Тешилов и Серпухов в 15-17 вв.
Автор: Василий Демидов   
06.03.2018 12:55

 

ВОЗВЫШЕНИЕ СЕРПУХОВА В XV-XVII ВВ. И ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СОСЕДНИХ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ ТЕШИЛОВА.

Демидов В.Э.

Статья опубликована в сборнике:

V научно-практическая конференция "Города центральной России в истории предпринимательства и культуры". Серпухов. Доклады, сообщения. Тула, 2017. С. 56-61.

 

Первое упоминание города Серпухова содержится в духовной грамоте Ивана Калиты и относится к 1339 году. В это время он был, по всей видимости, типичным небольшим городом, подобным множеству других городов Руси. Площадь его городища, слои которого относятся еще к домонгольской эпохе, сравнительно велика (Юшко, 1991), но в письменных памятниках отсутствуют упоминания о нем, что свидетельствует о малом политическом значении Серпухова. Все изменилось в 1374 году, когда князь Владимир Андреевич заложил деревянную дубовую крепость и сделал Серпухов центром своего удела. Воскресенская летопись так описывает это событие: - «Того же лета князь Володимер Андреевич заложи град Серпохов в своей отчине, и повеле в едином дубу срубити его; живущим же ту человеком и приходящим отъинуды, ту житии хотящим, подасть многу волю и лготу; наместничество же прикоза в граде том Якову Юриевичу Новосилцю, околничему своему. Тогда же той благоверный князь Володимерь помысли в сердци своем церковь въздвигнути в отчине своей в Серпухове на Высоком, и обитель ту въздвигнути, и монастырь устроити, и посла с многою молбою преподобнаго игумена Сергия, иже есть в отчине его в Радонеже, дабы пришедъ благословил место оно и назнаменал идеже церковь поставити; преподобный же, видев веру княжу и любовь его еже к Богу и к святым церквам и к монастырем, не презре молениа его, нимала ослушася, ни помедли, но с многим тщанием идее; пришедъ же в Серпохов и съглядав место, и виде его подобно на устроение монастырю, и створи молитву, полижи основание церкви своима рукама в имя Зачатие святыа Богородица. Князь же моли преподобнаго старца да дасть ему единаго от ученик своих на игуменство монастырю тому; преподобный же створив по прошению его, дасть ему от ученик своих Афонасия именем, искусна и разумна на устроение общаго жития монастырскаго, и паки чюдный он старец Сергий, благословив князя и вся сущаа его, и отъиде в свою обитель. На оном же месте церковь създана бысть, и монастырь съграженъ, и общее житие съставлено и братиа съвокуплена; есть же и до сего дни монастырь он на Высоком, в Серпухове, молитвами святаго и преподобнаго отца нашего Сергиа» (ПСРЛ, т.8, 2001).

Из приведенного отрывка летописи видно, какое важное значение придавал князь Владимир Андреевич, а в его лице и все Московское княжество, этому городу на северном берегу Оки, на пограничье с Рязанским княжеством. С момента появления мощной крепости, статусного монастыря и льготных условий для населения, Серпухов начинает быстро расти и становится настоящим стольным городом, центром многолюдного удела Владимира Андреевича Храброго.

На Рязанской же стороне Оки мы не видим появления аналогичного городского центра. Так же как и в домонгольское время, здесь по волостям разбросаны малые городки-крепости (Куза, 1989), служащие больше как дозорные пункты и центры сбора тягла с сельского населения, чем как ремесленные и политические центры. В течение двух столетий эти соседние малые города исчезнут совсем, уступив право упоминания в документах XVI-XVII исключительно Серпухову, своеобразному местному мегаполису.

Нам интересно проследить процесс исчезновения малых городов в связи с ростом Серпухова, показать, что возвышение одного городского центра происходило именно за счет оттока населения из всех прочих городов, в своеобразной конкурентной борьбе в новых условиях, где преимущество получал лишь только единый крупный городской центр. Сделать это можно на примере древнерусского Тешилова, одного из городов Рязанского княжества на его северо-западном пограничье с Москвой, стоявшего в пятнадцати километрах к востоку от Серпухова на месте современной деревни Спас-Тешилово, куда его единодушно помещают историки и археологи.

Для Тешилова сохранились весьма характерные записи в документах XVI-XVII, которые мы здесь рассмотрим.

В самой ранней переписной Сотной Серпуховской книге князя Фуникова от 1552 года среди посадских людей Серпухова мы встречаем выходцев из Тешилова: «Лавка Гриши да Олеши Климовых Тешиловских на посаде на городской земле у Фрола Святого; лавка Степанка Климова сына Тешиловскаго» (Симсон, 1880, стр 329, 331).

Все эти люди не жили в Серпухове постоянно, поскольку в перечне дворов на посаде их имена отсутствуют. Но, очевидно, хозяева лавок были выходцами из Тешилова на Оке (при этом торговлю они предпочитали вести в Серпухове). В описываемую эпоху существовали еще Тешиловские деревни в Дмитровском уезде, упомянутые в духовной грамоте Ивана Васильевича от 1504 года (Духовные…, 1909).Но у нас есть все основания полагать, что лавки принадлежали выходцам именно из Тешилова на Оке, поскольку, во-первых, иметь лавку без двора удобнее тому, кто живет поблизости, а во-вторых, дальнейшие записи в документах 16-го века будут прямо упоминать о переселении в Серпухов жителей именно Тешилова на Оке.

Следующим по хронологии документом, интересующим нас, является Приправочный список с Книги письма и дозора 1588/89 годов Василия Яковлева Измайлова и подъячего Меньшова Заморцова на дворцовые волости Каширского уезда (Писцовые материалы…, 1997). В нем перечислены жители Тешилова, который на тот момент являлся еще сравнительно крупным селом:

«Погост Тешилова, а на погосте церковь Страстотерпца Христова мученика Гергеле. А церковь поставленья и церковное строение старца Савы Софронова.

Да в Тишилаве ж на берегу у Оки реки слобода, а в ней живут рыболовя. ...И всего семнатцеть дворов, а людеи в них восемнатцеть человек.

Да на Тешилове ж торжок стоит на государеве земле, а торгуют в недель один день, в середу. А на торгу двор таможенной.

Манастырь общеи у Оки реки на берегу, а на монастыре церковь Преображенья господа нашего Исуса Христа древян клетцки. А храм поставленье Петра Игнатьевича Тагтыкова, а церковная строенья мирское приходских людеи да игуменское. Да на манастыре в келье игумен.

Да два двора крестьянских живут на четь выти, а пашют наездом в сельце в Блудове».

Обратим внимание на крупную слободу рыболовов в 17 дворов. Ее обитатели очень скоро начнут покидать свои дома, как это видно из фрагмента челобитной игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа Царю Михаилу Федоровичу от 1630 г.:

«В прошлом, Государи, во 106-м году (1598г), как был Царь Борис в Серпухове на берегу и велел взять Рождества Пресвятыя Богородицы Пафнутьева монастыря старинную вотчину деревенку Тешилову на Оке реке на берегу блиско монастырские вотчины, а в той деревенке, Государи, деревенке Тешилове живали монастырские рыболовя десять человек, а давали, Государи, тем рыболовям казенное и годовое монастырское жалованье хлеб и денги. И в той же, Государи, деревенке Тешилове был устроен двор монастырской для рыбные ловли» (РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 916).

Итак, число рыболовов в тешиловской слободке за 10 лет с 1588 по 1598 год уменьшилось с 18 человек до 10 человек. А еще через 30 лет слобода почти полностью опустеет. В писцовой книге 1627-1629 года уже прямо указано, куда именно переселялись жители тешиловской слободки рыболовов – в Серпухов. Вот эта запись в «Подлинной писцовой книге поместных, вотчинных, дворцовых и порозжих землях в станах: Беспуцком, Туровском, Мстиславском и Тешилове и в Лысцовской волости, письма и меры писца князя Булата Мещерскаго и подьячаго Казарина Башмакова» 1627-1629 гг.:

«Слабодка Тешилова, что взята у Семена Левонтьева, а в ней церковь страстотерпца Христово Егорья, древен клецки, а в церкви оброзы и книги. Строение монастырское и попово, а у церкви во дворе поп Петр Данилов пашни церковные Кузьмин да племянник ево Кондрашко Иванов, а был Миляйко Ильин да сын ево Онфимко живет в Серпухове на купленом месте, бабыль Осипка Матвеев да сын ево Осипко ж живет в Серпухове на дворничестве у Семена Левонтьева, бабыль Данилко Самойлов да сын ево Костько живет в Серпухове на посаде. А тех бабылей места их лежат в пусте, а тем рыболовем дают из монастыря годовое казенное жалованье и корм. <…> Да в вотчине ж два двора кузнецких, а людей в них четыре человека». (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 177).

Как мы видим в этом отрывке текста, к 1629 году три семьи рыболовов переселились из Тешилова в Серпухов, оставив свои места «в пусте». Процесс этот продолжится и в следующие десятилетия. В списке новоприписных тяглецов (плательщиков городского налога) взятых в тягло в серпуховской посад в 1649-1652 году, из числа закладчиков Пафнутьева монастыря за Нарою упомянут Тешиловской Гришка Алексеев сын с братом (Симсон, 1880, стр 287). Этот человек, несомненно, жил в Серпухове постоянно, раз его сделали плательщиком городского тягла. А фамилия его указывает на происхождение – когда-то он или его родители жили в Тешилове, но предпочли навсегда переехать на новое место.

Мы видим в приведенных выше документах, как постепенно пустеет посад древнего Тешилова, а его жители переселяются в Серпухов. Этот процесс, хотя и эпизодически прерывается, как например, появлением двух кузнецких дворов в 1629 году, но все же неуклонно приводит к постепенной деградации Тешилова. К 18-му веку бывший город-крепость превратится в заурядное маленькое сельцо. А рост Серпухова будет продолжаться вплоть до начала 21-го века. Собственно, процесс перетягивания Серпуховым населения из своей округи продолжается и сегодня. Ежедневно десятки и сотни жителей города Пущино, этого своеобразного наследника древнего Тешилова, едут на работу и учебу в Серпухов, в столицу края.

Соседние с Серпуховым древнерусские города: Тешилов, Лопастна, Лобынск, Новый Городок на Протве, Хотунь и прочие, все исчезли в период 15-16 века. Вряд ли можно сомневаться в том, что часть их жителей, точно таким же образом, как и тешиловцы, постепенно переселялись в Серпухов из своих запустевших городов. Серпухов, словно магнит, притягивал людей, ищущих лучшей доли, и в этом его незаметная, но важнейшая роль. Нам, конечно, не удалось бы показать, что появление Серпухова является непосредственной причиной исчезновения соседних городов. Нет, такими причинами скорее являлись катастрофические события: разгромы, эпидемии, пожары, после которых активная городская жизнь навсегда затихала, в один момент или, как в Тешилове, постепенно, в течение нескольких десятилетий. Присутствие же рядом Серпухова приводило к тому, что уцелевшие жители окрестных городов предпочитали не отстраиваться заново, а переселяться в крупный центр. И конечно, через череду катастроф неоднократно проходил и Серпухов. Однако, ничто не смогло остановить рост города, поскольку стечением обстоятельств, среди которых можно назвать и географическое положение, и руку Владимира Андреевича Храброго, и просто общий ход истории, Серпухов был поставлен в преимущественное положение по сравнению с прочими городами. Близость центральных властей и присутствие членов княжеского дома уменьшали произвол и разбой, а церковные святыни привлекали богомольных жителей под свою сень. Мощная крепость Серпухова, где даже посад был обнесен частоколом, предоставляла гораздо более надежное убежище, чем стены малых городков. Но самое главное, что люди купеческого и ремесленного склада, плоть и кровь города, испытывали потребность вести деятельность в едином крупном центре с благоприятными условиями для торговли. И Серпухов, даже испытав неоднократно тяжелые потрясения, всегда был готов предоставить такую возможность.

 

ЛИТЕРАТУРА

Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных. / Под редакцией С.В.Бахрушина, 1909, с. 38.

Куза А.В. Малые города Древней Руси. / Москва, Наука, 1989.

Писцовые материалы дворцовых владений XVI века. / Институт Российской Истории РАН, 1997.

Подлинная писцовая книга поместных, вотчинных, дворцовых и порозжих землях в станах: Беспуцком, Туровском, Мстиславском и Тешилове и в Лысцовской волости, письма и меры писца князя Булата Мещерскаго и подьячаго Казарина Башмакова» 1627-1629 гг. / РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 177.

Полное Собрание Русских Летописей, т. XIII, Летопись по Воскресенскому списку, издание 2-е, Москва, 2001.

Симсон П. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. Москва, 1880.

Челобитная игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа Царю Михаилу Федоровичу, 1630 г. / РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 916.

Юшко А.А. Московская земля IX-XIV веков. Москва, Наука, 1991.