). Можно ожидать, что при хорошей сохранности слоев на мощинских городищах тульской области повсеместно можно ожидать существование именно дерево-земляных стен. Возможно также сочетание однорядных и двойных деревоземляных стен на разных по важности участках, как это было, например, на городище Березняки (Третьяков, 1941).

 

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

Воронцов А.М. Исследования Супрутского городища, 2006-2007

Третьяков П.Н. Северные восточно-славянские племена. Реконструкция поселения у д. Березняки. МИА 1941(6)

 

Галинды, голядь и гольтескифы – кто это? Точно ли так называли жителей городища? Они точно были балтами?

 

 

«Люди Голядь» - такое племя упоминают летописи в связи с походами русских князей на Протву в 1058 году: – «В лето 6566 победи Изяслав Голяди», и в 1147 году: – «И шедъ Святослав взя люди Голядь, верх Поротвы, и ополонишася дружина его повелику», Воскресенская летопись. Судя по текстам, племя это не славянское (все славянские племена у Нестора Летописца перечислены отдельно). В начале 19-го века в науке было распространено мнение, что дославянское население во всей Центральной России было финно-угорским по языку и происхождению. Однако после масштабных археологических исследований второй половины 20-го века и подробного исследования древней гидронимии, было надежно установлено, что финноязычное население занимало лишь земли восточнее реки Москвы и ее устья (в период, начиная с первых веков н.э.). Территорию современных Калужской и Тульской областей с конца бронзового, и на протяжении всего раннего железного века, занимали племена, говорившие на балтских языках (сосницкая, юхновская, верхнеокская, мощинская культуры). В начале нашей эры балты продвинулись дальше на восток, заняв западную часть современной Московской области и поречье Оки, где ранняя дьяковская культура сменилась позднедьяковской (культура москворецких городищ), близкой балтской мощинской культуре. Такой точки зрения придерживалось большинство археологов (Третьяков, 1966; Дубынин, 1970; Розенфельдт, 1974; Краснов, 1971; Седов, 1982). Трактовку проникновения балтов на восток приняли со временем и ее первоначальные противники (Смирнов, 1994). Исследование этимологии речных названий выявили обширный слой дославянских гидронимов балтийского происхождения (Топоров, 1972, 1982, 1997; Откупщиков, 2004; Седов, 1971). Среди самых ярких балтских речных названий Упа, на которой стоит Тула (upe – «река» в литовском и латышском языках). Кроме нее, балтское происхождение имеют такие знакомые нам реки как Нара, Лопасня, Таденка и множество других.

 

Если финно-угорское происхождение мощинской культуры было опровергнуто достаточно надежно, то славянское обосновывалось весьма серьезно. Многие элементы мощинской и позднедьяковской культуры, такие как, например, лощеная керамика, близки раннеславянским (зарубинецким). В связи с этим некоторые археологи в ранних работах относили обе культуры к раннеславянским (Третьяков, 1941; Никольская, 1959). Однако, по мере накопления материала ученые встали на позиции балтийского происхождения мощинского и позднедьяковского населения (Третьяков, 1966; Никольская, 1966, 1981). Тем не менее, по-прежнему представляется очевидным присутствие сильного зарубинецкого влияния (как минимум влияния) в указанных культурах. Вполне вероятно, будущие археологические работы внесут много нового в историю славянского проникновения на север, существенно удревнят возраст славянской культуры в Поочье.

 

Можем ли мы узнать, как далеко распространялся этноним «голядь», упоминаемый только в одном месте на Протве. Исследованиями было выявлено распространение гидронимических и фольклорных названий с элементом «голядь» (Голедянка, Голяжье, Голичичи, Голяга и др.) на территории Тульской, Калужской и Московской областей, занятых в середине 1 тысячелетия н.э. мощинской и позднедьяковской культурами, что характеризует территорию единого этноса «Люди Голядь» (Седов, 1971; Топоров, 1982).

 

О тождестве летописной голяди и самоназвания галинды писали В.В. Седов (Седов, 1971) и В.Н. Топоров (Топоров, 1982). Галинды – одно из исторических прибалтийских племен, название которых означает «окраинные» (что весьма подходит также восточнобалтийским племенам на Оке). В языке славян название трансформировалось в «голядь».

 

Племя с именем «Гольтескифы», а также «Колды» (Голды), появляется у готского историка Иордана в перечне племен, подвластных державе Германариха. И те и другие претендуют на роль окской голяди (Седов, 2000), хотя обосновать это надежно не представляется возможным (Рыбаков, 1980). Поэтому название «Гольтескифы» в тексте приводится с известной долей осторожности.

 

Дубынин А.Ф. Троицкое городище. Древнее поселение в Подмосковье,1970

Краснов Ю.А. Раннее земледелие в лесной полосе Восточной Европы, 1971 г.

Никольская Т.Н. Земля вятичей, 1981

Никольская Т.Н. МИА 72. Культура племен бассейна верхней Оки в 1 тысячелетии н. э., 1959

Никольская Т.Н., 1966 - К этнической истории бассейна верхней Оки // КСИА, Вып. 107, 1966

Откупщиков Ю.В. Древняя гидронимия в бассейне Оки // Балто-славянские исследования XVI, 2004

Розенфельдт И.Г. Керамика дьяковской культуры // Дьяковская культура, 1974

Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», 1980

Седов В.В. Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья // Древнее поселение в Подмосковье, 1971
Седов В.В. Восточные славяне в
VI-VIII вв. // Археология СССР, 1982

Седов В.В., Iš baltų kultūros istorijos, 2000

Смирнов К.А. Периодизация памятников городецкой и дьяковской культур (1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.) // Дисс. д.и.н., 1994

Топоров В.Н. «Baltica» Подмосковья // Балто-славянский сборник, 1972
Топоров В. Н. Древняя Москва в балтийской перспективе // Балто-славянские исследования 1981. М., 1982
Топоров В. Н. К вопросу о древнейших балто-финно-угорских контактах по материалам гидронимии // Балто-славянские исследования 1988-1996, 1997
Топоров В.Н. О балтийском слое русской истории //
Florilegium, 2000
Третьяков П.Н. Северные восточно-славянские племена. Вопросы этногонии северных славянских племен. МИА 1941(6)

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

 

Почему поселением тут управлял вождь клана, почему сказано про семьи из разрушенных городищ, к чему упомянуты землянки славян?

 

 

В период распада родового строя на первый план постепенно начинают выходить отдельные личности и сильнейшие семьи. Они занимают лидирующее положение в первичном родовом коллективе. Слово «клан», хотя имеет прямую параллель со словом «род», тем не менее воспринимается современным человеком в иных оттенках смысла. Клан здесь, это большая семья, занимающая лидирующее положение в прежнем родовом коллективе. Предводителем становится один из мужчин этой семьи, он может совмещать одновременно обязанности военного вождя и жреца. Другие семьи имеют равные права, но по сути уже входят в состав клана, подчиняются ему в важнейших решениях. Такая община более гибкая к приему в свою среду семей со стороны. А то, что такие ищущие пристанища семьи действительно можно было встретить в округе, говорят факты сожжения многих мощинских городищ в середине 4 века н.э. (Воронцов, 2007). Конечно, в состав клана могли войти и иноплеменные семьи. Облик мощинской культуры во многом определен влиянием славянской зарубинецкой культуры, отдельные выходцы из среды которой проникали далеко на север (Третьяков, 1966). Типичными жилищами славян являлись квадратные полуземлянки, и в 4-5 веках н.э. эти землянки (славянские либо в подражание славянским) начинают появляться на некоторых мощинских городищах (Воронцов, 2007). Совсем необязательно, что славянские полуземлянки появились в этот период и на Городенском городище, но присутствие людей со славянскими корнями или недавно присоединившихся переселенцев вполне можно допустить.

 

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

 

Почему самое тревожное время года – лето?

 

 

Весной жители городищ были заняты расчисткой подсек и пахотой, осенью сбором урожая. Зимой, в морозное время, важнее согреть свои дома и сидеть в тепле. Для выяснения многочисленных межродовых распрей самым удобным временем оставалось лето. Летом же отряды воинственных лесных племен могли на лодках проникать по рекам вглубь лесов. Степнякам летние месяцы давали возможность кормить лошадей травой в походе. Поэтому лето было действительно тревожным временем года для обитателей приокских городищ.

 

Там точно было свободное место в центре городка?

 

Судя по тому, что культурный слой слоя в самом центре площадки имеет незначительную мощность или отсутствует совсем (Коровянский, Ченцов, 1969), здесь не строили каких-либо сооружений. Это довольно обычная практика для городищ лесной зоны, когда дома ставились вокруг некоторого подобия площади, которая одновременно могла являться и загоном для скота.

 

Коровянский Н.Г., Ченцов Ю.С. Отчет об археологической разведке в районе Пущино-на-Оке Серпуховского района Московской области, 1968

 

 

 

Оружие, значит, там были копья, топоры и луки?

 

 

На этот вопрос очень легко ответить, поскольку оружие из металла хорошо сохраняется в земле. На мощинских городищах отмечены находки копий, топоров, ножей, железных наконечников стрел (Воронцов, 2007). На эпонимном городище у деревни Мощины найден также умбон щита, однако, поскольку находка эта единичная, можно полагать, что использование тяжелых щитов воинами верхнеокских племен не было распространено.

 

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

 

И что, там были все эти коровы, лошади, свиньи и овцы?

 

 

Да, именно кости этих домашних животных, и еще кости собаки, в больших количествах находят на городищах мощинской и дьяковской культур. О способах обращения с животными говорят находки предметов быта. Это псалии, предметы конской упряжи, это железные ножницы для стрижки овец, пряслица для кручения веретена и др., найденные в числе прочих и на городище Борисово (Воронцов, 2007).

 

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

 

Что это за городок голяди на устье Скниги, чего это про него там такое написано?

 

 

Имеется ввиду городище у деревни Подмоклово, на котором также как и на Нижней Городне отмечается позднедьяковский (мощинский) культурный слой (АКР, 1994). Располагается это поселение на берегу реки Оки, служившей в раннем железном веке (как и всегда, впрочем) дорогой для торговцев. Кажется вполне правдоподобным, что жители Городенковского поселения, расположенного в верховьях Скниги, получали предметы обмена именно из Подмокловского городка, расположенного недалеко от устья этой реки. О том, что в числе прочих товаров по Оке везли и настоящие римские фибулы (застежки для плащей), говорит, например, находка фибулы с надписью AVСISSA на Троицком городище на реке Москве (Дубынин, 1970).

 

АКР, Московская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1994 г.

Дубынин А.Ф. Троицкое городище. Древнее поселение в Подмосковье, 1970

 

А что это за городок напротив острова? И почему там есть рыба, мед и сухие травы?

 

 

Здесь идет речь о Пущинском городище, которое наряду с более древними эпохами, имеет и позднедьяковский культурный слой (АКР, 1994). Учитывая соотнесение позднедьяковской и мощинской культур с летописной голядью (Третьяков, 1966; Седов, 1971; Седов, 1982), можно говорить о балтском населении городища в 3-5 веках нашей эры, родственном населению городища на Нижней Городне.

 

Поскольку Пущинское городище расположено прямо на берегу Оки (точнее у протоки, отделяющей большой остров), то рыбу ловить его обитатели должны были в большом количестве. Добывание меда из ульев или бортей описано у славян арабскими авторами, но, скорее всего, это древнее занятие практиковалось много раньше, и жители городища вполне могли им заниматься. Одной из особенностей острова и лугов вокруг Пущинского городища является разнообразие луговых растений, среди которых шалфей и другие целебные травы. Естественно предположить, что местные женщины хорошо разбирались в их свойствах и могли часть собранных цветов запасать впрок для торговли.

 

АКР, Московская область, под ред. Ю.А.Краснова, ИА РАН, Москва, 1994 г.

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

Седов В.В. Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья // Древнее поселение в Подмосковье, 1971

Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. Археология СССР, 1982

 

 

А речка Бледея? Такой на карте нет!

 

 

Сейчас такой речки на карте нет, есть только Неглядейка, которая впадает в Оку у современной деревни Балково. Но вот на карте 1790 года эта речка имеет свое настоящее имя Блидейка. А в писцовой книге 1578 года название этой речки звучит как Бледенка, Бледейка, Бледея. Ее наиболее развернутую и обоснованную этимологию можно найти в работах лингвистов, изучавших балтийскую гидронимию Поочья (Топоров, 2000; Откупщиков, 2004). Согласно этим исследователям, река получила свое название благодаря речной рыбе, водившейся в ней (литовское слово Blede означает мелкую речную рыбу типа плотвы), и первоначально звучало как Bledeija. Возникновение этого гидронима связано с балтским населением Поочья в раннем железном веке, вероятнее всего с летописной голядью. Подробнее об этом в статье «История одного названия» (Демидов, 2010)

 

Откупщиков Ю.В. Древняя гидронимия в бассейне Оки // Балто-славянские исследования XVI, 2004

Топоров В.Н. О балтийском слое русской истории // Florilegium, 2000

Демидов В.Э. История одного названия // сайт Пущинского Клуба любителей путешествий «Азимут», 2010

 

Про набеги соседей – это правда?

 

 

Ранний железный век был временем частых межродовых и межплеменных столкновений (Третьяков, 1966). В условиях слабого общественного развития, отсутствию достаточных внутриплеменных связей, разногласия даже между соседними родственными поселениями могли приводить к вооруженным столкновениям. Причем чаще это должны были быть небольшие набеги с целью угона скота или пленных (например, с целью выкупа). Сам характер укреплений городищ говорит об угрозе со стороны соседних поселений (Сыроватко, 2009).

 

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

Сыроватко А.С. Юго-восточное Подмосковье в железном веке: к характеристике локальных вариантов дьяковской культуры, 2009

 

Про пашенное земледелие можно уточнить?

 

 

Пашенное земледелие в лесной полосе изначально было менее продуктивно, чем подсечно-огневое, поскольку отсутствовало удобрение золой (Краснов, 1971). Однако, по мере сведения все новых и новых участков леса, населению постепенно пришлось переходить к переложному земледелию (когда часть полей временно оставляется под лугами для восстановления плодородия). Перелог требовал распашки почвы, а в железном веке люди уже умели это делать. Пахота на быках и лошадях была широко известна к тому времени, в том числе и в донской и окской лесостепи.

 

Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы, 1971

 

Когда про бобровые шкурки идет разговор, что за торговцы там с Верхнего Дона, что за горшки и, особенно, чего там делает эта бронзовая голова?

 

 

В начале нашей эры среди костей диких животных, найденных на городищах лесной зоны, начинают преобладать кости бобра. Мясо его употреблялось в пищу, но основной целью добычи были шкурки. Именно с момента широкой добычи бобра на мех на городищах распространяются предметы импорта (Тавлинцева, 2002). Кроме торговли по окскому пути, жители мощинских городищ получали товары из поселений Верхнего Дона (так называемые памятники типа Каширки-Седелок), служивших посредником в торговле с причерноморскими жителями государства остготов, черняховской культуры (Воронцов, 2007).

 

Бронзовая голова негритянки, прозванная «Наташей», была найдена на селище мощинской культуры в верховьях Протвы. Скорее всего, отправным пунктом послужили земли народа бизаев на реке Нигер, где бронзу плавили именно в таких пропорциях, как и голова «Наташи». Римские торговцы постепенно доставили статую или голову отдельно в провинции, ну а дальше из рук в руки она попала и в наши глухие леса.

 

Тавлинцева, Е.Ю. Железный век на территории Москвы и Подмосковья. Дьяковская культура, 2002

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

 

Поподробней, пожалуйста, про изготовление предметов на городище!

 

 

Основную часть предметов быта и орудий труда население городищ делало самостоятельно. Выплавляли железо, о чем свидетельствуют находки печей, шлаков и железных криц. Отливали бронзовые украшения – находки особых ложек-льячек и литейных форм весьма часты в культурном слое дьяковских и мощинских городищ. Керамические погремушки найдены, например, на Старшем Каширском (Городцов, 1933) и Подмокловском городищах (Смирнов, 1974). Ложкарные ножи для изготовления деревянных ложек и мисок найдены на нескольких дьяковских городищах, причем их форма совершенно такая же, как и у современных инструментов (Смирнов, 1974). Горшки с черной поверхностью изготавливали путем лощения. Этот прием проник с юга, первоначально из ареала черняховской и зарубинецкой культур. Однако местное население хорошо усвоило этот новый способ создавать красивую и удобную в качестве столовой посуды керамику. Изготавливали на поселении еще и массу других, важных в быту предметов, перечислить здесь которые просто нет возможности.

 

Городцов В.А. Старшее Каширское городище, 1933

Смирнов К.А. Дьяковская культура (материальная культура городищ междуречья Оки и Волги) // Дьяковская культура, 1974

 

С чего это тут вдруг сказано про песни?

 

 

Нам хорошо известна славянская песенная культура, в том числе древняя, обрядовая. Очень схожая по мотивам и исполнению песенная культура была и у соседних финских и балтских народностей, чему свидетельство сохранившийся фольклор мордвы, марийцев, литовцев и латышей. Не будет ошибкой указать на широкое распространение песен и во времена жизни на Городенковском городище голядского населения.

 

Про то, как люди постепенно покидали городище, это достоверно известно науке?

 

 

Совершенной уверенности в картине постепенного покидания городища пока нет. Одной из археологических загадок уже долгие годы остается хронологический разрыв между славянами и предшествующими культурами дьяковского и мощинского населения. На городищах как будто бы нет вещей переходных 6, 7, 8 и 9 веков. В науке делались попытки обосновать продолжение жизни местного населения на городищах вплоть до 10 века (Розенфельт, 1982). Однако более обоснованной остается точка зрения о запустении городищ в связи с переходом жителей на новые неукрепленные поселения и началу переложного земледелия (Третьяков, 1966). При раскопках Троицкого городища, как и ряда других, отмечено постепенное уменьшение количества домов на площадке городища, вплоть до полного запустения, что объясняется именно постепенным расселением отдельных семей (Дубынин, 1970). В настоящее время большое внимание археологических экспедиций направлено на поиск и исследование неукрепленных селищ мощинской и дьяковской культуры, способных дать ответ на эти вопросы. Что касается собственно городища у деревни Нижняя Городня, то существуют некоторые данные, что мощинское население правобережья Оки долгое время сохраняло свою самобытность как раз в лесах на мелких притоках (Воронцов, 2007), где городища могли быть обитаемы несколько большее время, и переход на селища произошел позже.

 

Розенфельдт И.Г. Древности западной части Волго-Окского междуречья в VI- X вв. М., 1982

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

Дубынин А.Ф. Троицкое городище. Древнее поселение в Подмосковье, 1970

Воронцов А.М. Этнокультурная ситуация на Окско-Донском водоразделе в позднеримское время. Диссертация к.и.н., 2007

 

Переселение славян было таким мирным и постепенным, как это описано?

 

 

По всей видимости, да, о чем свидетельствует отсутствие археологических следов военных столкновений при большом количестве следов взаимовлияния мощинской культуры и сменившей ее славянской роменско-борщевской (Третьяков, 1966; Седов, 1982). Мирный и постепенный характер расселения славян подтверждает также сохранение в обиходе таких балтских названий больших и малых рек как Нара, Лопасня, Блиденка, Таденка и др, что было возможным только в условиях передачи их при непосредственном общении двух разноязыких этносов (Топоров, 1982; Седов, 1971).

 

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, 1966

Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. Археология СССР, 1982

Седов В.В. Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья // Древнее поселение в Подмосковье, 1971

Топоров В. Н. Древняя Москва в балтийской перспективе // Балто-славянские исследования 1981. М., 1982

 

А как же узнали, что после запустения на городище поселились славяне, и что они построили тут новое укрепление и посад?

 

 

О существовании вятического поселения на площадке Городенского городища с 9-10 веков н.э. свидетельствует керамика роменско-борщевской культуры, обнаруженная в ходе археологических разведок на городище (Молчанов, 1980; Воронцов, Клянин, 1996). Перестройку укреплений в 12 веке и соседнее селище-посад выявил Р.Л. Розенфельдт, проводивший разведку здесь в 1979 году (Розенфельдт, 1979). О перестройке укреплений мы также можем судить из общеисторического контекста. Фортификационное дело непрерывно развивалось, укрепления многих городищ неоднократно подновлялись и расширялись.

 

Воронцов А.М., Клянин Р.В. Отчет об археологической разведке на городище у д. Нижняя Городня, 1996

Розенфельдт Р.Л. Разведки на городище у д. Нижняя Городня, 1979 // Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII веков, свод археологических памятников, 1996

Молчанов А.А. Исследования Городенского городища. Археологические открытия 1979 года, 1980

 

Ну, а дальше, про всю историю славянской крепости, откуда все эти описания и даты?

 

 

История построена на летописных свидетельствах, касающихся нашего Заокского края. Полный их свод составлен в статье «Летописная история Заочья» (Демидов, 2010).

 

Демидов В.Э. Летописная история Заочья // сайт Пущинского Клуба любителей путешествий «Азимут», 2010

 

Откуда известно про названия городища у местных крестьян?

 

 

Наименование Городеньское городище появляется в 1851 году в издании «Записки отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества», том 1.

Название «Городок» впервые было отмечено в выпуске журнала «Тульский край» в 1926 году. Расспросы крестьян из расположенной неподалеку комунны проводил в 1927 году серпуховский краевед А.Н. Воронков (Воронков, 1925-1966). Вот что он писал о городище:

 

«Благодаря трудности проникновения на площадку, она не распахивается, а используется под покос, причем полученное сено не свозится с городища, а сбрасывается под откос. Стадо на нем также не пасется… У крестьян само городище, кажется, не носит особенного названия (добавлено – в селе Покровском оно носит название «городнище»), только вал-холм называется «беседка» и «курган».

 

Воронков А.Н. Археологические памятники Серпуховского района Московской области, 1925-1966 гг.

 

Ого, интересное местечко. Наверное, много можно интересных штуковин нарыть. Надо пойти туда, покопаться маленько!

 

 

Подобные действия – самостоятельное разрытие археологических памятников, поиск отдельных вещей и керамики, запрещены законом и преследуются административно и уголовно. И это не простая прихоть наших законодателей, а самая насущная необходимость в деле сохранения культурных и археологических памятников.

 

Дело в том, что даже каждая маленькая находка и обломок керамики лежат в окружающей толще культурного слоя. Зачастую именно характеристики это слоя (едва заметные глазу прослойки угля, тлена, изменение цвета) являются важнейшими и помогают четко установить датировку и культурно-временную принадлежность находки. При разрытии его лопатой искатель «сокровищ» навсегда разрушает культурный слой. Без этой уничтоженной информации практически любая находка превращается в научную «пустышку», простой предмет без всякой ценности и истории.

 

Археологи, единственные специалисты, имеющие право проводить раскопки, постоянно обучаются методам, позволяющим получать как можно больше информации из культурного слоя. И далеко не каждый археолог получает разрешение на раскопки, открытые листы выдают лишь тем, кто уже имеет достаточный опыт в своем деле. То есть даже деятельность самих археологов оценивается и учитывается в профессиональной среде, чтобы не допустить неквалифицированных раскопок. Но что уж тогда говорить о тех, кто, не имея ни образования ни опыта, ходит с лопатами и металлодетекторами по полям, растаскивая и разрушая, может быть, последние следы тех хуторов мощинской культуры, о которых шла речь в тексте о городище.

 

Для иллюстрации можно привести такой пример. Установить характер построек на мощинских городищах Тульской области, в том числе и на Борисовом городище, помогла лишь особенно тщательная фиксация особенностей культурного слоя (Воронцов 2007). Ведь у домов не было столбов или фундаментов, углубленных в землю, следы которых относительно легко читаются. Естественно, что некачественные раскопки, самовольные разрытия, и даже простое нарушение поверхностного слоя при катании на джипах и квадроциклах (а это сейчас популярное занятие), уничтожило бы всякие следы построек и мы никогда не узнали бы о них.

 

Поэтому стоит еще раз повторить – что самостоятельное «копательство», даже самое безобидное на первый взгляд, угрожает истреблением следов жизни наших предков, тем самым лишая нас сегодня ценнейших знаний о древности, лишая нас самой истории.