Керчь - Анапа 2009
Автор: RomanViktrich   
09.04.2013 12:35

Общественное объединение клуб “Азимут”, г.Пущино

Керчь-Анапа, 2009

Отчет о велопоходе I к/с (Крым, Краснодарский край) по маршруту

Семь Колодезей – Казантип – бухта Широкая – Багерово – г.Ташкалак – оз.Тобечик – Керчь – бухта Рифов – порт Крым – порт Кавказ – Темрюк – Благовещенская – Анапа

совершенном 30.04-12.05.2009г группой туристов из клуба «Азимут», г.Пущино.

Подробная нитка маршрута: Пущино- пл.107км- Тула- ст.Семь Колодезей- бухта Краснокутская- Семеновка- Крымская АЭС- Щелкино- Казантип- Азовское- Казантипский залив- Нижнезаморское- Новоотрадное- Золотое- г.Курган- бухта Широкая- Бишулянский пер.- Балка Серная- Каралавские каменоломни- Багерово- Бабчинская балка- г.Ташкалак- Курортное- Багерово- Ивановка- городище Илурат- Приозерное- Челядиновка- оз.Тобечик- Героевка- городище Нимфей- крепость Керчь- Войково- бухта Рифов- Аджимушкай- городище Мирмикей- Еникале- Порфмий- порт Крым- порт Кавказ- коса Чушка- пос.Запорожская- г.Цымбаларь- г.Голубицкая- Темроюк- Дубовый Ерик- Старотитаровская- Виноградный- Благовещенская- коса Голенькая- Благовещенская- Виноградный- Витязево- г.Анапа- ст.Анапа- ст.Ожерелье- Иваньково- Есуково- Жерновка- Пущино

Маршрутная книжка N ………….

Руководитель группы: Фурсова К.

Тел. ……., Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Отчет рассмотрен МКК ГЦТК г.Москва, зачтен 1 к/с

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:

1. Состав группы.......................................................................................................... 2

2. График движения...................................................................................................... 2

3

3. Описание маршрута................................................................................................. 3

4. Характеристика района, маршрута. Выводы и рекомендации.............................. 8

Приложение: фотографии............................................................................................ 9

1


2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ:

Дата

Маршрут

км

В т.ч. грунты

30.04

Пущино-пл.107км – э/п до ст.Тула-поезд до ст.Семь Колодезей

16

0

1.05

Семь-Колодезей-бухта Краснокутская

9

3

2.05

Заводское-Семеновка-Щелкино-мыс Казантип

25

5

2.05

мыс Казантип (кольцо)

10

13

2.05

мыс Казантип-Щелкино-Азовское-Казантипский залив (рядом с с.Песочное)

17

8

3.05

Казантипский залив-Нижнезаморское-Новоотрадное-Золотое-г.Курган -бухта Широкая (газопровод)

30

24

4.05

бухта Широкая-Бишулянский пер.-Балка Серная-Каралавские каменоломни-Багерово (ВПП)-Багерово (поселок) -Бабчинская балка -пруд у г.Ташкалак (оз.Чокрак)

41

29

5.05

г.Ташкалак-Курортное-г.Ташкалак (радиально)

г.Ташкалак-пещ.в Ур.Падина-г.Ташкалак (радиально, пешком)

10

10*

5.05

г.Ташкалак-Бабчинская балка-Багерово-Ивановка-городище Илурат-Приозерное-Челядиновка-оз.Тобечик (дамба)

50

13

6.05

оз.Тобечик (дамба)-Героевка-городище Нимфей-крепость Керчь--склеп Деметры-г.Митридат (Пантикапей)-Войково-бухта Рифов

60

9

7.05

бухта Рифов- Аджимушкай-городище Мирмикей- Аджимушкай-Еникале-Порфмий-порт Крым

81

8

7.05

порт Крым-порт Кавказ-коса Чушка (ночевка в 1 км от пос.Ильич)

11

1

8.05

Коса Чушка-пос.Запорожская (пекарня)-г.Цымбаларь-пляж у г.Голубицкая

61

9

9.05

г.Голубицкая-Темроюк-Дубовый Ерик-Старотитаровская-р.Кубанка-Виноградный-Благовещенская-коса Голенькая

101

12

10.05

коса Голенькая- коса Бугазская-Благовещенская-Виноградный-Витязево-г.Анапа-ст.Анапа

64

4

12.05

Ст.Ожерелье-Иваньково-Есуково-Жерновка-Пущино

60

5

Всего 12 ходовых дней

646

152

В т.ч. по Крыму и Тамани– 10 ходовых дней

570

147

* МИ – вело, остальные – пешком

Оля: 265км, в т.ч.грунты 121км


3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

30.04. Пущино-пл.107км (16км)

На проезд традиционно садились в Туле. Это не только дешевле, но и экономит около 2 часов. Правда, в вагон приходится запихиваться за 3-4 минуты «короткой» стоянки…

1.05. Семь-Колодезей-бухта Краснокутская (9км, в тч. грунты 3км)

Поезд пришел на станцию около 16ч по местному времени. Мы сразу занялись велосипелдами, и зря – единственный в округе обманник (он расположен прямо на станции) закрывается в пять. Надо было сперва сходить в него…

Выехав из Калиновки на запад, обнаружили необычный эффект: от шоссе к морю надо не спускаться, а подниматься. С гребня обрыва открывается замечательный вид, только вот спуститься на пляж можно далеко не везде. Велосипеды и рюкзаки пришлось передавать по цепочке, копая ступени сучками деревьев.

Внизу есть места для стоянки и даже дрова. Берег, несмотря на отсутствие отдыхающих, грязный. Видимо, мусор приплывает прямо по морю… Но основная проблема не в мусоре (его мы собрали и сожгли), а в отсутствии пресной воды – ее приходится везти из поселка…

2.05. Нолег-Заводское (грунты 5 км: 2км пляж, 3км объезд с.Заводское)

Чтобы не лезть в гору по своим же следам, проехали пару километров по пляжу на восток. Песок достаточно твердый, почти везде можно ехать. В 1км от с.Заводское есть довольно простой подъем на грунтовку, идущую вдоль моря по краю обрыва. Пляж в этом месте завален водорослями, по ним пришлось бы идти пешком. Зато в Заводском спуститься к морю можно еще удобнее, по автомобильной дороге.

На С окраине села Заводское, у памятника погибшим в войну местным жителям, в море уходят красивые отвесные скалы, с которых местные жители ловят рыбу. На наших глазах рыбаки вытащили несколько не очень крупных рыбешек

2.05. Заводское-Семеновка-АЭС-Щелкино (18км, асфальт)

Сразу после Семеновки свернули с дороги направо, к АЭС. Чтобы не мозолить глаза охране, к реактору подъехали по незаметной дороге со стороны оз.Акташское. Увы, все щели и лазы вовнутрь надежно заварены. Обойдя циклопическую коробку реакторного отсека, мы были облаяны собаками и встречены сторожами. Внутрь здания нас не пустили – символическая мзда охранников не устроила, а к более серьезным расходам мы не были готовы морально…

От АЭС плиточная дорога поднимается на пригорок, а затем спускается в Щелкино. Тут есть и обменные пункты, и магазины.

2.05. мыс Казантип (грунты 13км, в т.ч. 3км тропы, 9км дороги)

На выезде из поселка в обычном жилом доме якобы можно купить пропуск на посещение казантипского заповедника. Засомневавшись в целесообразности получения такой «филькиной грамоты», поехали на полуостров не по главной дороге, а по тропинке, начинающейся в восточной части с.Мысовое. Тропа считается пешеходной, но почти везде можно проехать.

Около мыса Ташик-Бурун из-за прокола остановились обедать. В траве много клещей – в общей сложности, сняли с себя около двух десятков. Но ползают они медленно, так что до покусания не дошло.

Побережье Казантипского полуострова сложено красивыми известняковыми скалами, всюду множество живописных уютных бухт, скалы, птицы… Увы, но насладиться этим великолепием мы не успели – сразу после выезда начался проливной ливень. Выждав немного под тентом, и сходив на вершину г.Казантип, спускаемся в «Котловину». Здесь добывают нефть, есть целая сеть дорожных проселков. Но после дождя ехать и даже идти по ним невозможно, грязь мгновенно забивает велосипеды. Где по траве, а где перенося велики на себе, медленно бредем к г.Капонирная. Несмотря на ливень, нет ни одного места, где можно вымыть велосипеды. Только выехав с полуострова в с.Мысовое, находим достаточно глубокие придорожные лужи, чтобы почистить велосипеды. Моя зубная велосипедная щетка нарасхват, но использовать свои умнаборные щетки (чтобы потом купить в магазине замену) народ почему-то не хочет…

2.05. Щелкино-Азовское-Казантипский залив. (17км, в т.ч.8 грунты)

В районе с.Азовское сфотографировались на фоне циклопических ветряков. Похоже, все они не работают…Дальше едем по основной ветке песчаной дороги, идущей в 0.5км от моря по краю лесопосадок. В велоотчетах она описана как жуткоужасная, но даже на шоссейнике ехать вполне приятно, хотя скорость местами и падает до 15 км/час или меньше. Вдоль дороги – плакаты «осторожно, энцефалиты!»

Проехав несколько километров, попробовали свернуть к морю в поисках более близкого к берегу места ночлега. Параллельная дорога идет по камышовнику между лесом и морем, чуть ближе к лесу. Колея у нее потверже и поровнее, зато то и дело попадаются лужи глубиной до 0.5м. Так что выигрыша в скорости колея не дает. Удобных стоянок мы тоже не обнаружили, а вскоре колея вернулась на основную дорогу.

В 2 км дальше пионерлагеря (примерно напротив водокачки в с.Песочное) дорогу пересекают две колеи, выходящие к берегу моря. За береговым валом есть удобные для стоянки площадки. За дровами съездили на велосипеде в сосновый лес.

3.05. Казантипский залив-Нижнезаморское-Новоотрадное-Золотое (16км, 7 грунты)

В 7км от лагеря выехали на асфальт у автобусной остановки в с.Нижнезаморское. В 1.5км от этого места основная дорога поворачивает направо, в Верхнезаморское, но мы решили не лезть зря на горку, и правильно сделали. По берегу и быстрей, и короче.

В с.Новоотрадное у магазина есть сероводородный источник. Вода вполне питьевая, хотя и с привкусом. Местные его используют для всех надобностей, но предупреждают, что чай из такой воды не очень вкусный.

В связи с дождями, мы решили изменить запланированный маршрут и сразу ехать в бухту Широкая (в устье балки Серной), т.к. не было уверенности в проходимости грунтовых дорог в районе Каралавских каменоломен.

3.05. Золотое-г.Курган -бухта Широкая (газопровод). Грунты: 17км

На въезде в с.Золотое вправо уходят две грунтовки. С помощью компаса легко находится нужная, идущая в сторону г.Курган. На километровке эта дорога изображена не совсем точно: основную вершину г.юКурган дорога на самом деле обходит слева, а Сюерташскую балку пересекает в самом устье, по пляжу. Но никаких сложностей для ориентирования не возникает, надо только хорошо понимать, что новая дорога накатана отдыхающими, стремящимися в живописные приморские бухты…

В бухте Широкой сейчас построена компрессорная станция газопровода, пересекающего Азовское море. Поэтому на ночевку лучше остановиться на небольшом пляже чуть западнее впадения ручья в море. Дорога на пляж отходит от основной дороги примерно в том месте, где она пересекает ручей, текущий из балки Серная. Говорят, у рыбаков (их домик – рядом с газокомпрессором) есть колодец с пресной водой, но мы это не проверяли

4.05. бухта Широкая-Бишулянский пер.-Балка Серная-Каралавские каменоломни-Багерово (западный край ВПП). Грунты: 20км

Погода наладилась, и мы решили все же заехать в Каралавские пещеры, а заодно и в Багерово за водой и едой. Вернувшись на основную вдольморскую грунтовую дорогу, пересекаем ручей и поднимаемся г газокомпрессорной станции (2км от пляжа). Газовики ездят отсюда в Багерово по новой грунтовой дороге, наискосок подрезающей Бишулянскую сопку (на картах она не показана). Мы решили подняться наверх по зарастающей грунтовке, идущей вдоль столбов ЛЭП. С гребня горы можно вдоль тех же столбов спуститься непосредственно к серным источникам, но мы решили объехать этот заросший колючками спуск по дороге, идущей по левому борту Форкачевской балки. Дорога оказалась весьма неудобной, с глубокими колеями – возможно, лучше было бы все же ехать напрямик вдоль столбов.

От источников дорога поднимается в широкую котловину. Ее дно заболочено, вероятно, где-то здесь должен быть родник или колодец. Но мы это не проверяли.

Из котловины выехали на З в сторону заброшенной военной точки (на карте нарисован курган высотой 2м). Развилка дорог в котловине на местности читается плохо, но как только дорога выходит из болота, все становится очевидно. После привала на кургане поехали по дороге к карьеру, расположенному западнее Каралавских каменоломен. Воды нигде наверху нет, надо иметь штатный и аварийный запас…

Каменоломни устроены весьма необычно: входы находятся не в береговом склоне, а в совершенно незаметной издалека щели-«разломе», которую на ровном поле выдают только приуроченные к ней кусты. Впрочем, это не мешает каменоломням охватывать огромную территорию, да и внутренние объемы нас весьма впечатлили, особенно после подмосковных «каморок».

4.05. Багерово (ВПП) - Багерово (поселок)-спуск в Карамскую балку (асфальт, 13км)

От каменоломен поехали на ЮВ по дороге, идущей к высоте 110.2, и сразу за высотой уперлись в западный край циклопической взлетно-посадочной полосы. До перестройки здесь была крупная авиабаза, а ВПП даже рассматривалась как один из запасных аэродромов для посадки «Бурана». Естественно, мы не могли упустить случай прокатиться по этой заброшенной ныне бетонке длиной 3.5км и шириной примерно 60м. ВПП идет с ЮЗ на СВ с ощутимым набором высоты (всего где-то около 30м), а южнее ВПП идет асфальтовая рулежная дорожка, ездить по которой, наверно, еще приятнее.

От В края ВПП по хорошим заасфальтированным дорогам выехали в Багерово, купили в магазине продукты и воду. Набрать водопроводную не получилось – она здесь бывает не каждый день. Проехав поселок насквозь, повернули на С по обозначенной на картах дороге.

4.05. Карамская балка -Бабчинская балка -пруд у г.Ташкалак (оз.Чокрак). Грунты 9км

На СВ окраине Багерово гравийная дорога уходит вправо, а затем плавно спускается в Карамскую балку. Но можно проехать и напрямую по довольно крутому земляному «сократу». Бабчинскую балку дороги обходят по обоим бортам, поднимаясь довольно высоко в гору. По словам местных, где-то в пределах балки есть питьевой родник, но мы его не искали, а сразу спустились к последнему пресному озеру перед впадением балки в залив Чокрак. Около этого озера есть удобные места для стоянки, дрова, а вода в нем хотя и солоновата, но для готовки вполне пригодна. Впервые за весь поход нас практически не мучают клещи – то ли их сбил периодически накрапывающий дождь, то ли просто им больше нравится местность западнее Чокрака. Зато на озере масса живности: утки, зайцы, лисицы, а ближе к вечеру мимо лагеря даже пробежал здоровенный кабан.

5.05 г.Ташкалак-Курортное-г.Ташкалак (радиально 10км, грунты). г.Ташкалак-пещ.в Ур.Падина-г.Ташкалак (радиально, пешком 10км)

Утром 5.05 группа разделилась по интересам: Миша поехал на велосипеде на море (вдоль залива Чокрак идет неплохая грунтовка), а остальные пешком отправились на исследование каменоломен на горе Ташкалак. Пещеры, расположенные в овраге в 2км восточнее вершины горы, оказались не очень большими, но достаточно интересными. В штольнях сохранились многочисленные металлические скобы и кованые «гвозди» (зубила?), позволяющие понять, как же велась добыча. В гротах живет огромное количество летучих мышей.

Пещеры, расположенные в 1км к ЗЮЗ от вершины г.Ташкалак, снаружи смотрятся гораздо внушительнее, но их внутренние объемы заметно скромнее. Здесь тоже обитают полчища летучих мышей, обживших эти заброшенные творения рук человека.

5.05 г.Ташкалак-Бабчинская балка-Багерово-Ивановка-городище Илурат (27км, в т.ч.грунты 9км)

После экскурсий едем обратно в Багерово. На этот раз объезжаем Карамскую балку с запада по нарисованной на карте бетонной дороге, выходящей на территорию бывшей авиабазы. Странно – никаких намеков на авиабазу на картах нет, а идущая к ней и по территории дорога показана, как дорога общего пользования…

В поселке заехали на станцию, посмотрели расписание поездов. Отправить домой заболевшего участника – Олю – не получилось, т.к. ж/д касса после обеда закрыта.

Асфальтовая дорога, идущая из Багерово на юг по западному краю поселка, настолько разбита, что все ездят рядом с ней по грунтовке. На самом деле основной является новая дорога, огибающая поселок с востока – здесь асфальт идеальный. Пруд (озеро) и гора Вулкан с дороги не смотрятся, а времени лезть наверх нету. Ничего, вулканы у нас еще будут…

На въезде в Ивановку справа увидели у дороги какие-то бугры, похожие на развалины. На туристической километровке Крыма, изданной в Симферополе в 2005г «Союзкартой», в этом месте показано городище Илурат. На самом деле это не городище, а скотомогильник, о чем свидетельствуют его местоположение (вдали от воды, посреди ровного поля), и разбросанные животными обглоданные старые конские и коровьи черепа-кости.

Настоящее городище нам показали местные жители. Они же снабдили нас питьевой водой, едва ли не лучшей в этой части Крымского полуострова. Ивановка – единственное место в округе, где есть своя артезианская скважина…

К городищу надо ехать от Ивановки на восток вдоль балки Чурбашская. Примерно в километре от крайних домов вправо под горку уходит дорога. Городище прекрасно видно с этого места, оно находится на противоположном берегу балки. У брода через ручей камнями выложена криница, где можно набрать пресную воду. Но пить ее некипяченой нельзя – через родник протекает ручей, в котором купаются коровы и свиньи..

5.05. городище Илурат-Приозерное-Челядиновка-оз.Тобечик (дамба). 23км, в т.ч. грунты 4км.

Вернувшись на дорогу, едем на восток, к керченскому проливу. В Приозерном есть несколько магазинов, но их ассортимент напоминает худшие советские времена.

За неимением точных сведений о возможных местах ночевки на море, решаем ехать на оз.Тобечик, где якобы тусуются неформалы и толкинисты. Позже выяснилось, что эта информация, по-видимому, была ошибкой. У въезда на дамбу, отделяющую оз.Тобечик от моря, стоят щиты с надписью «погранзона». И судя по их довольно новому виду, это не реликт советской эпохи… Впрочем, мы так и не смогли узнать, что грозит нарушителям погранзоны, т.к. остановились на ночевку у самой дороги на въезде в погранзону. Пожалуй, это была самая неудачная стоянка за весь поход… Как выяснилось чуть позже, гораздо более удобные места для «дикой» ночевки можно найти в кустах чуть севернее мыса Камыш-бурун. Берег от оз.Тобесчик до с.Героевское обрывистый и безлесный, и для стоянки вряд ли пригоден.

6.05. оз.Тобечик-Героевка-городище Нимфей-крепость Керчь (39км, в т.ч. грунты 2км).

Визит в Героевку изначально не входил в наши планы, но мы не смогли проехать мимо памятника десантникам, воевавшим здесь с фашистами. От памятника поехали к мысу Камыш-Бурун и на городище Нимфей. Затем по дороге направились в сторону Керченской крепости.

Судя по карте, крепость находится совсем рядом с северным выездом из Аршиновки, однако местные жители затруднились показать нам короткий путь к крепости. Пришлось объезжать по длинной «официальной» дороге, идущей через Цементную Слободу. В крепости стало понятно, в чем дело: всего несколько лет назад здесь был действующий военный объект с колючей проволокой по периметру и охраной, и другой дороги к крепости попросту не существовало. Сейчас пробраться к крепости можно через сады, однако смысла в этом немного. У официального въезда в крепость дежурят сотрудники музея, без которых мы не узнали бы и десятой доли ее богатейшей истории. Экскурсия продолжалась около трех часов (с собой не забудьте фонарики) и вполне стоила потраченных на нее денег. Если жде есть желание и время полазить здесь же неофициально, то лучше сделать это вечером после экскурсии, поставив лагерь в кустах где-нибудь в районе мыса Ак-Бурун.

6.05. крепость Керчь -г.Митридат (Пантикапей)-склеп Деметры-Войково-бухта Рифов (22км, в тч.ч. грунты 7км)

После осмотра крепости Керчь отправились к центру города в главный местный веломагазин – у меня еще на Чокраке гавкунлись собачки во втулке, и все это время я ехал с шестеренками, примотанными к спицам проволокой. Магазин расположен практически идеально – у центрального стадиона на пересечении основных проходящих через город дорог (точный адрес – ул.Еременко). Ассортимент нас приятно удивил, да и цены не испугали – немного ниже московских. Новый блок звездочек вместе с трещоткой и установкой обошелся мне примерно в 400 российских рублей.

Сделав это важное дело, мы вернулись к г.Митридат и осмотрели развалины Пантикопеи, а заодно посмотрели душещипательную репетицию спектакля, который местные школьники приготовили для ветеранов на 9 мая. В центре города есть много красивых старинных зданий, а также можно посетить Мелек-Чесменский курган, расположенный прямо на автостанции. А вот расположенный поблизости склеп Деметры смотреть не стоит – это просто ровная зеленая клумба, где якобы когда-нибудь могут состояться раскопки. Из культовых сооружений мне понравилась старинная армянская церковь, а вот мечеть расположена в обычном городском доме, так что я даже не смог ее обнаружить, хотя стоял прямо рядом с воротами по нужному адресу…

На ночевку, вопреки первоначальному плану, решили отправиться в бухту Рифов, чтобы стоять на море и подальше от города. Увы, дорога в Курортное оказалась асфальтовой только вначале. Начиная от поворота на г.Собачья вместо асфальта уложен гравий, как это и показано на генштабовской карте.

Перед спуском в Курортное свернули с дороги вправо, в сторону г.Белая. Пологие склоны обрываются к морю довольно крутым обрывом, поэтому спуститься к воде мы смогли только в 2км от перевала. С трудом насобирали дрова для костра в устье небольшого овражка. В сезон найти здесь свободное удобное место у моря будет непросто…

7.05. бухта Рифов- Аджимушкай-городище Мирмикей- Аджимушкай-Еникале-Порфмий-порт Крым (81км, в т.ч.грунты 8км).

Утром первым делом проводили на вокзал Олю (билет на поезд для нее купили заранее). На улице, ведущей к вокзалу, расположены молочный и хлебный заводы. В их фирменных магазинах можно дешево купить наиболее свежие из местных продуктов. К сожалению, в 8 утра молочный магазин еще не работал, пришлось ограничиться булочками.

Затем поехали в Аджимушкай, но не попали в «экскурсионное» время. Пришлось заполнить паузу визитом в Царский Курган – он расположен в 5 минутах езды от каменоломен. Внутри кургана оказалась пустая камера от гробницы, смотреть нечего абсолютно. К счастью, часть группы, доверившись GPS-ке с неправильно забитой точкой, поехала вместо Царского Кургана в совершенно другое место, и смогла избежать чрезмерного разочарования от визита, а также сэкономила на билетах. Все-таки, иногда GPS-ка бывает полезнее карты, и помогает избежать подобных нелепых ошибок, я имею в виду – посещения Царских Курганов!

После осмотра кургана мы съездили на городище Мирмекий на мысе Карантинный. Что интересно, местные жители ничего про это городище не знают, и упорно пытались посылать нас в Ени-Кале, хотя я ясно им говорил, что мы ищем не крепость, а именно городище. Около городища обязательно посетите красивые морские обрывы, посмотрите на торчащие из воды рифы.

Осмотрев городище, вернулись в Аджимушкай. Снаружи мемориал смотрится очень внушительно, цена билета тоже не символическая. Но на группу из 20 человек у экскурсовода оказалось всего лишь три фонаря (обязательно берите свой свет!), а его рассказ изобиловал малоправдоподобными деталями, которые с точки зрения бывалого катакомбщика выглядели не очень-то убедительно. Похоже, здесь еще с советских времен больше стремятся идеологизировать посетителей, чем докопаться до истины. По-моему, произошедшие здесь ужасные и трагические события заслуживают более серьезного и аккуратного изучения… Хотя возможно, нам просто попался неудачный экскурсовод?

Из Аджимушкая поехали в порт Крым. В городе узнать расписание парома практически невозможно – вероятно, из-за того, что оно все время меняется. Даже таксисты и водители маршруток «автовокзал-порт» знали максимум то, что паром ходит каждые 2-3 часа.

В порту выяснилось, что на осмотр Ени-Кале и городища Порфмий у нас есть максимум часа полтора. Часть группы решила остаться в порту, чтобы получше подготовиться к путешествию на пароме. А зря – крепость оказалась очень красивым сооружением. Меня особенно впечатлили невообразимой толщины стены, а также свежеотреставрированные башенки на воротах. Музея в крепости нет, ходить по ней можно совершенно бесплатно, а подъехать лучше всего по дороге, идущей от порта Крым в сторону города вдоль берега моря.

7.05. порт Крым-порт Кавказ-коса Чушка (ночевка в 1 км от пос.Ильич). 11км, в т.ч. грунты 1км

Посадка на паром прошла без эксцессов, а вот на выходе мы потеряли полтора часа времени, ожидая проверки документов и таможенного досмотра. Представляю, что здесь творится летом, в сезон отпусков!

Ехать на запланированное место ночевки к с.Кучугуры времени уже не осталось. Заночевали на косе Чушка в 1-2км от пос.Ильич. Пресной воды, естественно, нет, а в остальном место достаточно неплохое и даже не очень грязное. Песчаные насыпи и деревья загораживают лагерь от шоссе и железной дороги, а обилие дров позволяет убрать и сжечь не только свой, но и чужой мусор.

8.05. Коса Чушка-пос.Запорожская (пекарня)-г.Цымбаларь-пляж у г.Голубицкая (61 км, в т.ч.грунты 9км)

Выезжать с косы на дорогу удобнее всего у ее окончания, там где шоссе поворачивает на восток (накануне мы перебирались с велосипедами через ж/д и идущую вдоль нее довольно сырую канаву). По отличному шоссе доехали до станицы Запорожская, где имеется собственная пекарня с богатым ассортиментом. Цены почти московские, хотя основные потребители – местные. Видно, что народ здесь не бедствует – даже те, кто заняты не туристами, а сельским хозяйством.

На вулкан Цымбаларь поехали с запада по обозначенной на карте дороге. На самом деле, дорога не гравийная, а практически земляная, и в дождь раскисает. Чуть севернее западной вершины г.Цымбаларь дорога упирается в свалку. Глянув на все эти радости, мы решили сойти с дороги на поле и перебраться на грунтовку, траверсирующую вершины вулкана. На картах она не показана, но в сухую погоду это наилучший возможный метод велоосмотра вулкана.

Увы, после утренних ливней грунтовка еще не подсохла, поэтому проехать через вулкан не получилось. Оставив велосипеды, сходили на вершины пешком. Грязь, действительно, булькает, и даже понемножечку вытекает. Трудно поверить, что эти пукалки смогли «накакать» целую гору. Но если поделить объем вулкана на несколько тысяч лет, то окажется, что большой расход от родничков и не требуется – главное, чтобы они все это время работали непрерывно…

Вернувшись на асфальтовую дорогу, поехали через Яновский вулкан в Ахтанизовскую. На въезде в станицу рядом с дорогой возвышается т.н. Ахтанизовская сопка – тоже активный вулкан. Увы, из-за утреннего дождя сегодня мы вышли на маршрут только ближе к обеду, и времени на вторую экскурсию уже не осталось.

После Пересыпи дорога сначала идет вдоль берега моря, а затем поднимается на г.Голубицкая. Берег под этой горой еще недавно был диким, но теперь здесь обустраивается окультуренный пляж. В мае отдыхающих еще практически нет, и мы смогли найти удобное место прямо на пляже непосредственно под вершиной г.Голубицкая. Переночевать здесь в сезон, вероятно, будет сложнее, хотя между пляжем и санаторием есть несколько мест, где, наверное, даже летом можно поставить палатку.

9.05. г.Голубицкая-Темрюк (18км, в т.ч. по пляжу 1км)

Пройдя от места ночевки по пляжу 1.5км на восток, через санаторий выехали на дорогу. Учитывая потери времени из-за погоды, решаем вместо Тамани ехать в Темрюк, – тоже довольно интересное место. Прямо посреди города находится грязевый вулкан и музей «военная горка» с обширной выставкой различной военной техники. Около выставки есть касса, где можно купить билеты, но большинство посетителей проходит бесплатно, по соседним с кассой дорожкам. Возможно, это происходит только по праздникам (мы приехали в Темрюк 9 мая)?

9.05. Темрюк-Дубовый Ерик-Старотитаровская-р.Кубанка-Виноградный (60км, в т.ч.грунты 10км)

Закупившись на рынке, выехали в сторону станицы Старотитаровская, где расположен музей казачьего быта. Чтобы посмотреть город, и не повторяться, из Темрюка выезжали по восточной дороге.

Пообедать на р.Казачий Ерик (у г.Дубовый Ерик) не удалось – все придорожные полянки около речки были заняты рыбаками, а отъехать подальше не позволяли раскисшие от непогоды грунтовки. Перекусив у локаторов военной точки Дубовый рынок, едем дальше по грунтовой дороге из «злого» щебня. Вот и прокол – но не от камня, а от какой-то колючки.

Музей казачьего быта расположен в Старотитаровской около парка, в 3км от СВ въезда в станицу. Увы, но в день нашего визита музей был закрыт по решению госпожарнадзора. Намучившись с гравием, выезжаем из станицы по главной дороге, идущей на ВЮВ через г.Нефтяная и Камышевская. Дальше – хороший асфальт до самого Виноградного.

9.05. Виноградный-Благовещенская-коса Голенькая (23км, в т.ч. грунты 1.5км)

Дорога Виноградный-Благовещенская как будто создана для тренировок шоссейников. Движение очень слабое, асфальт превосходный, ветер просто сдувает с дороги. Благовещенская активно благоустраивается, и основная дорога идет по соседней улице (чуть севернее, чем показано на километровке). Поэтому на выезде из поселка надо повернуть налево, а затем снова направо.

Начало Бугазской косы активно застраивается, поэтому на ночевку мы поехали на косу Голенькая. Места здесь малолюдные и приятные, встать можно как у воды, так и наверху. Одна беда – глубина лимана максимум по колено, поэтому искупаться непросто…

10.05. коса Голенькая- коса Бугазская-Благовещенская-Виноградный (27км, в т.ч. грунты 4км)

Утром часть группы совершила визит вежливости на Бугазскую косу. Если проехать по ней чуть подальше, за «санаторий», то место для стоянки вполне можно найти и здесь. Грунтовка по косе вполне проезжаема (во всяком случае, в самом начале), дрова найти тоже можно. Единственный минус – отсутствие пресной воды, ну и наличие огромного количества кайтеров. Впрочем, последнее, видимо, быстро проходит пор окончанию праздников.

10.05. Виноградный-Витязево-г.Анапа-ст.Анапа (37км)

Новая дорога на Анапу обходит пос.Виноградный со стороны моря. У начала поселка наше внимание привлекло какое-то старинное с виду сооружение. Однако, судя по внутреннему строению, оно оказалось не с толь уж и древним – мы предположили, что оно было построено в эпоху социализма в качестве общественного туалета. Более точная информация, возможно, имеется у археологов.

Чтобы не ехать по загруженной трассе, а заодно и убить оставшееся до поезда время, заехали в Витязево. Около железнодорожного переезда справа от дороги расположено самое крутое кладбище из всех виденных мной заведений подобного рода. Могильные склепы украшены скульптурными группами, а архитектурные ансамбли настолько изысканны, что сперва даже трудно понять, куда ты попал. Впрочем, чтение фамилий и дат на памятниках достаточно быстро приводит в чувство. Не хочется, чтобы это было воспринято, как кощунство, но все же на это кладбище обязательно стоит заехать хотя бы раз в жизни…

Когда-то в далеком 1998г после горного похода мы провели несколько дней на море в палаточном лагере на Витязевской косе. Сейчас, подъехав к началу косы, я не узнал это место. Город активно строится и распространяется все дальше вдоль моря.

Впрочем, в центральной части приморской Анапы изменений гораздо меньше. Все те же тихие улочки, старые и новые санатории… От Витязево до Анапы вдоль главной приморской улицы посажены аллеи из хвойных деревьев, которые укрывают нарядные плиточные тротуары от дождя и от солнца. Обязательно советую прокатиться по этим тротуарам на велосипеде, иначе впечатление от Анапы будет неполным.

В центре Анапы имеется пара рынков и несколько точек общественного питания. Уделив внимание тому и другому, мы вернулись к вокзалу по второй, более далекой от моря дороге. Когда мы уже разбирали велосипеды под навесом на платформе у поезда, тучи наконец-то ушли, и горожане впервые за несколько дней увидели солнце… У туч были свои дела – они торопились если не обогнать скоры поезд Анапа-Москва, то хотя бы достойно встретить нас в Пущино на следующий день после приезда…

12.05 Ст.Ожерелье-Иваньково-Есуково-Жерновка-Пущино (60км, в т.ч. грунты 5км)

Как ни странно это звучит, но анапский поезд теперь приходит на белорусский вокзал. Рассчитав время прибытия и график движения электричек, решили выйти из поезда в Ожерелье и добираться до Пущино своим ходом. Действительно, это оказалось заметно приятнее и быстрее, чем мотаться по электричкам. Выйдя из поезда в три утра, в восемь мы уже прощались у въезда в свой город. Через Москву мы могли бы вернуться домой самое раннее в 10 утра – и то при условии, что поезд не опоздает ни на минуту, и мы за 15 минут сумеем с рюкзаками и велосипедами перебежать через турникеты на ближайшую электричку…