Крым 2006
Автор: RomanViktrich   
09.04.2013 12:37

Общественное объединение клуб “Азимут”, г.Пущино

 

 

КРЫМ– 2006

Отчет о велопоходе I к/с (Крым, Украина) по маршруту

Феодоссия – Демерджи – Кореиз – Соколиное –

Мангуп-Кале – Бахчисарай – Бакла – Симферополь,

совершенном 28.04-11.05.2006г группой туристов из клуба «Азимут», г.Пущино.

Нитка маршрута: Пущино – пл.107км – ст.Феодоссияхр.Тепе-Оба – Южное – Коктебель – Щебетовка – Солнечная Долина – Богатовка – г.Кордон – Судак – Веселое – Морское – озеро у г.Артыхарын-Баши – Рыбачье – Малореченское – Солнечногорское – р.Алака – Лучистое – укрепление Фуна – р.Левая Демерджи – Лаванда – Кутузовка – Алушта – Гурзуф – Никитский ботанический сад – Массандра – Ялта – Кореиз – Нижняя станция канатки – Ай-Петри – р.Сары-Узень – Большой Каньон – Соколиное – Куйбышево – Бол.Садовое – г.Куле – Танковое – Красный маяк – Адым-Чокракская долина – Мангуп-Кале – Красный маяк – Железнодорожное – Бахчисарай (Ханский дворец) – Предущельное – п/г Качи-Кальон – Бахчисарай (Чуфут-Кале) – Скалистое – п/г Бакла – р.Альма – Малиновка – Каштановое – Партизанское – ж/д ст.Симферополь – пл.107км – Пущино.

Статистика маршрута:

Продолжительность похода 14 суток, в том числе 10 ходовых дней, 2 дневки, плюс 2 сут. в поезде.

Линейная протяженность велосипедной части маршрута 461км (из них по Крыму 429км),

в т.ч. асфальт 418 км, грунтовые дороги 29 км, тропы и бездорожье 14 км.

Общий набор высоты на подъемах: 7500м. Количество н/к переправ – 2 (через р.Сары-Узень и р.Альма).

Во время двух дневок часть группы совершала пешие и велосипедные экскурсии общей протяженностью

38км х 1800м пешком, 27км х 600м на велосипеде. С учетом дороги до поезда и обратно, которая проходила в походном режиме, и всех радиальных выходов общая продолжительность похода составила 14 дней, общая протяженность 526км, набор высоты около 10км.

За время похода осмотрено 16 «именных» достопримечательностей, проколото 5 камер, зверски убита 1 покрышка, заменена 1 цепь, выправлена одна крутая «восьмерка».

Количество стертых тормозных колодок не поддается подсчету.

 

Маршрутная книжка N59/4-114 МКК ФОЦ МГТУ им.Баумана

Руководитель группы: Дещеревский А.

Тел. 254-90-35, 8(0967)731215, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Отчет рассмотрен ………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:

1. Схема маршрута....................................................................................................... 2

2. Состав группы.......................................................................................................... 3

3. График движения...................................................................................................... 3

3

4. Места ночевок и обеденных остановок................................................................... 4

5. Краткий финансовый отчет...................................................................................... 4

6. Список экскурсий..................................................................................................... 5

6

7. Описание участков маршрута................................................................................. 6

8. Характеристика района, маршрута......................................................................... 9

9. Выводы и рекомендации........................................................................................ 10

Приложение. Краткий фотоотчет.............................................................................. 11

1

Пущино, 2006г.



2. Состав группы, обязанности в походе, туристический опыт участников

 

Фамилия, имя, отчество, тел. в г.Пущино (код 8-0976) или моб.

Адрес в г.Пущино,

Место работы/учебы

Тур.опыт (фактический)

Долж-

ность

1

Дещеревский Алексей

Владимирович 73-12-15

В-10-34,

внс ОИФЗ РАН

н/к с эл.2 Р (Памир), 1У (Пенз.обл.), 1ПР (Крым), 1ГР, 4ГУ, 2ЛР, 3СпУ, 1СпР

Рук

2

Евтехов Максим Александрович (926)4178402

АБ-22-82,

ИБП РАН

ПВД (Тамань, 240км)

Заврем

3

Иванова Екатерина Григорьевна

(926)2534264

В-27-42,

мнс ИБФМ РАН

ПВД, 3ВодныйУ

Завфото,

Начфин

4

Иванов Михаил Юрьевич

(926)2531842

В-27-42,

дизайнер ООО «Мир специй»

ПВД, 3ВодныйР

Завфото,

Завстоп

5

Кудреватых Юрий Александрович (905)5756397

В-35-527,магистрант ИТЭБ РАН

ПВД

Засе-

катор

6

Медведкова Ксения

Александровна (916)8818310

В-35-134, аспирант ИБФМ РАН

ПВД, 2ВодныйУ, 1ГУ

Завхоз

7

Парубенко Илья

Сергеевич (917)5264284

Ул.Родниковская д.1, учащийся ПСОШ РАО

ПВД, 1СпУ, 1ВодныйУ, 1ГУ

Заврем

8

Семушина Светлана

Геннадьевна (903)2545719

В-8-25, ФИБХ РАН

ПВД, 1ГУ

Ветеринар

9

Фурсова Ксения

Константиновна (926)1365871

В-35-134, аспирант ИБХ РАН

ПВД, 1ГУ

Завхоз

3. График движения группы

Дата

Маршрут

Км

Гр

H,м

T,ч

ТО велосипедов

28.04

Пущино – пл.107км, пересадка на поезд в Туле

16

0

0

1

 

29.04

Ст.Феодоссия – Крепость – хр.Тепе-Оба

10

5/1

300

1

 

30.04

Хр.Тепе-Оба – морской берег у г.Кордон 1

54

4/2

800

7.5

Прокол (КЮ)

1.05

г.Кордон (10км к В от Судака) – озеро у г.АртыхарынБаши 2

53

4/1

1400

10

Прокол (КЮ)

2.05

г.АртыхарынБаши (5км к З от Приветного) – крепость Фуна

47

5/1

1200

10

Прокол (СС)

3.05

Дневка 3

0

 

 

 

 

4.05

Крепость Фуна – Кореиз (нижняя станция канатки) 4

85

3/0

1200

10

Прокол (ИМ), замена цепи (ДЛ)

5.05

Ай-Петри – р.Сары-Узень (вдп.Серебряный)5

20

4/3

200

5

Замена покрышки (ИМ)

6.05

Вдп.Серебряный – Мангуп-Кале (балка Адым-Чокрак) 6

41

7/1

700

12

 

7.05

Дневка 7

0

 

 

0

 

8.05

Мангуп-Кале – Качи-Кальон (напротив с.Баштановка)

45

3/1

300

5

Прокол (КЮ)

9.05

Качи-Кальон – Бакла (3км к В от Скалистого) 8

37

3/1

700

5

Помойка велосипедов

10.05

Бакла – ж/д станция Симферополь

37

5/3

600

4

 

11.05

Пл. 107км – Пущино

16

0

100

1

Колесо-зигзаг (ДЛ)

 

Обозначения столбцов в таблице:

Км – километраж по калиброванному велосчетчику (погрешность 0.5%)

Гр – в том числе грунтовые дороги/тропы (оценка по 500-м карте)

H суммарный перепад высот на подъемах, подсчитано по числу пересечений горизонталей на 500м карте

Т – ходовое время, включая короткие остановки

Радиальные выходы и выезды (участвовала не вся группа)

1. Сходили на г.Клементьева (пешком 1км, +100м). Ездили в Судак за тортом для ДР: вело 12км, +100м.

2. Осмотр крепости в Судаке: пешком 2км, +100м.

3. Ходили на пер.Демерджи, г.Демерджи, вдп. Джур-Ла, в Долину Приведений. Пешком 14км, +900м.

4. Часть группы (4 чел) проехали 30км на троллейбусе.

5. Пешком ходили на вдп.Серебряный, 1км.

6. Осмотр Большого каньона: пешком 5км. Монастырь Челтер-Кобе и Сюйреньская крепость: пешком 4км, +300м

7. Осмотр Мангуп-Кале: пешком 10км, +300м. Поездка на озера над Терновкой и в монастырь: вело 15км, +500м

8. Осмотр пещерного г.Бакла: пешком 1км, + 100м


4. Ночевки (Н) и места остановок (О)

Дата, Н/О

Место ночевки

Примечание

28-29.04Н

Поезд МСК-Феодоссия

С трудом пронесли сложенные велосипеды к месту ночевки

29-30.04Н

Хребет Тепе-Оба

Воду везли из Феодоссии. В лесу есть уютные поляны, но спрятаться трудно. Есть дрова, пожароопасно!

30-01.05Н

На море, в 6 км от Судака

Уютный и тихий (в мае) овражек на берегу моря (фото 6, 7), выезд через автополигон. Воду везли с собой, поблизости родников нет! Дрова в дефиците

01.05О

Устье р.Ворон (2 км от Морское)

В 100-400м от моря на Л берегу реки есть полоска кустов/леса, где можно заночевать. Дров мало.

01-02.05Н

Перевал Приветное-Рыбачье

В 4-5км от моста через р.Ускут (текущей из пос.Приветное) слева от дороге в ущелье есть пруд с хорошей водой и дрова. На Л берегу есть площадки под 3-4 палатки. Место красивое и не очень заметно с дороги (фото 10)

02.05О

Р.Сотера

В 500м от шоссе, не доезжая дач, уютное место для обеда с чистой водой и дровами. Для ночевки чересчур многолюдно – рядом дорога к дачам

02-04.05Н

Р.Демерджи, Л исток, 1км к С от укр.Фуна

В лесу рядом с рекой целая цепочка стоянок на любой вкус. Поблизости – экскурсионные объекты, турбаза и др. населенка, возможно появление лесников

04-05.05Н

Кореиз, у подъёмника на Ай-Петри

Прямо под ниткой подъемника, чуть выше станции, в лесу есть относительно уединенные площадки (даже удивительно, насколько укромные – вокруг ведь поселок!). Есть ручей, родники, дрова (!)

05-06.05Н

Водопад Серебрянный

В 500м выше водопада Серебрянный долина р.Сары-Узень (это Л исток р.Кокозка) меняет направление с ЮЗ на ЮВ (если смотреть вверх по течению) и отходит от дороги на Чайный домик. Здесь на П берегу реки есть целая цепь уютных укромных стоянок, куда вряд ли может заглянуть посторонний

06.05О

Большое Садовое

От моста едем по главной дороге, придерживаясь направления на Ю (вверх по балке). Сразу у границы села – «турстоянка», есть дрова и кострища. Кругом – никого, но за водой надо ходить в деревню. От этой стоянки можно пешком сходить в монастырь и Сюйреньскую крепость.

06-08.05Н

Мангуп-Кале, долина Адым-Чокрак

Долина находится к Ю от плато Мангуп-Кале. У самого большого Г-образного пруда (2км от шоссе) есть относительно укромные стоянки в перелесках. На озере есть родничок, но приезжают отдыхающие на а/м и даже автобусах. Более популярные стоянки с хорошей водой есть рядом в Татарской балке (верховья ручья, текущего через Терновку), но это заметно дальше от Мангуп-Кале

08-09.05Н

Качи-Кальон (фото 24)

Пещерный монастырь оборудован указателями, но в мае экскурсий не было. Можно рискнуть и заночевать прямо в гротах (ВЕСЬ мусор уносим с собой!). Воду брали в роднике на выезде из Предущельного. Рядом с монастырем, но еще выше над дорогой (и дальше от воды) есть естественные гроты, не входящие в официальный экскурсионный маршрут.

09-10.05Н

В балке около г.Бакла (фото 23)

Город заброшен и не посещается, встать можно где угодно. Родник мы нашли в сухой балке в 500м к В от города, в 200м выше того места, где идущая в город дорога пересекает дно балки. Выше и ниже этого места в овраге воды нет.

10.05О

Р.Альма

Кратчайшая лесная тропинка от Баклы к р.Альма очень приятна для велопрогулок и выходит к несложному броду, где можно остановиться на привал, пообедать и вымыть велосипеды перед возвращением в населенку. Правда, от речки до асфальта надо пройти еще около 0.5км по колхозному полю – в сырую погоду придется напрячься, чтобы не перепачкать только что вымытые велосипеды.

5. Краткий финансовый отчет (9 человек, 14 дней)

Всего поход обошелся нам примерно по 3550руб/чел. Билеты на электрички и поезда (Пущино-Крым и обратно) стоили около 1700руб/чел, питание в походе и поезде, включая взятые их дома продукты и отдельные «излишества» в виде шашлыков или тортиков – около 1400руб/чел, прочие расходы (аптечка, ремнабор, карты, транспорт в Крыму, культурная программа, обращение в травмопункт и др.) ­– 450руб/чел, из которых почти половина ушла на ай-петринскую канатку.

Поезд Москва-Феодоссия (в отличие от севастопольских поездов) – украинского формирования, и в нем не действует положение о бесплатном провозе разобранных и зачехленных велосипедов. При посадке в Туле (стоянка 3 мин) проводница хотела нас выгнать, влезать в вагон пришлось чуть ли не силой. Потом мы долго разбирались с проводницей и бригадиром, надо ли было брать багажный билет, мотивируя это тем, что садились мы на территории РФ и по российским правилам. В итоге штраф так и не заплатили, но у меня нет уверенности, что в следующий раз нас опять пустят в этот вагон без багажных билетов.


6. Экскурсионные объекты

Крепость в

феодосии

Приехали уже в сумерках, походили по развалинам. Охраны, кассы не видели

г. Планерная

Идти лучше по тропинке с В стороны. На горе – памятник (фото 3), обычны пара- и дельтапланеристы

Крепость

в Судаке

Вход платный (12гр) и только днем. Крепость огорожена забором, с В стороны есть лаз под прутьями (фото 8). Можно оставить велосипеды с дежурным на поляне у ЮВ стены крепости. От поляны до моря 10м (между поляной и морем – дорога на лодочную станцию). В сухую погоду с поляны можно взять крепость «штурмом» по скалам примерно 1б-2а к/с (тур, фото 9)

Укрепление Фуна

Просто развалины. Вход платный, но рано утром можно пройти и так

пер.Демерджи,

г.Демерджи,

вдп. Джур-Ла

От шоссе Лаванда-Лучистое на перевал идет дорога, проезжая для велосипедов. Примерно на высоте 900м прямо на дороге – родник, рядом есть стоянки. Восточнее пер.Демерджи на р.Джурла – многочисленные водопады, есть вода, масса тур.лагерей. На плато Юж.Демерджи воды нет, но красивые виды, работает моб.связь (фото 11)

Долина

Приведений

Вход платный – у начала тропинки стоит билетерша с собакой – но ее легко можно обойти по склону. Сама долина – обычные для гор выветрелые скалы – может произвести впечатление на горожан

Никитский

Ботанич. Сад

Масса экзотических растений, просто очень красивое место (фото 13). Вход 8гр. Можно перелезть через забор, но охрана внутри тоже спрашивает билеты (надо заранее взять у того, кто уже сходил)

Массандра

Были только у входа – после знакомства с прейскурантом на дегустацию решили забить

Подьёмник

на Ай-Петри

Сесть можно только на нижней станции (фото 15)! Билет 20гр. Велосипеды берут охотно, можно не разбирать, билет еще 10р. Работает только днем (на майские праздники – до 18ч), но при наличии большой группы могут немного задержать последний рейс, чтобы подождать отстающих

Вдп.Серебряный

Водопад (фото 17) находится на территории заказника БК, но реально проход свободный

Большой

Каньон

Вход платный. У мостика через р.Кокозка – кассир, но утром (до 8 или 9ч) никого нет, можно пройти свободно (фото 18). Также можно перейти р.Кокозка вброд выше по течению.

Идти надо не до ванны Молодости, а выше, до «непроходимого» каньона (примерно час хода). Выше ванны Молодости туристов гораздо меньше, можно искупаться без свидетелей и даже заночевать. Ниже Ванны – интересный карстовый источник на Л берегу

Монастырь

Челтер-Коба,

Мал.Садовое

Монастырь (фото 19) оставляет исключительно сильное впечатление, особенно в тихую пасмурную погоду! К сожалению, истосковавшийся по общению насельник засыпал расспросами и не дал нам помедитировать …

Сюйреньская крепость

Крепость невелика, но посмотреть стоит. С башни – отличный вид! Идти лучше прямо от монастыря по ущелью. Основная дорога (тропа) идет мимо крепости, искать надо на СВ стороне гребня.

Мангуп-Кале

Вход платный, касса у начала тропы в Хаджи-Сала. С востока можно заехать наверх по дороге, проход свободный. Наверху огромное плато, много пещер и развалин, самые интересные – в СВ части плато (фото 22). На СЗ гребне – языческое капище (фото 21). Стоянки формально запрещены, но места много, а с лесником можно договориться (особенно если закосить под группу эзотериков или с любым другим прибабахером; главное – доказать свою аккуратность и гарантировать чистоту места стоянки). Есть два родника в 60м ниже плато, на С стороне. Еще ниже под высокой скальной стеной вся гора опоясана гигантскими эффектными гротами, куда почти никто не заходит (снизу и издали их не видно). Гроты сухие, укромные, чистые – легко можно подобрать место для долгой стоянки. На Ю стороне плато есть несколько естественных пещер (вход на 2-5 м ниже бровки плато), по одной мы даже проползли около 50м (фото 20).

Ханский Дворец

(Бахчисарай)

Обычный заурядный музей – если б не Пушкин, о нем бы мало кто вспомнил. Похоже, посетителей привлекают именно бренды: фонтан слез и т.п. Билет стоит 12гр. У входа в музей мы купили хорошие карты Крыма. Как ни странно, цены умеренные

Качи-Кальён

Интересный пещерный город, находится в 50-100м выше дороги по нижнему уровню скал (фото 24). Оборудован табличками «вход платный» и т.п., но реально никого нет, экскурсии заходят нечасто

Чуфут-Кале

Обычный музей. Вход 8гр. Дикие пещерные города, по-моему, интересней

Бакла

Интересный пещерный город, практически никем не посещается. В сухой балке к Ю от города есть хороший родник, но его надо найти: ручей быстро уходит под землю. Рядом вполне можно стоять (фото 23). Есть ли нормальная вода на плато – не ясно, мы не заметили

 


7. Описание участков маршрута

Основная часть нашего маршрута проходила по вполне очевидным дорогам, не требующим описания (их общая характеристика дана в разд.7). Однако на некоторых участках выбор оптимального маршрута и тактики не очевиден даже при наличии 500-метровки. В настоящем разделе приведено выборочное описание таких «нетривиальных» участков маршрута, упорядоченное в порядке их прохождения нашей группой.

29.04. Ст.Феодоссия – Крепость – хр.Тепе-Оба. Московский дополнительный поезд приходит в Феодоссию уже вечером, и надо поторопиться, чтобы успеть осмотреть крепость до темноты. Мы не смогли найти нормальные карты маршрута и подробные планы городов до похода (были только двухкилометровки из интернета), поэтому потеряли время на расспросы местного населения – где найти воду и как куда ехать. На самом деле, чтобы добраться до крепости, надо было просто гнать на ЮВ вдоль ж/д, стараясь не лезть в горку.

От крепости поехали прямо вверх через город (а не по обозначенной на картах дороге, идущей на хребет с мыса), и очень скоро по каким-то тропинкам вышли на гребень. Подъем довольно крутой, метров пятьсот шли пешком, но рюкзаки с велосипедов не снимали. В целях безопасности после выхода из города фонари не включали. Воду набрали заранее, постучавшись в чей-то частный дом. Вообще, с водой здесь проблемы, колонок в городе нет, и в разные районы она подается по графику поочередно.

СВ склоны хребта Тепе-Оба на всех картах, включая 500-метровку, прорисованы весьма приблизительно. На гребне есть много горизонтальных площадок, но лес редковат – трудно найти укромное место, где ваш костер будет не виден с дороги. Мы встали в каких-то кустах уже в темноте, соблюдая правила маскировки, а утром довольно рано уехали. Чем может закончиться встреча здесь с лесниками, и насколько она вероятна, неясно.

30.04. Хр.Тепе-Оба – морской берег у г.Кордон. Оптимальная тропа, спускающаяся с гребня хребта Тепе-Оба на шоссе по его южному склону, на картах не нарисована. Тропа начинается восточнее вершины (не доходя до горизонтали 300м) и сперва полого траверсирует склон (фото 2), затем уже в его нижней части пересекает пару ручьев и выходит к ферме, а затем и к садовым участкам на повороте дороги. Эта тропа – почти идеальное место для «туристического» даун-хилла, т.е. здесь можно с удовольствием прокатиться на груженых велосипедах типа «турист» или байках. Только в самом конце есть несколько крутых участков, истоптанных коровами так, что их проще пройти пешком. Примерно на середине высоты склона рядом с тропой валяются остатки лопастей вертолета – остальные детали, видимо, уже разобрали на сувениры.

Из Щебетовки в Судак можно проехать двумя путями: по главной дороге и через Солнечную Долину. Мы поехали через Солнечную Долину, и не пожалели. Перед поселком дорогу окружают весьма эффектные скалы (фото 4), сам поселок тоже достаточно живописен. Стоит сходить к свежеотстроенной мечети (500м левее основной дороги), сфотографировать ветряки (фото 5). Автомобильное движение на дороге в мае практически отсутствует.

Перед перекрестком дорог у г.Кордон слева от дороги есть необозначенный на картах минеральный источник, оборудованный еще в позапрошлом веке. Однако для приготовления пищи и чая вода в нем малопригодна.

На ночевку мы остановились на берегу Капсельской бухты (фото 6, 7; летом здесь может быть чересчур многолюдно). Встреченные нами туристы советовали ночевать на мысе Меганом, где есть родник, пляжи и зрелищная ветряная электростанция на вершине, а главное, имеется достаточно много пригодных для стоянки площадок, куда невозможно подъехать на автомашине. Увы, посещение Меганома не вписывается в нитку нашего маршрута из-за нехватки времени – а мыс очень красивый.

Судя по карте, достаточно комфортно заночевать можно также на р.Карагач, съехав с дороги Судак-Веселое. Однако переезд из Феодоссии в Карагач трудно совместить с осмотром многочисленных достопримечательностей, имеющихся на этом участке побережья – одного дня для этого просто не хватит.

1.05. Г.Кордон (10км к В от Судака) – озеро у г.АртыхарынБаши. Планируя переезд от Судака в район поселка Рыбачий, мы не знали, где именно остановимся на ночевку. Рассматривался даже вариант со стоянкой на привозной воде. Неожиданно подвернувшееся озеро (на 500-метровке оно обозначено, но у нас с собой были только двушки) оказалось как нельзя кстати (фото 10). Несмотря на кажущуюся большую потерю высоты и трудную крутую дорогу с колючками, спуск к озеру и возвращение на дорогу занимают не более 10 мин, а наличие неограниченных запасов воды и дров делают эту стоянку весьма привлекательной. Правда, площадки у озера просматриваются с отдельных участков автодороги, поэтому в целях маскировки лагерь желательно разбивать уже в сумерках, а тенты палаток не должны быть яркого цвета.

2.05. Озеро у г.Артыхарын-Баши (5км к З от Приветного) – крепость Фуна. Дорога в Долину приведений и к укреплению Фуна начинается в центре Лучистого крутым коротким подъемом. Поляны, показанные на карте севернее Лучистого, сейчас активно застраиваются турбизнеструктурами: там уже есть кафе, конная ферма и др.

Основная дорога, идущая на СЗ к укреплению Фуна, вполне проходима для велосипедов – многочисленные отдыхающие ездят по ней к крепости Фуна на автомашинах. Перед самой крепостью дорога упирается в забор, огораживающий источник Демерджи. Издалека мы приняли его за кордон с лесниками и обошли слева по довольно крутой тропинке, идущей среди колючек. На самом деле можно было идти по дороге. Если захотят, лесники сами придут прямо на вашу стоянку – посреди дороги штрафовать группу им, в общем-то, не за что.

Вероятно, еще быстрее и легче к стоянкам на р.Демерджи можно подъехать снизу, по дороге, отходящей от шоссе Лаванда-Лучистое. Но мы планировали по ней уезжать, и не хотели дважды идти по одной и той же дороге.

4.05. Крепость Фуна – Ялта – Кореиз (нижняя станция канатки). Выехали с рассветом, т.к. хотели в этот же день осмотреть Никитский ботанический сад, Ялту и успеть подняться на подъемнике на Ай-Петри. Несмотря на приличное автомобильное движение, спуск по дороге из Лаванды в Лучистое просто великолепен. Идеальный асфальт, бесконечный равномерный уклон… Однако дальше начались неприятности. Мы планировали для экономии времени проехать от Алушты до Ялты на троллейбусе (фото 12), но я никому не советую повторять этот опыт. Во-первых, конечная станция в Алуште находится на берегу моря, в стороне от дороги. Во-вторых, первый утренний троллейбус идет достаточно поздно – мы были в Алуште за три часа до его отправления и даже самые слабоподготовленные участники гораздо быстрее доехали бы в Никитское своим ходом. В-третьих, велосипед для посадки в троллейбус надо разбирать-зачехлять, что тоже отнимает известное время. Летом в период максимального наплыва отдыхающих в троллейбусах ажиотаж и с большим багажом можно вообще не уехать.

Для экономии времени лучше не связываться с троллейбусом, а полагаться на свои силы. В крайнем случае можно попытаться вписаться в проходящий троллейбус Симферополь-Ялта на центральной остановке в Алуште (около рынка), или арендовать на группу газельку или уазик. Если же прогулка в междугороднем троллейбусе рассматривается не просто как переезд, а именно как экскурсия, то я бы предложил устроить привал где-то на берегу моря и съездить, к примеру, к Ангарскому перевалу – разумеется, без велосипедов.

В Ялте так много заслуживающих внимания мест, что осмотреть их все за день нереально. Веломагазинов в городе нет (максимум можно найти камеру или что-то подобное), но на центральном рынке (500 м от набережной) есть палатка с велосипедными запчастями. Цены ниже, чем на рынке в Сокольниках, а ассортименту позавидуют иные велосипедные магазины. Мы купили там тросики, цепи, переключатель, покрышку и другие полезные штучки, кое-что даже запасли впрок.

Ехать из Ялты в Мисхор к канатной дороге нужно не по главной дороге, а небольшими приморскими улочками, ориентируясь прежде всего на хорошую карту. Местные в лучшем случае знают, как ездит маршрутный автобус – расспрашивать их о дороге практически бесполезно, разве что удастся найти товарищей-велотуристов.

Что удивительно, около нижней станции канатной дороги есть пригодные для ночевки площадки. Выход к ним – по тропинке левее ручья, протекающего в 100м к З от нижней станции канатной дороги. Еще одну пригодную для ночевки площадку – уютную, укромную, с водой и дровами – мы обнаружили совсем близко от Ялты, на средней дороге примерно в 2км юго-западнее Ореанды. В этом месте дорога проходит мимо строящейся церкви, затем серпантином огибает белую ротонду, расположенную где-то над Ласточкиным гнездом (фото 14). Поднявшись вверх от изгиба дороги вдоль трубопровода, мы нашли площадки под пару палаток, а рядом – овраг с хорошей водой. Знай мы об этих стоянках заранее, конечно, не стали бы планировать экстремальный по напряженности день, а разбили бы его на две части, чтобы уделить больше времени осмотру ботанического сада и Ялты.

5.05. Ай-Петри – р.Сары-Узень (вдп.Серебряный). На плато лучше подниматься с утра, чтобы за день пересечь безводную яйлу заповедника и спуститься в сторону Большого каньона. Наивысшая точка Ай-Петри окружена забором и вход туда платный, однако вокруг есть масса неогороженных скал и утесов с не менее красивыми видами.

В начале спуска к Большому каньону ялтинская дорога сразу уходит в небольшую неглубокую балку. Чтобы насладиться панорамным видом с хребта на север, мы попытались выйти на гребень, но обилие деревьев мешает обзору.

Чуть ниже, там, где дорога поворачивает с ЗЮЗ на ССВ, на карте обозначены скалы. С дороги к ним ведет небольшая тропинка, отсюда можно сделать несколько фотографий. Просматривается ущелье р.Кокозка и обрамляющие его скальные стены.

В километре от скал влево с дороги уходит небольшая тропинка – на карте это место обозначено, как «Пограничная поляна». Судя по всему, здесь уже есть вода и тут часто останавливаются туристы.

Чтобы не светиться у Большого каньона и не оплачивать предполагаемую стоянку, мы решили заранее съехать с главной дороги к реке Сары-Узень. Увы, обозначенную на картах грунтовую дорогу, начинающуюся в 1км ниже Пограничной поляны и ведущую через истоки р.Сары-Узень к водопаду Серебрянный, заметить не удалось. Похоже, она уже много лет, как заброшена, а судя по рельефу, заброшенные дороги здесь долго не сохраняются. Однако чуть ниже, не доходя до обозначенной на карте т/с Буковая, мы обнаружили вполне проезжую грунтовку (ниже она переходит в тропу), ведущую от шоссе строго на запад в сторону р.Сары-Узень (фото 16). В отличие от обозначенной на карте дороги, эта тропа идет не по круто падающему каньону, а по локальному гребню, что гораздо типичнее для дорог и тропинок на подобном рельефе.

Сбросив около 100м от шоссе, примерно на высоте 700м наша дорога то ли тропа вышла к локальной плоской площадке с установленной на ней зверокормушкой, и благополучно закончилась. Несмотря на наличие лужицы с пресной водой, это место явно не походило на ту идеальоную для ночевки полянку, которую мы надеялись встретить. Из-за отсутствия качественной карты и достаточно подробных отчетов мы до последнего момента не были уверены, удастся ли нам с велосипедами спуститься к реке, или придется ночевать у кормушки, таская воду в бутылках от речки. К счастью, по проглядывающимся в весеннем лесу остаткам заброшенной старой тропы, идущей на ЮЗ от кормушки, нам удалось сбросить оставшиеся 200м до реки. Спуск даже в сухую погоду оказался достаточно экстремальным. Велосипеды с трудом ехали по сырому скользкому склону средней крутизной 20°, с многочисленными корягами и стволами, через которые приходилось перелезать.

После нескольких неопасных падений (мы ехали крайне медленно, как можно более осторожно) подавляющая часть группы перешла на пешеходную тактику спуска, и только я, как владелец наиболее проходимого по сравнению с байками велосипеда «Турист», упорно продолжал ехать, справедливо рассудив, что если идти пешком и в горку, и с горки, то зачем тогда нам вообще здесь нужен велосипед? Увы, в самом конце спуска я тоже не смог удержаться в седле. Переднее колесо провалилось в небольшую покрытую листьями яму и я сделал плавное сальто вперед. Падение на мягкую лесную подстилку было неопасным и даже в чем-то приятным, но сам факт того, что в веломаршруте приходится идти пешком вниз под горку, еще долго не давал мне покоя. А сальто мне пришлось еще дважды повторить на бис – сначала для счастливых от увиденного конфуза участников группы, а потом и для фотовидеооператора, который при первом повторе так увлекся происходящим, что забыл о своих прямых функциях.

Место стоянки у реки Сары-Узень практически незаметно с дороги, идущей от Большого Каньона на скалы Орлиный Залет и к Чайному домику, и очень комфортно – воды и дров сколько хочешь. Отсюда можно сходить на экскурсию к Серебряному водопаду (фото 17), а если задержаться на дневку, то и к Орлиному залету либо Большому каньону (фото 18). Чтобы выйти с велосипедами на большую дорогу, достаточно спуститься 0.5 км по долине р.Сары-Узень, переправиться через реку и по упомянутой выше грунтовой дороге проехать пару км до Большого каньона. В мае «сухая» переправа через р.Сары-Узень возможна далеко не везде, но по корягам и бревнам мы все-таки перебрались на другой берег, не разуваясь.

6.05. вдп.Серебряный – Мангуп-Кале (балка Адым-Чокрак). Стандартная турстоянка под Мангуп-Кале в селении Хаджи-Сала перенаселена, к тому же она платная, а подъем отсюда в пещерный город идет по тропе через «кассу». Поэтому мы решили рискнуть и попытаться заночевать с противоположной стороны от пещерного города. Несмотря на отсутствие воды в сухом русле долины Адым-Чокрак, нам очень кстати удалось найти большой Г-образный пруд с небольшим родничком на его восточной окраине. Огромная искусственная чаша заполнена менее, чем наполовину, поэтому непонятно, сохраняется ли вода в пруду летом. Более надежные источники есть в верховьях ручья, текущего по соседней долине в Терновку. Более интересный (но и более трудоемкий) вариант – можно для ночевки подняться в гроты, опоясывающие гору Мангуп-Кале, и ходить за водой к одному из имеющихся в пещерном городе родников.

8.05. Мангуп-Кале – Качи-Кальон (напротив с.Баштановка). Планируя маршрут, мы знали о наличии турстоянок в районе с.Баштановка, но из-за непрекращающегося дождя решили заночевать непосредственно в гротах пещерного города Качи-Кальон. Подъем к гротам по крутой скользкой от дождя тропке (набор высоты около 100м) оказался достаточно трудным, рюкзаки несли отдельно от велосипедов и вверх, и вниз. Питьевую воду возили из родника на выезде из с.Предущельное – это проще, чем ходить к речке. При ночевке в пещерном городе желательно сниматься с места как можно раньше, чтобы вас не застала какая-нибудь экскурсия. Разумеется, мы оставили место ночевки в идеальной чистоте и порядке, в том числе и убрали оставленный не очень культурными посетителями мусор, что в какой-то мере оправдывает использование нашей группой исторического объекта с сугубо утилитарными целями.

9.05. Качи-Кальон – Бакла (3км к В от Скалистого). Пещерный город Бакла до сих пор практически не посещался туристами, поэтому он особенно интересен для тех, кто не любит ходить «вместе с толпой». Увы, местные жители, видимо, использовали часть гротов в качестве пункта сброса отходов (туристы просто не в состоянии принести такие горы мусора). К счастью, количество непотребства даже у местных небеспредельно, поэтому полностью завалить Баклу свалкой не получилось. Здесь до сих пор есть, на что посмотреть, причем приезжать лучше на целый день или больше.

10.05. Бакла – ж/д станция Симферополь. Стоянка около Баклы удобна тем, что отсюда легко можно за день доехать до Симферополя. Причем ехать можно не только по стандартной дороге через Скалистое, но и по исключительно приятной, идеально велосипедной тропинке, идущей в сторону р.Альма. На картах она обозначена не совсем точно, но найти ее можно по следующему алгоритму:

1. Выезжаем из Скалистого по дороге Скалистое-Трудолюбовка.

2. В 4км от начала дороги на Трудолюбовку влево (на СВ) отходит обозначенная на всех картах дорога к г.Кизил-Чигир. Проезжаем по ней по некрутому подъему примерно 1км

3. В 1км от шоссе Скалистое-Трудолюбовка от дороги на г.Кизил-Чигир влево на ССВ-СВ отходит слабо наезженная грунтовая дорога, истоптанная коровами – это и есть дорога к г.Бакла. Сперва она полого поднимается в гору, затем пересекает ложбину балки, идущей вдоль скальных сбросов г.Бакла. Примерно в 1км от начала дороги – оптимальное место для лагеря.

4. Вскоре после этого места к грунтовке справа подходит еще одна дорога, идущая со стороны .г.Кизил-Чигир по правому берегу балки, которую мы только что пересекли. Место соединения дорог находится как раз около изгиба балки и текущего по ней пересыхающего ручья. От места изгиба балки «наша» дорога (идущая на г.Бакла) начинает довольно круто набирать высоту, траверсируя склоны г.Бакла в направлении на СВ. Поднявшись почти до уровня плато, основная дорога резким серпантином поворачивает налево на ЮЗ, и вскоре выходит на плато. Тропинка к р.Альма начинается точно на повороте дороги, как бы продолжая ее в направлении на СВ, но идет не вверх, а почти по горизонтали, постепенно переходя в спуск.

5. Примерно через 2км тропинка раздваивается. Вправо уходит более нахоженная и крутая спусковая тропа к р.Альма, вскоре выходящая на дорогу, идущую, видимо, из Кизиловки. Мы спустились по этой тропинке прямо к р.Альма, где устроили большой привал и помывку велосипедов перед возвращением в населенку (фото 25).

8. Характеристика района, маршрута

«Остров Крым» настолько хорошо известен туристам и столько раз описан в отчетах, что добавить что-либо к уже сказанному нереально. Поэтому ограничусь информацией о маршруте.

Дорога Феодоссия-Алушта в мае не отличается особо сильным движением. Асфальт довольно хороший, ехать легко и приятно, хотя для преодоления многочисленных перевалов и горок нужна известная физподготовка.

Шоссе Алушта-Ялта-Севастополь загружено гораздо сильнее, даже в мае ехать по нему неприятно, а летом видимо просто противно. К счастью, почти везде имеются параллельные объездные дороги. Удивительно, но в Кореизе у нижней станции канатной дороги обнаружились вполне пригодные для ночевки площадки – мы не ожидали встретить их посреди населенки.

Дорога Ялта-Соколиное в мае почти пустая. Отсутствие встречных автомашин особенно опасно на спусках: расслабившись и чересчур разогнавшись, легко можно попасть в серьезную аварию, когда машина вдруг все же появится.

Подниматься на Ай-Петри своим ходом от Ялты, как это делают многие велосипедисты, мы посчитали неразумным. Это же время и силы с гораздо большей пользой можно употребить на других участках маршрута. Хотя, этот километровый подъем кажется не таким уж большим по сравнению с остальными набранными нами за поход семи с половиной км, мы потеряли бы на нем целый день – непозволительная роскошь для коротких майских каникул.

В целом, маршрут оказался достаточно напряженным, что связано не только с довольно большим для «единички» перепадом высот и километражем, но и огромным количеством запланированных экскурсий. Перед походом члены группы составили список из полусотни заслуживающих внимания экскурсионных объектов, но за разумные сроки посетить их было бы нереально. Половину достопримечательностей пришлось исключить еще при планировании маршрута, а на осмотр остальных мы выделяли минимум времени. Особенно не повезло наименее физически подготовленным членам группы. Для выполнения графика движения мы довольно часто разделялись на две-три подгруппы по 3-5 человек в каждой, при этом отстающие вынуждены были осматривать целый ряд достопримечательностей «бегом» или вообще отказываться от отдельных экскурсий.

С другой стороны, наша группа легко обгоняла практически всех встреченных на дороге велосипедистов, в том числе и ехавших налегке (без рюкзаков). Для меня это было неожиданностью, поскольку группа на 2/3 состояла из новичков, впервые севших на велосипед за два месяца до похода (собственно, велосипеды были куплены именно ради этой поездки). Впрочем, у большинства из нас уже был довольно приличный походный опыт и определенный уровень физподготовки.

Вероятно, наш график движения может оказаться чересчур напряженным для велотуристов, привыкших к «прогулочному» стилю катания. Поэтому несмотря на то, что описанный маршрут соответствует первой категории сложности, не стоит пытаться его повторить без достаточной предварительной подготовки. Как руководитель, я рекомендовал всем участникам в качестве подготовки проехать за апрель на велосипеде не менее 1000км. Один участник, сильно загруженный на работе, накатал только 600км, и на маршруте ему было сложновато выдерживать график движения. Остальные преодолевали крымские горки без особых проблем. Могу посоветовать всем, кто впервые собирается в Крым: не поленитесь перед походом накатать хотя бы тысячу километров! Тогда поездка отложится в памяти достопримечательностями и великолепной крымской природой, а не непомерными (для новичков) физическими нагрузками…

 

9. Выводы и рекомендации

Наиболее серьезной проблемой для нас оказалось отсутствие качественных карт Крыма. В лесной зоне нам удавалось достаточно успешно обходиться скачанными из интернета двухкилометровками (хотя информация, имеющаяся на пятисотметровках, и здесь была бы совершенно не лишней!). Однако в пределах населенных пунктов двухкилометровки абсолютно не помогали, а советы местного населения только запутывали поиск правильного маршрута. Так, по пути из Ялты к канатной дороге мы выехали из города по верхнему (основному) шоссе, с последующим спуском из Кореиза в «Ласточкино гнездо». Дорога вдоль моря, начинающаяся рядом с набережной, намного короче и проще, а главное, гораздо приятнее. В Симферополе нам не следовало сворачивать с главной улицы по указателю «на ж/д вокзал»! Гораздо быстрее и проще по прямой доехать до центра, и перед самым мостом через Салгир свернуть налево на бульвар, ведущий к ж/д вокзалу. Увы, эти очевидные (при наличии карт) вещи стали ясны только после того, как поход уже кончился.

Вторая крымская проблема – это вода. На всем протяжении приморской части маршрута хорошую воду найти трудно. Как правило, ее надо везти с собой, как в пустыне.

В горной части с водой немного попроще, но наиболее популярные стоянки у родников фактически платные. Если не оплатить «лесной сбор» заранее в КСС, его соберут лесники прямо на месте.

В «горно-равнинной» части полуострова (в районе Бахчисарая) маршрут и стоянки тоже приходится увязывать с источниками воды. Велосипедисты находятся в лучшем положении, чем пешеходы – они могут привезти воду за несколько километров. Но иногда на ночевке хочется постирать, искупаться или помыться… Показанные на картах пересыхающие ручьи в мае в большинстве уже пересохли, рассчитывать на них, как на источники воды, вряд ли стоит. Надежнее собирать информацию от предшественников-туристов, или останавливаться на родниках и озерах.

Третья проблема Крыма – многочисленные оплаты и сборы, в которых трудно разобраться приезжим. Впрочем, как показывает наш опыт, почти всегда можно так спланировать график движения, маршрут и стоянки, чтобы свести количество нежелательных встреч к минимуму. Останавливаться у воды, но соблюдая элементарные правила маскировки, на «платные» объекты входить с другой стороны или рано утром, и так далее. Фактически за весь маршрут мы оплачивали только вход в Ханский дворец в Бахчисарае и в крепость Чуфут-Кале, что вполне посильно даже для не слишком состоятельной группы.

Четвертая проблема, специфическая для украинских поездов – отсутствие четких правил провоза велосипедов. Насколько мы сумели понять, по местным законам платить за них все-таки надо, причем достаточно много – около трети стоимости билета. Впрочем, местные велотуристы говорили, что они за велосипеды в поездах тоже не платят. Однако к «богатеньким москалям» на Украине особое отношение…

К счастью, все перечисленные проблемы не идут ни в какое сравнение с тем удовольствием, которое можно получить от велопохода по Крыму! Гораздо более теплые (по сравнению с Москвой) весна-осень, обилие природных и антропогенных достопримечательностей, замечательные горные и морские ландшафты – вполне достаточный список причин, чтобы отправиться в межсезонье именно в эти места.

А проблемы?

Проблемы надо решать по мере их поступления…