Воспоминания о древних временах
Автор: Administrator   
25.03.2016 13:46

Крестьянское Заочье практически исчезло. Уклад, сохранявшийся веками, за несколько десятилетий полностью разрушился.  Деревни вымерли, старики доживают дни в городских квартирах. Память о былых временах уйдет вместе с ними безвозвратно. Но кое-что можно сохранить, поговорив со старожилами. В этом тексте приведены воспоминания местных жителей, собранных в первую очередь, краеведом и историком Ю.В.Беспаловым. Записи он вел в дневниках с 1972 по 2006 год. В них он часто приводил прямую речь крестьян, которых опрашивал. Эти дневники были мной просмотрены, и там, где записи велись в кратком пересказе, я позволил себе превратить пересказ также в прямую речь с нейтральной интонацией. При проведении собственных опросов (они добавлены в текст для полноты сведений) я заметил, что краткие записи, переложенные из пересказа в прямую речь, практически не искажают ни смысл сказанного, ни его восприятие. Особенно, если использовать записанные слово в слово во время разговора отдельные яркие и важные фразы. При этом прямая речь позволяет услышать стариков так, как будто они рассказывают непосредственно читателю, как будто они говорят с нами. Будем надеяться, что такая форма изложения сделает текст более запоминающимся, и поможет сохранить память о жизни наших людей в былые крестьянские времена.


Василий Демидов

 

 

 

 

Воспоминания о древних временах.

 

 

- Давно ямы были, давно, до нашего времени (по поводу ям возле деревень Зыбинка и Митинки - прим.).

Валентина Казакова, 1928 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Грызлово


- Ямы это жернова копали, бабушка рассказывала.

Николай Сергеевич Леонов, 1941 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Алфертищево


- Мать рассказывала, что в ямах вар варили. А жернова - их по ручьям собирали.

Николай Плахин, 1941 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Зыбинка


- Курганы - это еще в той войне, при царе-царе.

Полина Семеновна. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Тульчино


- Татарские то курганы, которые на полях у нас. Камни не добывали под Сенькино, нет не добывали. А в Алфертищево не знаю, может и добывали, там у них местность араратская.

Нина Георгиевна Титова (Шмелева), 1925 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Сенькино


Сопь - это дети так называли курганы. Они татарские, могилы у них такие. И возле церкви тоже. Про то, чтобы камень добывали, не знаю.

Михаил Иванович Королев, 1934 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Коптево


- Наши заводы основали пленные шведы из-под Полтавы. Их похоронили вон в том кургане напротив деревни. Еще один курган есть неподалеку, там разбойники прятали золото. Они были люди Болотникова, разбойники и революционеры.

Василий Ильич Соболев. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Ченцово


- Курган был под телескопом на ФИАНе, и под Зыбинкой один. И еще где пруд Мещерский там тоже стоял большой курган. В Тульчино возле церкви есть один. Это все со времени войны с татарами. На них огни сигнальные передавали.

- А мелко было в реке Оке под Сенькино и под Спасом. В Сенькино мелко где дом охотника, под Жерновской горой. Это там где сейчас пляж, на котором люди купаются. А под Спасом там метров 300 к Лужкам и раньше было мелко и сейчас тоже. А в соснах в Спас-Тешилово такие качели были, что со всего района ходили туда.

- Старики говорили мне в тридцатых годах, что камень брали для строительства церкви Никольской в Митинках. Ровы есть напротив митинского кладбища и там брали камень в лесу. Весь лес в ямах. И родник там митинский, как выпьешь так заболеешь.

Петр Матвеевич Савин, 1928 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Семеновское


- Тешиловская церковь на Городке рассыпалась от землетрясения, и заново построили ее в селе на бугре.

Александра Яковлевна Казакова, 1927 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Пущино


- Под Пущино лед хорошо замерзал, переправа зимняя тут была. Дорога к ней вниз сразу от амбара шла.

Николай Никанорович Савельев. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Пущино


- Где Пущино, там выбирали камни из бугров и дорогу делали. Камни крючьями доставали.

Клавдия Михайловна, 1925 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Прончищево


- В Липицах, в Мещеринове, в Присадах, Шепилове были станы, жили ткачи. Позже были и в Пущино. Но в основном пущинцы и харинцы плели из лозы корзины. А в Лужках были конкуренты. Лужковские даже арендовали берег Оки по нашей стороне и озера, резали там прутья.

- В Присадах был дом Соколихи, стоял на горке, а в нем был ткацкий станок. Ткал любой житель, у кого было время в "общественном" доме.

- Возле Присад местечки такие были: КоняхиноЗадворкаВыпуска. За деревней Сонское (напротив Присад - прим. Беспалова Ю.В.) Золотая пашня. Там при жатве одна жница отдыхая ткнула серпом в землю и отковырнула клинышек золота.

- В Прудках (урочище между долиной Хохлы и Мещериново - прим.) был кирпичный завод до отмены крепостного права. Мой отец рассказывал, что барин Перлов у Харламова место купил, дачу хотел построить. Навозил лесу в Тешилово, но на том и кончилось.

- Богатые крестьяне были в Липицах, в Селине, Мещеринове. А Пущинцев и Харинцев считали голодранцами и не женились на девушках из Пущино. Все села дрались в кулачную. У пущинцев и харинцев оружие было, самопалы и обрезы.

- В Любожихе под деревней Присады ловили головлей, налимов. Водилось много раков.

Григорий Захарович Симакин, 1883-1976 гг. Записано Беспаловым Ю.В. в 1975 году.

д.Присады


- Жили тут в первую войну пленные австрийцы, их раздавали многодетным солдаткам в работники. В Харино жили, один в Балково. В Пущино после революции в 1918 году отправляли к пароходу девятерых австрияков. Проводы устроили, напоили австрияков и повезли на лодке к пароходу. Пароход был "Екатерина". Лодка перевернулась, и все девятеро утонули.

- Под Дунцами (есть деревня с аналогичным названием в Белоруссии - прим.) разбойничали в период НЭПа пущинец Одиноков и Митя Казаков - "Голубок". Грабили под Дунцами у моста через Любожиху. Останавливали проезжающих по нижней дороге.

- Вся деревня Пущино - рыбаки, ставили много сетей. Рыбы ловили много, продавали в соседние деревни и в Серпухов до 1950-х годов. Лещи были, судаки, стерляди, сомы. Питались все рыбой в войну. До 1974 года рыба в Оке пахла одеколоном или нефтью. Потом лучше стало. В 1975 году уже можно было варить уху.

- Вдоль барских прудов в усадьбе шла "Прошпекта". Соединяла Абрамовку с Афросимовкой (две части деревни Пущино - прим.). По прошпекте гуляли, ездили и даже прогоняли скот.

- Последний барин пущинский Каштанов уехал за границу, и присылал оттуда письмо одному знакомому крестьянину, спрашивал, как усадьба при большевиках. Когда получил ответ, что в усадьбе сделали больницу, радовался. А крестьянин потом все его письма сжег, боялся что узнают.

- В 30-х годах закрыли пущинскую церковь, все из нее передали в Тешилово. А из Тешилова утварь, книги, бумаги церковные перевезли потом в Липицкую церковь.

- Пущинцы плели корзины и продавали их на Соломенном заводе (на р.Скнига - прим.).

Анна Егоровна Виноградова. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Пущино


- Харинский овраг (где МГУ - прим. Беспалова Ю.В.) назывался овраг Придверь, а дальше (где ныне церковь - прим. Беспалова Ю.В.), - овраг Окопня, место гиблое, нехорошее. Много людей там погибло. Егор Воробьев погиб в копанях, Иван Чибисов шел из Балково, закрутило его и замерз там.

- Большой овраг у деревни называли овраг Урёв (по Далю место слияния двух ручьев - прим.), три хороших колодца в нем было. Его отвершек называли Дальняя вершина.

- Перед островом протока Аниска. От оврага Урев в сторону Балково пустыри и Малый враг, потом Большой враг, где дубрава ЗаказПерлов лес (лес за нынешней котельной - прим. Беспалова Ю.В.). В нем не было ни грибов ни ягод. Древние деревья там были, дубы, липы, вязы. Глухой лес, даже хворост в нем не брали. Глубокий враг (овраг – прим. Беспалова Ю.В.) тамошний был за обществом (принадлежал общине - прим. Беспалова). Вершина врага называлась Дедова голова, там бил ключ. Ходили к нему за папоротником в Иванову ночь. Темно внизу, там дубы которым тысяча лет, норы барсуков. Боялись вечером идти в Балково мимо того леса, волки водились и барсуки могли напасть. Тут убит был последний волк. А в лис прямо с крыш Харинских домов стреляли.

- По дороге из Харино в Грызлово большой курган был. Когда на него чашу ФИАН ставили, нашли в кургане конскую сбрую.

- На холм Пущинский притягиваются грозы.

- В первый покос мы с утра до полудня косили, а потом пили-гуляли. Пироги из белой пшеничной муки ели два раза в год, на Пасху и в Престольный. Весь год ели кавардашки из картошки и черные оладьи.

- Всегда приезжали работали девки-мананки, и в других деревнях тоже везде работали.

- В первую войну (1914г. - прим.) жили у нас пленные австрийцы, и в ту же войну у немцев в плену побывали Николай Зиновьевич Климов и Оленчиков, оба из Харина.

Виктор Михайлович Чуркин, 1927 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Харино


- За больницей пущинской Сорочий овраг - блудное место. Сороки в нем жили. А в том овраге ручеек Гремяк. Раньше там была недалеко деревня Солоновка. А остров мы никак не называли, просто остров (В 1769 году на межевой карте назван остров Урюпов - прим. Беспалова Ю.В.).

- Возле реки в наши времена не было полей распаханных. Луга были, заливная трава. Мы ездили сено заготавливать на Липицкий луг. И еще в Харино был Раздельный луг Харинский, делили его между собой Харинские, Семеновские, Якшинские.

- Камень на дорогу добывали за речкой и потом возили с карьера. И на берегу в леске у водопада тоже собирали и дорогу делали от Грызлово и до моста.

- Ручной жернов был у соседки нашей и больше ни у кого. А так только в Балково была водяная мельница, там все мололи.

- В усадьбе больница была, а в больнице для врачей на третьем этаже квартирки. Хирурги у нас даже были. И камины были красивые, их для больных топили немножко. А внизу были печки, в которые целые бревна закладывали.

- В Пущино кузница была за барским домом, и там же и вся скотина была.

- На барском пруду вмораживали столб, а к нему крепили слегу и салазки - карусель была такая.

- Плясали девки на пятачке над Дельфином.

- В Тешилово учителя муж с женой хорошие жили. А прямо около школы кладбище было. Когда церковь разоряли книжки под горой кидали.

- Пущинскую церковь снес грызловский председатель Почуев когда город строили. Церковь хорошая, красивая была. Рожь в этой церкви ссыпали, и мы бегали по ржи горячей, чтобы не горела.

Мария Ивановна Трунилина, 1932 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Пущино


- В Офросимовке (восточная половина д.Пущино - прим.) жила одинокая бабка Марья Одинокова (Мария Петровна Одинокова - прим. Беспалова Ю.В.) Жила бедно, но независимо. За грибами и ягодами ходила на высокие горы (Семеновский овраг - прим. Беспалова Ю.В.). Уходила, ночевала одна в лесу под елкой на земле, ведуньей слыла (см. картину 1949 года художника Г.С.Соловьевой "Бабка Марья-колдунья" - прим.).

А.В. Жуков. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Пущино и Селино


- В Солоново на речке Солоновке (по Далю солоный - соленый, по Беспалову от слова посолонь - с востока на запад, как речка и течет) там были крутые, лихие мужики. Бандитствовал под Дунцами в двадцатых-тридцатых годах Митя Артамонов.

- В 1936 году деревню переселили, а Артамоновых еще раньше, когда они погорели.

Мария Васильевна Артамонова. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Солоново и Присады


Трехгорный колодец у нас в Жерновке есть. Туда барин ходил пить.

- В Борисово по каменной дороге ходили. Люди говорили, там мельница водяная была, пруд.

Марья Никифоровна Фролова, 1931 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Жерновка


- У нас недалеко есть Большая гора Жерновская, там был святой дуб. И на той горе родник, а в нем вода целебная. А в самой горе все прямо переливается, и такой звон чудесный слышится когда гроза. Пастухи ложились на землю и слушали. У меня муж пастух, рассказывал. Он все цветы знал.

Раиса Иосиповна Смирнова, 1928 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Жерновка


- У святого дуба зимой и ночью всегда плутали путники, лешак водил.

- Ямы в лесу от копки жерновов. На лысой горе к востоку от дуба был карьер (террасы видны рядом с поляной, урочищем "Гулянье" - прим. Беспалова), копали жернова и в нашем веке. На ручье Требушке (по Далю требити - веять хлеб, треба - жертвоприношение, другое название ручья - р.Яменка, - прим.) святой колодец, ключ с хорошей целебной водой.

- На святом дубе повесился один человек в коллективизацию, дуб потом заново освятили. Говорят, что это повесился приходской поп в день закрытия церкви в 1936 году. А когда открывали в церкви клуб, бабка одна предупредила, что несчастье случится. Гармонист, который первым заиграл в церкви, вскоре выстрелил себе в глаз и погиб. А девки плясуньи: у одной высохла нога, другая разумом тронулась.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Жерновка


- Гуляли на ярмарке на ручье Требушка (он же р.Яменка - прим.) под Жерновкой. Спрашивали, - «Куда идешь?». «На гулянку!». Девки там находили женихов.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Жерновка


- Когда барин Крылов приезжал в Зыбинку, его встречали крестьяне, одаривали его яйцами, а барин давал деньги: мужикам на водку, бабам на орехи, а детям на конфеты (такой же обычай был и в других деревнях – прим. Беспалова Ю.В.).

- К югу от парка было Гульнище, внизу Прудищи. В большом саду цветы красивые, ходили ягоды собирали, было там много шпанских ягод.

- После революции все жители в Новоселках погорели, у нас усадебные дома разбирали для них.

- Ходили мы в очень красивую церковь Никольскую (в Митинках – прим.). Но приехали двое молодых, Бондарь и Почуев. В 1959 году разобрали церковь на свои дома. Бондарь стал председателем, очень подлый был. Его клохозник-инвалид из ружья застрелил.

- В Троицу ходили гулять на поляну в Жерновке. Раньше были победнее, да подружнее. Веселье было без пьянства. И в деревнях жили дружнее – все у всех на виду, а теперь каждый сидит перед своим телевизором.

- Как весело было во время покоса – много пели! Ой, ой, вон он! Кыш, проклятый! Это коршун, он живет в лесу тут рядом, цыплят у нас таскает.

Бабушка Овчинникова. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Зыбинка


- В Тешилово в первый день Троицы гуляние было, все деревенские молодые здесь с утра до ночи. Из других деревень приходили отовсюду.

- Барыня Лосева лечила травами крестьян.

- Поп пил, кутил, спорил, дрался-боролся, блудил, три Таньки у него было, одна в Зайцеве, две в Шипилово (священник Сергей Иванович Аристов 1872-1930, рыжий - прим. Беспалова Ю.В.). Вышитые рубашки он еще носил. Все рыжие в деревне от попа, так у нас шутили. Одну любовницу попа Сергия, старостиху Татьяну из Спас-Тешиловской церкви, репрессировали и сослали.

- В Троицу 1937 года последний колокольный звон был. Одновременно звонили во все колокола в Тешилове, Митинках, Тульчине, Сенькине, Каргашине, Липицах, Пирогове и в Пущино. А потом колокола сняли заготовители.

- На городище тешиловском пахали до 1941 года. В самом городище в 1927 году нашли большие камни (выпахали) с надписями и узорами (надгробия 16-17 вв. - прим.). Их увез в Мещериново Володин. Он в 1928 году построил себе дом и камни пустил на фундамент в крайнем восточном доме.

- В Спас-Тешилове хорошая глина. Даже комиссия приезжала в 1942-1943 годах, делали пробы, изучали, запасы считали, хотели что-то строить, но не стали. Пристань перевалка была.

Копылов. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Спас-Тешилово


- Церковь в Грызлово в 1957-1958 году рушил сволочь Почуев Сашка, председатель приезжий и партиец. Люди плакали. Кирпич нужен был на хранилище большое. А в Пущино он годом раньше церковь снес. В конце-концов Почуев набрал себе кирпичей и построил себе дом.

- А до революции у нас три ветряных мельницы было, локомобиль, паровая молотилка.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Большое Грызлово


- Церковь в Пущино ломал председатель местного колхоза Заря Коммуны Синяков, нужно было на колхозное строение, а Почуев, председатель колхоза "Пахарь", рушил Никольскую церковь в Митинках.

- Вступать в колхоз не хотели, кому охота нажитое сдавать?

- Там, где нынче водозаборная станция до 1940 года была гулянка. Там ставили качели, место называлось "Лавочки".

- Под Присадами, там где пущинская водозаборная скважина было два урочища, Кулички первые и Кулички вторые.

- Вверх по Любожихе от Присад Тишкин пруд (сделан в 1970-х годах).

- На Большой горе (за шоссе к югу - прим. Беспалова Ю.В.) от Присад в сторону урочища Три ручья были огромные старые дубы. Там на горе же были и белые камни, из которых даже делали скульптуры в подмокловской церкви. Резали кресты и надгробья.

- Деревню Сонское возле Присад местные называли Солнышково. Там был Гришин сад, обсажен и обвалован.

- Там где река Каширка (по Далю в тульских говорах овечий хлев, загон для скота - прим.) впадает в Семеновский отвершек реки Любожиха, там местечко Три ручья. Где Ратманово не знаем, а было урочище Ратново сразу на бугре после слияния Каширки с Семеновским отвершком. До 1930-х годов в праздник приходили крестным ходом из Тешиловской церкви на молебен в Ратново к Святому колодцу, ключу на Каширке. Там стояла часовня. Водой ключа лечили глаза, называли его поэтому Глазной колодец. Он был на Каширке, повыше где место отдыха (возможно, колодец находился в отдалении от Ратново-Ратманово - прим.).
- В 1933 году приехала в Ратново семья украинцев, выкопали себе землянку и жили где спуск к Трем ручьям, где Белый камень, пока не перебрались в лучшее место. Над Каширкой земля плохая и вода высоко. Не растут сады, мокнут корни.

- В лесу были первая и вторая Ратновские поляны. Засадил их деревьями лесхоз.

Тишкин В.В. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Присады


- Полян было много, они не зарастали - их обкашивали, потом выпускали скот. Родников было много, они были чистые. Брали ягоды, грибы, орехи (видимо присадские, находясь в сравнительно более лесистом районе, больше других были связаны хозяйством с лесом - прим.). Чистили, собирая в лесах хворост для топки. Дома и дворы крыли соломой и щепой до 1950-х годов. Только когда начали строить город оттуда привозили стекло, кирпич, доски, шифер, жесть и прочее (известны рассказы строителей Пущино о больших масштабах вывоза стройматериалов "налево" при строительстве города - прим.).

- Лосевы муж и жена - муж учитель, жена травница. Жили в Спас-Тешилово, были хорошие люди. Лосева раскулачили и он в 1925 году сгорел с мельницей своей. Мельница у него на Хохле была. Мельничный жернов оттуда перевезли к присадской кузнице. Лежит и сейчас там (в 2010 году перевезен в Пущинский эколого-краеведческий музей - прим.).

Филипп Андреевич Земский, 1911 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Присады


- Граница Митинских земель и Харинских шла по вершине где лес Вертелки возле микрорайона Д. От нынешнего города деревню Митинки отделяет ручей Игнатовка, у него две вершины, одна вершина Лоска (по Далю в рязанских и тульских говорах Лоск означает лог, лощину, особенно на поемной стороне рек, плоскую низменность - прим.), другая вершина Селева.

- В Ескино ведет Дурная Вершина, там на людей блуд нападает, да сатана водит.

- При впадении Дурной вершины в реку Коровенка где новое кладбище митинское, там урочище Казановка, там брали из-под горы плитняк на деревенские стройки.

- Через речку напротив Митинок Барский лес. А на поляне под елочкой было гулянье. Митинская церковь была большая, красивая. На церковные праздники собирались со всех окрестных деревень. Приезжал архиерей из Серпухова, а то и из Москвы. Встречали архиерея звоном в большой колокол в Пущино, потом, когда въезжал в Митинки, звонил благовест в Новоникольском храме (митинском - прим.).

- На водосвятие ходили на ручей Гремучий с деревянным желобом под погостом.

- Ломали Новоникольскую церковь в 1958 году  Капитон Кулин и Сашка Почуев. Из церковного кирпича Почуев построил себе дом в Большом Грызлове. Тогда же сломали и часовню. А пущинцы (видимо, городские - прим.) в 1960-х разорили могилы на погосте.

Антонина Ивановна (ур. Грачева), 1922 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Митинки


- Как от Зайцево на Шипилово идти, там ручей Гущинка. Вершина почти до трухачевской дороги доходит. А возле деревни ручей Ужовка. В них водилась раньше рыба, ловить ходили. Часто на Городенку ходили тоже. Там приличная рыба и раков много.

- Большак Тульский был без покрытия, только деревьями обсажен.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Зайцево


Озеро Гнилое (Поганое - прим. Беспалова Ю.В.) под Тульчино считалось волшебным.

- Есть у нас овраг БезнинКипячий верх и верх Мельница.

- За кладбищем у нас могилы столоверов (староверов - прим.). За кладбищем у оврага была кузница и под ней копали белый камень на фундаменты. И было еще кладбище не нашей веры за сопями.

- Крайняя улица восточная - мы ее Свисталовкой называли.

- Дорога от Балково раньше шла полями, краем поймы под холмом. Я пешком ходил в Серпухов в баню и в чайную. Напьюсь чаю – удовольствие. Не уставал, приходил в настроении. Летом пешком ходил, а зимой по нескольку человек собирались и ездили в санях в тулупах. Возвращались пьяные, иногда по дороге кого-нибудь теряли.

- Дом у нас с соломенной крышей, 5 на 5 метров, а жили в нем 11 человек. Весной в избу еще телка загоняли, под печку поросенка, а в угол овечек. Дети на полатях, старики на печи. Тесно, а жили так до пятидесятых годов. Зато баня на огороде была. У нас в деревне были бани. Дрова из Зиброво возили.

- Деревянного Христа одевали в рубаху (о скульптуре "Христос в темнице" - прим.).

- Была у нас Анна - Аныкалка-колдунья, лечила травами и заговаривала. А у Кленова бабушка турчанка, ее привез дед с войны.

- Рыбин Иван Егорович (1891-1961 гг. - прим. Беспалова Ю.В.) он стукач был, писал на всех доносы на своих сельчан.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Тульчино


- Волков у нас тут не было.

- На лодках под Макаровкой через реку перевозили, а под Тульчино Рундин такой возил (егерь - прим.).

Наталья Ивановна Макарова. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Тульчино


- За церковью (Тульчинской) гряда курганов до Неглядейки - сопи. Когда-то там (XIX в.) обтачивали камни для венца. За бутылку водки мастера делали крестьянам ручные жернова. Холмы образовались из отходов обработки камня. Невдалеке были каменоломни. Камни делались также на обгонку. Сельчане даже в Отечественную войну мололи рожь на ручных жерновах

Неизв. старожилы села. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Тульчино


- Недалеко от Шипилово хороший ключ под кладбищем в овраге. Вода целебная. Зимой ходят полоскать белье, там портомоище. А кладбище не наше, а столоверов сладкой веры (староверов, не ели мяса - прим. Беспалова Ю.В.).

- Хлысты (секта хлыстовцев - прим.) собирались на сходки в Вечерях. Я маленькая была (до революции) видела. Они ставни закрывали, а мы подсматривали в щелочки. Хлысты раздевались донага и бегали вокруг бочки с водой в избе. Были еще чертовой веры люди, в церковь не ходили, у них много икон было. А были бабушкиной веры, они триста раз читали "Отче наш" по леске с узелками. Были пятидесятники и сталоверы (староверы - прим.).

- Между Ратново, Зайцево и Шипилово было Егорьевское (урочище одноименное пределу Тешиловской церкви - прим. Беспалова Ю.В.). В Вечерях при вершине Колодец, между ручьем и отвершком на юг от деревни там Чертова поляна, там гулянка была, под ней сад. А к востоку от речки Вичерки (по Далю вичать- кричать, визжать - прим.) Мельничная поляна.

Мария Григорьевна Рысина, 1904 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Шипилово


- Самые закоренелые сталоверы были в Дубачино.

- После смерти Сталина разрешили разводить сады. А до того очень большой налог был на каждый корень, все вырубили.

- Когда-то пели: - «На большой Незнань-дороге».

Яков Павлович Таран, 1908 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Каргашино


- Урочище Прудки мы называли Лоски (по Далю в рязанских и тульских говорах Лоск означает лог, лощину, особенно на поемной стороне рек, плоскую низменность - прим.). Очень хорошие родники тут, путники отдыхали и пили воду. Три родника впадали в пруд, который никогда не зацветал. Летом в полдник стояли коровы. Еще были урочища Печи и Ткачи тут неподалеку. В озере Колпино было много рыбы. Ловили духовую рыбу зимой. Она сама из-подо льда подходила к ручейку, текущему из Мещериново. Долбили отдушины и брали рыбу. До 30-ч годов гулянье было на лужайке у речки Любожихи.

Тишкин. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Мещериново


- У нас тут столоверы жили, бабушкиной веры (староверы, в Селино их гнездо - прим. Беспалова Ю.В.). В Харине (урочище - прим. Беспалова Ю.В.) было кладбище столоверов (на мещериновском курганном могильнике в устье Хохлы раскопками А.В.Арциховского открыты погребения старообрядцев 18-го века, и было еще кладбище возле Селино - прим.), и церковь была, венчаться приезжали столоверы-огородники из Лукьянова.

- Бань не было. Мылись дома, парились в печках, больных в печках парили. Не оттого что не было денег, а просто не принято. Дрова привозили из-за Оки. После уборочной мужики ехали на левый берег в лес на заготовку, и зимой по льду привозили дрова. За грибами и ягодами ходили за 2-3 километра в Саларевский лес. Ходили старики и дети. Грибы и ягоды считались приварком, а взрослые лето работали. Гулянка была на лугу, между деревней и озером. Поляна у нас есть, называется поляна Осминник, и овраг Карабышево.

А.В. Жуков, 1920 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Селино


- При пожаре сгорели сразу две деревни.

А.В. Медкова, 1920 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Селино


- Все четыре церкви стояли на городище (Лопастня – прим.) до 1930-х годов. Две деревянных и две каменных. Одну на погосте сожгли беспризорники. Вторую деревянную колхоз перевез в Есуково под клуб, и она там до сих пор стоит. Каменные разобрали для строительства в Кутуково и Красино-Убережное.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Макаровка


- Вокруг Прончищево повсюду были топи (тут исток Бледейки/Максимовки и рядом деревня Вязищи: по Далю вязкое место, топь - прим.).

- Живет в деревне Павел Иванович Куколев, играет на гармошке, балалайке и пастушьем рожке. Делал рожок из крушины, а раструб из бычьего рога. Научился играть подпаском у деда-пастуха.

Владимир Солдатченков, 1928 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Прончищево


- От Шепилово, Зайцево, Якшино, Глазово, Коптево, от каждой деревни на трухачевской дороге стояли дворики и хутора (в период НЭПа – прим). Только у Демшинки и у Аладьино не было двориков. А Новоселки были выселками Волохово.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Новоселки


- Дом барский построен лет пятьсот назад. Кирпич сами выжигали в лесу. Вершины речек у нас такие: Чалусовка, Сутойки, Максимовка.

Василий Павлович Чистов, 1927 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Аладьино


- Жили у нас валяльщики, делали валенки. Держали много скота.

- За дубравой на восток от Пирогово вершина Шупловка (по Далю Шуплина - шиповник, Шупел - ведун, знахарь, колдун - прим.) и святой колодец, а в деревне из горы ручеек Жел обок течет, вода ключевая. Возле Калитино лес Сеча.

- В Незнани под селом ловили щук, гольца, окуня, плотву. Раков было много. Всех убила химизация.

- В 1929 году Пирогово полностью выгорело.

- Все рядом: Волохово, Новоселки, Малое Грызлово, Калитино, Пирогово. А в Аладьино, Глебово, Прончищево, там уже не наши. У них все свое. Только по родству с ними водились.

Иван Михайлович Секунов, 1921 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Пирогово


- От Волохово на Малое Грызово вершина называется Хорьки первые (по Далю Корек – березовый лесок, - прим.). Дальше Хорьки вторые.

- Северная часть Волохово называется Севастьянка.

- «Барин» (хохол, приехавший в период НЭПа, - прим. Беспалова Ю.В.) раз стрельнул солью в мужика. На него пошли с вилами. Потом пожаловались и барина забрали и сослали в Сибирь.

Секунов И.М. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Волохово


- Напротив Алфертищево Чертовы скалы, а лес называется Поповский лес, Слище и Копьево. На Ескино идет Дурная вершина, там на людей блуд нападает да сатана водит.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Алфертищево


- Едят тя комары! Вспомнил! Под горой у нас место есть, Горня называется, у переправы. Там до пятидесятых годов часто табор становился цыганский. Прячьте куриц, в деревнях тогда говорили.

- А роща напротив Сенькино, где новое кладбище, называется Завал.

Николай Александрович Будукин, 1930 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Сенькино


- Собираю для себя. Корень лопуха, от чирьев. Чистяк болотный, от кожной заразы, волосам тоже хорошо, если заварить. Подорожник собираю, он животу помогает. Мята с подорожником очень хорошо, вместо чая. Лучше нынешнего индийского. Понемногу всякой травы собираю, но я не травница. У нас в Сенькино была травница Иванова Варвара Агафоновна.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Сенькино


- Был у нас силач, Игнат Мысин, крестился двухпудовой гирей.

- Все мужики уезжали на заработки. В колхозе оставались бабы, рожали детей.

- На избы лес покупали за Окой или пригоняли сверху плотами с Угры и Жиздры. Осиновый дом долго не стоял. Обычно ставили сруб на плитняк, на каменные основы под углы. Дом стоял не меньше 160 лет. Но из хорошего леса и обшитый тесом стоит и 300 лет. Огородами занимались бабы и дети. А сейчас растет ленивая молодежь, ни к чему не приучена.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д. Большое Грызлово


- Рожь мы серпами жали, и складывали в снопы-"бабки".

Аулова вершина была, СадкиРябинныйТатарский остров, так мы их называли эти места. Роща Каширка за молокозаводом. Еще было место Белый камень, только там камня нет (Каширка и Белый камень, видимо около Трех ручьев, - прим.).

- Большой курган был как дорога на Балково вдоль леса идет. Старики рассказывали, что братская могила.  Дорога была по телефонным столбам.

Нюра Бутракова, 1929 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Большое Грызлово


- Были у нас ручные жернова, железные окованные и из известняка. Брались за них в голодные годы, в1918г, в1921г, и в войну. Бань не было, мылись в корытах в избах. Парились в печках. Избы были с соломенными крышами.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Вязищи


- Вдоль дороги через Михайловку с 1903 года как она появилась и до 1930 года каждого обязывали содержать булыжную мостовую в исправности возле своего двора.

- В Михайловке один хлыст жил (из секты хлыстовцев - прим.).

Серафима Ивановна Букина, 1923 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Михайловка


- Луга на Оке у железнодорожного моста назывались Елецкие луга.

- Отец мой в первую войну был в плену у австрийцев три года. Научился у них хозяйствовать по иностранному. Вернулся в 1918 году. А родственник вернулся с войны больной туберкулезом. Отпоили его козьим молоком и медом.

Анна Алексеевна Успенская. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Щеболово


- От якшинского пруда на юго-запад - там на холме Княжий верх, а на северо-запад от деревни Государева вершина. За ней на краю где Саларевский лес жил лесничий. В Саларево лесничество сейчас.

- Напротив Якшино ближе к пруду есть святой колодец, к нему на Ивана-Купалу собирались, это наш храмовый деревенский праздник. У родника часовня была, к колодцу на исцеление приходили больные. И святой дуб растет на опушке леса за прудом на краю леса (все местные жители края любят и гордятся своими дубами – прим. Беспалова В.Ю.). Возле него после Пасхи и в засуху проводили молебен. За святым дубом ямы в лесу, в них жгли уголь.

- За ручьем есть три кургана. Году в 1925-1927 археолог приезжал (Арциховский – прим. Беспалова Ю.В.). Хотел раскопать их, но деревенский староста не разрешил.

- Барин Крылов продал имение, но оставил за собой сенокосы и пашни. На уборку привозил девок-мананок, они в пестрых сарафанах и в лаптях ходили. Деревенские тоже ходили в лаптях. До 30-х годов в лаптях и онучах, а после без онучей, в носках и на валенки, до 40-го года.

Лиственницы в округе сажали в 1903 и 1943 году.

Александр Васильевич Ноздрин, бывший председатель и краевед. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Якшино


- Когда идешь через Демшинку там лес Заклятый справа от дороги.

- В деревне Трухачево у нас в войну мололи ручными жерновами, у тети Насти был такой жернов, у деда был - как-то сделал ему зять.

- Косить трухачевские ходили летом с палатками на приокский луг. Воспринималось там хорошо - парни, девушки, гармонь играет.

- Дети в колдунчики или в догонялки играли.

- Между Трухачево и Аладьино лес Заказ, все его боялись - там волки были.

Клавдия Сергеевна Пустовойтова. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Трухачево


- Как речка Городенка к пруду большому пошла, там справа Залецкий лес на бугре. А там где сам пруд в лесочке стояли три кургана, место называлось Курганки (см. описание А.Т.Болотова о курганах и валах у д.Большая Городня).

Николай Федорович Карпов. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Демшинка


- Клуба у нас в Дубачино никогда не было. Летом собирались на игры и танцы на Святой поляне молодежь. А зимой снимали у какой-нибудь бабушки избу и там устраивали вечерки – веселилась молодежь. Святая поляна был прямо за моим домом, а дальше Святая роща, там было много старых дубов. А на поляне по воскресеньям и на праздниках, на Троицу, собиралась молодежь со всей округи: из Каргашино, Агарино, Демшинки.  Играли в игры, в лапту, в ремешок, в ручеек играли. Танцевали, качели стояли. По праздникам базар устраивали, приезжали торговцы. Было интересно и весело, и модно. Эту поляну никогда не пахали.

- Сад был большой в деревне, но вымерз перед войной, в зиму 39-40 года (в других деревнях тоже много садов вымерзло в эту зиму – прим. Беспалова Ю.В.).

- В Демшинке дед Карпов Федор был внебрачным сыном помещика Карпова. С юности конокрадством занимался. Федор и разбоем занимался. В Дубачине всю семью, включая младенцев, топором изрубили. Слухи ходят, что участвовал Федор. В 1927 году его посадили, всю жизнь в тюрьме просидел. После войны вышел и попытался работать в колхозе, но быстро умер – рак мозга. Его сын, Николай Федорович, тоже вор и бандит. Однажды на дороге между Дубачино и Агарино напал на сани где женщины ехали с деревни. Раздел до нижнего белья, снял со всех валенки. Забрал всю поклажу. Добирались домой по морозу босые-полуголые. Но одна женщина узнала его, и потом раскрылось все. Посадили Николая. Просидел он лет 15. Когда вернулся, стал егерем.

Антонина Сергеевна Потапова. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Дубачино


- В деревне жгли уголь, гнали деготь. Восточный конец деревни называется Валуева слобода. Там построились староверы Валуевы.

Татьяна Гавриловна Валуева, 1925 г.р. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Трухачево


- В каждом селении жили пленные австрийцы в работниках у вдов и солдаток. Бабы не хотели их отпускать на родину (в 1914 году привезли пленных немцев, австрийцев, в 1918 году отправлены по домам - прим. Беспалова Ю.В.).

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Глебово


- Недалеко от усадьбы стоял огромный старый дуб. Возле него пороли в старину крестьян. Дуб этот грозой разбило в 1970-х.

Мария Васильевна Воронова, 1904 г.р. Записано Беспаловым Ю.В. в 1986 году.

д.Федотовка


- До войны у нас две мельницы было. И курганы есть возле деревни. Около Зыбинки курган. Еще большой курган был где сейчас чаша ФИАН, там уздечку нашли когда раскапывали. Камень только не помню чтобы копали.

- По реке кораблями шерсть возили, вологодские мужики. Продавали-покупали.

Екатерина Сергеевна Кривошеина (Пчелкина), 1927 г.р. Записано Демидовым В.Э. 2014г.

д.Балково


- Жил в Семеновском охотник Момонов Терентий Александрович. Жил промыслом до и после войны 1941 года. Отстрелил себе руку, но работу не бросал, стрелял одной рукой. Бил зайцев и продавал в Серпухове, бил лис, барсуков, сдавал, продавал шкурки.

- Между Пущино и Семеновским на поле был Кругленький лес, в нем ягоды брали. Свели в 1985 году.

- В 1930-ч в Семеновском было показательное хозяйство: лучшие кони, лучшие коровы. Школьников из Трухачева возили сюда на экскурсию.

Неизв. Записано Беспаловым Ю.В.

д.Семеновское


- У нас Борщевик (Борщевик Сосновского - прим.) зовут Большевик. Потому что его рубят, рубят, а он прет и прет.

Неизв. пастух. Записано Беспаловым Ю.В.


- Наш зыбинский барин Крылов был внуком Крылова баснописца.

- Писатель Гоголь наш земляк, у нас возле Семеновского есть слободка Гоголевская.

- В Сенькино у нас жил Стенька Разин, которого зовут-то не Стенька, а Сенька. Оттого и деревня так называется. Он где-то здесь зарыл свои богатства.

- В Аладьино был завод, на котором делали известные "Аладинские лампы", они во всем мире известны. Отсюда пошел сказочный Аладин, он наш земляк.

- В 1994-1995 году у Пирогово у погоста бурили и нашли залежи алмазов.

Жители деревень Зыбинка, Семеновское, Сенькино, Аладьино, Пирогово. Записано Беспаловым Ю.В.