ОТЧЕТ

о горном походе 3 к/с
в районе Северо-Чуйского хребта (Алтай)

Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

  1. Проводящая организация: Клуб туристов МИИГАиК

  2. Место проведения: Россия, Республика Алтай, Северо-Чуйский хребет

  3. Общие справочные сведения о маршруте:

    Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
    общая ходовых дней
    горный третья 170 28 17 8.08 - 5.09.2003

  4. Подробная нитка маршрута:

    г. Москва -- г. Барнаул -- г. Горно-Алтайск -- с. Чибит -- пер. Орой (н/к, 2250, тропа) -- р. Шабага -- р. Шавла -- оз. Нижне-Шавлинское -- заброска под пер. Абыл-Оюк -- р. Лев. Шавла -- лед. Гляциологов -- пер. Москвич (1Б, 3150, сн.-лд.-ос.) -- пер. Молодых (2А, 3300, сн.-лд.-ос.) -- пер. Вост. Туманный (2А, 3250, сн.-лд.) -- р. Камрю -- пер. Весенний (2А, 3150, ск.-ос.) -- рад. выход за заброской через пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220, ос.) -- р. Абыл-Оюк -- р. Лев. Карагем -- лед. Лев. Карагем -- траверс [пер. Тамма -- пик Тамма -- пер. Маашей] (2А, 3800, сн.) -- лед. Лев. Бол. Актру -- а/л Актру -- с. Курай -- пос. Акташ -- г. Горно-Алтайск -- г. Бийск -- г. Москва

  5. Руководитель группы: Овчинников Илья Львович; e-mail: ilya@psn.ru

  6. Ссылки на фотоматериалы: фотоальбом N°1, фотоальбом N°2

  7. Поход рассмотрен МКК Тверской городской федерации спортивного туризма.

Состав группы

ФИО Год рожд. Туристкая подготовка Обязанности в группе
1 Овчинников Илья Львович 1971 5ГУ (Кодар), 2 с эл. 4 ГР (Алтай), 3ГР (Джунгарский Алатау), 2ГР (Зап. Кавказ, весной), 1 с эл. 3 ГР (Зап. Кавказ, весной) руководитель, ответственный за аптечку, фотограф
2 Акимов Антон Николаевич 1981 2ПУ (Сев. Урал), 1ПУ (Зап. Кавказ, весной, пер. 1Б), 1ПР (Краснодарский край) завхоз
3 Кулаков Евгений Вениаминович 1972 3ГУ (Джунгарский Алатау), 1 с эл. 3ГУ (Зап. Кавказ, весной) ответственный за общение с местными жителями и властями
4 Калинина Ирина Александровна 1981 3ГУ (Центр. Кавказ) летописец
5 Спильник Юлия Александровна 1982 1ГУ (Зап. Кавказ, пер. 1Б) финансист, фотограф
6 Трегубов Иван Игоревич 1984 1ГУ (Зап. Кавказ, весной) ремонтник

График движения

Дата Участок маршрута Характер пути км ЧХВ Метеоусловия
8-11.08 Москва -- Барнаул -- Горно-Алтайск поезд, автобус      
12.08 Горно-Алтайск -- Чибит -- мост через Чую автобус, ГАЗ-66, тропа 1 км 0.5 ч переменная облачность, вечером дождь
13.08 р.Орой -- пер.Орой -- р.Шабага тропа 17 км 10 ч ясно
14.08 р. Шабага -- р. Шавла тропа 11 км 5 ч ясно
15.08 р. Шавла -- оз. Нижнее Шавлинское тропа 11 км 6 ч переменная облачность; с 17:00 до 17:30 дождь
16.08 оз. Н. Шавлинское -- оз. В. Шавлинское -- заброска под пер. Абыл-Оюк -- оз. В. Шавлинское -- оз. Н. Шавлинское тропа, осыпи 7 км 5 ч переменная облачность
17.08 оз. Нижнее Шавлинское -- р. Шавла -- р. Левая Шавла -- лед. Гляциологов тропа, переправа по бревнам, тайга, морены 11 км 7 ч незначит. облачность
18.08 лед. Гляциологов -- пер. Москвич разорванный открытый ледник, закрытый ледник (тропежка 25 см), осыпь 6 км 8 ч переменная облачность
19.08 пер. Молодых закрытый ледник, подъем по снежно-ледовому склону 30° в связках с одновременной страховкой, спуск по ледово-осыпному кулуару (2 веревки перил), осыпь, открытый ледник 4 км 6 ч переменная облачность; вечером крупа (3 см)
20.08 пер. Вост. Туманный -- р. Пр. Камрю -- р. Камрю закрытый ледник, подъем по снежно-ледовому склону 30° (с одновременной страховкой и промежуточными ледобурами), спуск по ледовому кулуару (3 веревки перил), закрытый ледник, открытый ледник, морены, слабо выраженная тропа 10 км 8 ч переменная облачность
21.08 Дневка, радиальный выход на озеро Камрю переправа по камням, слабо выраженная тропа 12 км 4 ч переменная облачность
22.08 р. Лев. Камрю -- ложный перевал полярная березка, осыпи, морены, открытый ледник, закрытый ледник, ледово-осыпной кулуар 8 км 10 ч ясно
23.08 пер. Весенний -- лед. Абыл-Оюк закрытый ледник, подъем по скально-осыпному склону (15 м перил), спуск по скально-осыпному склону (4 веревки перил, последний с нижней страховкой), открытый ледник 3 км 5 ч ясно
24.08 лед. Абыл-Оюк -- пер. Абыл-Оюк -- заброска -- пер. Абыл-Оюк -- лед. Абыл-Оюк открытый ледник, подъем по осыпному кулуару, спуск по снегу, спуск по осыпи, открытый ледник, тропа; обратно там же 12 км 8 ч пасмурно с прояснениями; временами крупа (ниже 2800 м дождь)
25.08 лед. Абыл-Оюк -- р. Абыл-Оюк -- р. Карагем открытый ледник, морены, тропа 14 км 6 ч переменная облачность; изредка слабый дождь
26.08 вверх вдоль р. Лев. Карагем тайга, осыпи, морены 9 км 6 ч ясно
27.08 лед. Лев. Карагем -- пер. Тамма морена, осыпи, открытый ледник, закрытый ледник 7 км 9 ч утром ясно, после обеда переменная облачность
28.08 траверс пика Тамма -- пер. Маашей закрытый ледник, снежный гребень 3 км 5 ч переменная облачность; после 15:00 полное отсутствие видимости
29.08 пер. Маашей -- лед. Лев. Бол. Актру -- р. Актру -- а/л Актру закрытый ледник, разорванный открытый ледник, морены, хорошо набитая тропа 12 км 7 ч утром ясно, после обеда переменная облачность, вечером небольшой дождь
30.08 а/л Актру -- Курайская степь -- р. Чуя -- с. Курай -- пос. Акташ дорога; через Чую переправа на лошадях; УАЗ 27 км 7 ч переменная облачность
31.08 пос Акташ -- г. Горно-Алтайск автомобиль      
1.09 г. Горно-Алтайск -- г. Бийск автобус      
2-5.09 г. Бийск -- г. Москва поезд      

Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден в заявленном виде. Небольшие изменения в графике движения обусловлены темпом акклиматизиции участников и погодными условиями.

Транспорт

Поездом удобнее всего ехать до Бийска (можно и до Барнаула, но больше придется потратить на автобус/автомобиль). Далее автобусом или маршруткой до Горно-Алтайска. В Горно-Алтайске удобнее всего переночевать на поляне возле СЮТур'а (нужно получить разрешение у администратора) либо в самом СЮТур'е (100 руб. с человека за ночь). Через Чибит ходят 2 автобуса: 7:10 (через день Кош-Агач или Улаган) и 10:40 (Акташ). Билеты желательно купить вечером. Багаж официально стоит 15% от стоимости билета (водители хотят 50%). Можно ехать и на такси -- намного быстрее и комфортнее, но раза в 2 дороже. А вот обратно (из Акташа) такси стоит только немногим дороже автобуса, но вдвое быстрее, так что на автобусе ехать смысла совсем нет.

Из Чибита до моста через Чую мы подъехали 6 км на ГАЗ-66 за 500 руб.

Техническое описание маршрута и краткий дневник.

12.08.

Выгрузившись из машины, спускаемся вниз к мосту через Чую. Антон и Ира остаются ждать идущих пешком, а остальные идут искать место для лагеря. Накрапывает дождь. Удобное место находим, пройдя метров 100 вверх, слева (по ходу) от тропы. Дрова и вода в овраге справа.

Вскоре подходит местный мужик и просит заплатить по 15 рублей с человека за переход по мосту. Немного поторговавшись, платим по 10 рублей.

13.08.

Выходим в 10:20. Сначала тропа идет по пастбищу, затем начинается подъем. Здесь развилка троп -- нужно идти налево.

На дальнейшем пути подъема тропа хорошо набита и сворачивать с нее некуда. Через два часа крутой подъем заканчивается, тропа выходит в долину Ороя. Еще через два часа подходим к границе леса. Обедаем. Нас догоняют омичи, который вышли чуть позже и полчаса потеряли, повернув направо перед началом подъема. Здесь хорошее место для ночевки. При движении с тяжелыми рюкзаками здесь следует заночевать, тогда последующие два дня ночевки будут в хороших местах.

Мы же вместе с омичами пошли дальше. В результате первый ходовой день получился очень напряженным, по осыпному участку пришлось идти в темноте, а следующие два дня самые лучшие места для лагеря мы проходили в середине дня.

Через полчаса тропа выводит на колею, идущую из долина Маашея к пер. Орой. По ней через полчаса выходим на перевал. Все вокруг заболочено. Дальнейший путь идет по колее, обходя заболоченное плато слева. Через полтора часа подходим к Шабаге. Болото кончается, есть площадка для палаток, но дров нет. Переходим по камням на левый берег Шабаги. Следующие час-полтора пути идут по осыпному склону вдоль Шабаги. Мест для стоянки нет! Наконец, в 21:00 выходим к месту, пригодному для стоянки. Здесь есть дрова.

14.08.

Полудневка. Выходим в 13:50. Через два часа подходим к замечательному месту для лагеря возле устья левого притока Шабаги. На дереве указатель ``Шавла 5 км''. Еще через час подходим к слияния Шавлы и Шабаги -- здесь тоже хорошее место для лагеря.

Дальнейший путь по правому (орогр.) берегу Шавлы по заболоченной тропе. Удобнее идти не по основной тропе (которая разбита лошадями), а по многочисленным идущим параллельно тропам.

Через три часа подходим к месту, пригодному для ночевки (не заболоченному). А еще через 200 метров обнаруживаем большую поляну, на которой уже стоят омичи. Опять мы живем вместе!

15.08.

Выходим в 10:30. По тропе за три часа подходим к устью Левой Шавлы. Готовим обед, выгружаем из рюкзаков первую заброску. Переправа через Шавлу -- по бревнам. Заброску закапываем под большим камнем в лесу возле устья Левой Шавлы. Здесь море брусники.

В 16:30 продолжаем путь к Шавлинским озерам. Вскоре начинается довольно крутой подъем. Накрапывает дождь. Через час подходим к Нижне-Шавлинскому озеру. Еще час идем вдоль озера. Проходим мимо бани, организованной местными. Встаем вместе с омичами возле устья ручья, текущего с Нижне-Шавлинского перевала. С дровами определенные сложности -- сухостой уже израсходовали до нас.

16.08.

В 11:30 выходим со второй заброской, которую предполагается занести под перевал Абыл-Оюк. По тропе поднимаемся вдоль Нижне-Шавлинского озера, по правому берегу Правой Шавлы и подхоим к Верхне-Шавлинскому озеру. Здесь тропа теряется в каменных завалах. Обходим Верхне-Шавлинское озеро по левому берегу (на обратном пути стало ясно, что это неправильно, нужно было идти по правому берегу через завал из огромных глыб и дальше по тропе). затем поднимаемся над озером и начинаем траверсировать травянистый склон по направлению к пеервалу Абыл-Оюк. Заброску оставляем в нише под скалой. Обратно идем уже по тропе отмаркированой турами.

Вечером идем в баню.

17.08.

Прощаемся с омичами и уходим вниз по Шавле. Через час мы у заброски. Упаковываем ее и в 12:30 начинаем подъем по правому берегу Левой Шавлы. Тропы нет, зато ягод очень много. За час проходим устьевую ступень и выходим в широкую долину. Еще через полчаса подходим к водопадам. Подъем вдоль водопадов по правому берегу Левой Шавлы занимает еще полтора часа. Здесь у границы леса обедаем, запасаемся листьями смородины на три ближайших дня и чистим котлы -- дальше готовим на газу. После обеда час идем по моренным холмам и подходим к языку ледника Гляциологов. Поднимаемся на него и идем по срединной морене. Еще через час встаем на ночлег. Выравниваем на морене площадки для палаток.

18.08. Перевал Москвич

Вышли в 9:00. Продолжаем идти по срединной морене. Кое-где приходится преодолевать участки открытого льда. Через час морена кончается, дальше идем по ровному открытому леднику. Еще через час ледник становится закрытым, начинается подъем и появляются трещины. Связываемся и надеваем кошки. Вскоре трещин становится больше, идем зигзагами между ними, кое-где переходим трещины по снежным мостам. По мере набора высоты снега становится больше; когда через три часа мы подходим к перевалу Орбита, снега уже по колено. Здесь делаем перекус. С перевала Орбита к перевалу Москвич протоптана тропа, которая несколько облегчает движение. Через полтора часа выходим на перевал Москвич. Взлет метров 30 -- присыпанная снегом осыпь. На перевале очень сильный ветер. Снимаем кошки, убираем веревки и уходим вниз. Спуск в основном по крупной осыпи (хотя кое-где попадаются участки мелкой). За час спустились на закрытый ледник. Встаем на ночлег.

19.08. Перевал Молодых

Ночь была теплая, и выпало 2 см крупы, поэтому снег не промерз. Тропежка по колено c самого утра. За час подходим под взлет перевала Молодых. Подъем по 30° снежно-ледовому склону по колено в снегу. Идем левее бергшрунда по лавинному конусу, далее траверсом вверх-вправо. Через полтора часа мы на перевале. Спуск по скально-ледово-осыпно-снежному кулуару. Вешаем на скальных выступах три веревки. Последний спускается в кошках на три такта с нижней страховкой. Дальше выходим на осыпь (30°). Через полчаса склон заканчивается, дальше пологие осыпи выводят на открытый ледник (час). Еще полчаса идем по покровной морене. На перевал Туманный идти уже поздно, встаем на ночлег.

20.08. Перевал Восточный Туманный

Опять за ночь выпало 3-4 см снежной крупы. Доходим до конца морены и связываемся. Подход под перевальный взлет -- по ровному закрытому леднику (1 час). Опять тропежка почти по колено. Перевальный взлет снежно-ледовый. Выбор оптимального пути определяется количеством снега: ближе к скалам круче, но снега меньше. Несколько небольших бергшрундов переходим по снежным мостам. В верхней части взлета снега становится меньше. Идем одновременно со страховкой через промежуточные ледобуры. Подъем занял 2 часа. Спуск по ледовому кулуару. Первая веревка на петле, закрепленной на глыбе прямо на седловине. Последний спускается по двойной веревке и сдергивает ее. Вторая и третья веревки -- на ледобурах. Вторую веревку сдернули с помощью выкручивающегося ледобура. На третьей последний спустился с нижней страховкой. Дальше -- ровный закрытый ледник. Связываемся и идем вниз. Вскоре ледник становится открытым. Убираем веревки. По языку ледника выходим на морену. Здесь обедаем. Дальше идем влево, к двум небольшим озеркам. Последующий путь идем по левому берегу Правой Камрю. За два часа доходим до места слияния Левой и Правой Камрю и разбиваем лагерь.

21.08.

Дневка. Отсыпаемся, сушим вещи, жарим оладушки.

После обеда Илья и Ваня идут на озеро Камрю. Через Левую Камрю переходим по камням и идем по зарослям карликовой березки по левому берегу Камрю. Через час начинаются прижимы. Здесь по бревну переходим на правый берег. По правому берегу обходим озеро. Возвращаемся той же дорогой.

22.08.

Выходим в 8:00. Идем по правому берегу Левой Камрю по покрытой инеем траве, постепенно набирая высоту. Затем траверсируем склон и через час оказываемся в широкой долине Левой Камрю. Здесь переходим по камням на ее левый берег. Еще через 40 минут подходим к красивому водопаду. Затем поднимаемся по морене, плавно набирая высоту. В 11:30 выходим на ледник. Ледник почти горизонтальный, открытый, трещин мало. За полтора часа доходим до снеговой линии. Дальше идем в связках.

Здесь мы неверно сориентировались: седловина перевала Весенний выражена слабо, а на одной из имеющихся у нас фотографий он показан неправильно. В результате в 15:00 мы начали подъем по довольно крутому ледово-осыпному кулуару (который, как стало ясно позже, идет параллелено перевалу Крутой Западный). Сначала одем по осыпи, затем кулуар становится круче, начинаем вешать перила на ледобурах и скальных выступах. В 17:30 Илья поднялся на седловину, с которой видно Верхне-Шавлинское озеро и перевал Сказка. Спуск на север -- скальная стена, сложность не ниже 3А. Спускаемся обратно и в 19:00 ставим лагерь на леднике.

23.08. Перевал Весенний

Поскольку вчера все устали, а прохождение перевала Весенний раннего выхода не требует, проснулись поздно. Вышли в 12:00, за час подошли по закрытому леднику под перевальный взлет. За полчаса по осыпной наклонной полке подошли к участку несложных скал, который выводит на седловину. Антон поднялся с нижней страховкой и повесил перила на скальном выступе. Оставшиеся поднимаются либо по перилам, либо лазанием с верхней страховкой. В 13:50 все собрались на седловине. Гребень острый. Фотографируем, едим шоколад. Спуск по разрушенным скалам. Тактика спуска была выбрана следующая: идущие первыми Антон и Ваня вешают перила на скальных выступах. Последний (Илья) спускается лазанием с нижней страховкой через выступы -- это быстрее, чем сдергивать веревку, и меньше сыплет камни. Таким образом спустились на три веревки. На последнем участке скал повесили двойную веревку и сдернули. Дальнейший спуск по 20-градусному льду часть группы прошла по перилам, а те, кто не поленился обуть кошки -- пешком. Спуск занял 3 часа. На ночь встаем на горизонтальном открытом леднике Абыл-Оюк.

24.08. Перевал Абыл-Оюк

За ночь погода испортилась, все засыпано тонким слоем снежной крупы. В 9:30 вчетвером (Илья, Женя, Антон, Ира) вышли за заброской через перевал Абыл-Оюк. Большая часть пути к перевальному взлету проходит по открытому леднику. Но на последних 400 метрах ледник закрыт, приходится связаться. В 10:00 начинаем подъем по перевальному взлету. Это лежащая на льду средняя осыпь (около 35 ). Сначала удобнее подниматься вдоль правого (по ходу) борта кулуара, придерживаясь руками за скалы. Затем удобнее уйти на левый борт -- скалы справа слишком крутые. В верхней части осыпь засыпана достаточно толстым слоем снега. Через 40 минут мы на перевале. Как раз вовремя -- снег прекратился, показалось Солнце и можно просмотреть путь спуска и сфотографировать панораму. Начало спуска -- по снегу, но вскоре он кончается и начинается осыпь (тоже весьма ``живая''). Спускаться нужно вниз-вправо, путь прямо вниз выводит на скалы. Стараемся выбирать участки мелкой осыпи, по которой можно съехать. За полчаса спустились к леднику. Дальше идем по льду вдоль правого края ледника. Выходить на середину не стоит -- там придется обходить трещины. От языка ледника к Шавлинским озерам идет отмаркированная туриками тропа. Есть выровненные площадки для палаток. В 12:45 выходим к заброске. Складываем ее в рюкзаки, перекусываем. Начинается моросящий дождь. Вверх к перевалу идем наперегонки с огромным клубящимся облаком, ползущим снизу. На леднике оно нас догоняет, но выше не идет. Дождь тоже прекращается. В 16:00 начали подъем на перевал по осыпному кулуару. В 18:00 приходим в лагерь.

25.08.

Идем вниз по Абыл-Оюку. Час по леднику, час по моренам. Здесь переходим на левый берег. Дальнейший путь по камням, заросшим карликовой березкой. Тропа то появляется, то исчезает. Еще через час подходим к озеру. У его нижнего края спуск по нагромождению камней. Еще через час начинается лес. Здесь тропа уже более-менее выражена. Через полтора часа -- довольно большой левый приток Абыл-Оюка. Переправа по бревнам, путь к ним отмечен туриками. Еще через час подходим к слиянию Абыл-Оюка и Левого Карагема. Возле самого устья берег низкий, заросший кустарником. На ночлег встаем, не доходя до устья минут 15.

26.08.

Утром солнечная погода. Устраиваем сушку вещей, отсыревших за два предыдущих дня. В 12 выходим. Пересекаем поляну возле слияния Левого Карагема и Абыл-Оюка и начинаем подниматься по правому берегу Левого Карагема. Тайга, курумник. Здесь растет дикий крыжовник, смородины тоже много. Траверс осыпей вдоль границы леса занимает часа три. Наконец, долина расширяется. Выходим к реке, готовим обед. После обеда идем вдоль реки, кое-где переходим протоки по камням, обходя заросли кустарника на берегу. За два часа доходим до слияния истоков Левого Карагема и встаем на ночлег на морене, заросшей редкими лиственницами.

27.08. Ледник Левый Карагем

Выходим в 7:00. По камням переправляемся через правый исток Левого Карагема, подходим к шарокой наклонной полке слева (по ходу) от языка ледника Левый Карагем и в 8:00 начинаем подъем по ней. Через час оказываемся на осыпном склоне (осыпь живая, подниматься по ней очень тяжело). В имевшемся у нас описании был перепутан правый и левый берега долины, фотографий не было, поэтому мы не были полностью уверены в правильности пути. Разведка показала, что все детали соответствуют описанию, а противоположный борт долины -- скальная стена. Продолжаем подъем, обходя водопад по осыпи слева. В 11:30 выходим в широкую долину. Ледопад остается справа (по ходу). Здесь есть площадки для палаток. Дальнейший путь вдоль самого левого (по ходу) водопада, по несложным скалам. К водопаду подошли в 12:00, а в 12:20 поднялись в цирк. Здесь нужно перейти ручей и обойти ``столовую гору'' справа. Здесь обедаем. Далее спускаемся в рантклюфт, одеваем кошки и выходим на ледник. Дальше путь очевиден -- прямо в направлении пика Тамма. Слева по ходу остается небольшой, но красивый ледопад и скальный остров. Далее ледник становится закрытым, связываемся. В 17:30 выходим практически на седловину перевала Тамма (большое плато) и встаем на ночлег.

28.08. Траверс пика Тамма

Вышли в 9:40. Решаем подниматься на пик Тамма не по западному, а по южному гребню -- сложность одинакова, а путь короче. Идем в связках, тропежка по колено. Подъем по снежному гребню занял 3 часа. Последние 100 метров скально-снежные, одновременная страховка через скальные выступы. На высшую точку выходим с попеременной страховкой, опасаясь обрушить карниз на север. Далее траверсируем склон в 15-20 метрах южнее гребня и выходим к узловой вершине. Здесь спускаемся на север (снежная стенка в самом низком месте около 2 м) и попадаем в просторную мульду. Дальнейший путь в сторону пика Буревестник идет по северо-западному склону. Идем без набора высоты, на гребень выходить смысла нет. За полтора часа выходим на перевал Маашей. Обедаем и начинаем спуск в сторону ледника Левый Большой Актру. Однако не успеваем мы пройти и ста метров, как исчезает видимость. Садимся ждать просвета. Однако, за два часа видимость так и не появляется. Встаем на ночлег, строим снежные стены.

29.08. Ледник Левый Большой Актру

С утра ясно. Выходим в 9:00. Спускаемся прямо вниз, вправо уходить нельзя -- ледовые сбросы. За полтора часа спускаемся к нунатаку. Далее уходим к левому берегу ледника и, лавируя между трещинами, проходим зону разломов. В 13:00 выходим на ровный открытый язык ледника, развязываемся. Идем по леднику вдоль левого берега, затем по границе льда и морены. Далее выходим на тропу, которая уходит влево, обходит скальные уступы и серпантином спускается в долину Актру (15:00). Далее за час доходим до леса, перекусываем и еще за час подходим к базе ``Актру''. Палатки ставим на территории физико-географической станции Томского университета (хозяев уже нет -- лето закончилось). Вечером идем в баню (250 руб. в час).

30.08

Вышли в 9:00. Идем по дороге по левому берегу Актру. На одном из привалов собираем кедровые шишки. Через 2,5 часа по мосту дорога переходит на правый берег Актру, переваливает через невысокий лесистый отрог и спускается в Курайскую степь. Еще за 3 часа подходим к Чуе. Мост через Чую находится в 8 км выше Курая и мы решаем прежде, чем идти к нему, посмотреть возможна ли переправа через Чую прямо напротив Курая. Брод здесь возможен только ``стенкой'' и рискован. Однако, местные за 500 руб. перевозят нас на лошадях. Чуя разливается на несколько проток, рюкзаки приходится возить отдельно, так что переправа занимает 2 часа. В долине Чуи заросли облепихи. После переправы за час доходим до Курая. Здесь не сразу, но находим машину, на которой за 500 руб. едем в Акташ. Ночуем в гостинице.

Смета расходов

Статья расходов с 1 человека с группы
6 человек
Продукты 2000 12000
Газ 250 1500
Транспорт:    
Поезд Москва -- Барнаул 1300 7800
Автобус Барнаул -- Горно-Алтайск 200 1200
Автобус Горно-Алтайск -- Чибит 300 1800
ГАЗ-66 Чибит -- мост через Чую   500
Плата за мост через Чую 10 60
Переправа на лошадях через Чую   500
УАЗ Курай -- Акташ   500
Автомобиль Акташ -- Горно-Алтайск 350 2100
Автобус Горно-Алтайск -- Бийск 90 540
Поезд Бийск -- Москва 1300 7800
Прочее:    
Хранение вещей в Горно-Алтайске   100
Баня на Ниж. Шавлинском озере 80 240
Баня в а/л Актру   250
Гостиница в Акташе 60 360
итого: 6200 37200

Итоги, выводы и рекомендации.

Пройденный маршрут на наш взгляд соответсвует третьей категории сложности. Перевалы Молодых, Туманный Восточный соответствуют категории 2А в малоснежный период, при этом на них присутсвуют все формы горного рельефа (скалы, осыпи, снег, лёд). В начале лета, когда кулуары с восточной стороны будут забиты снегом, они будут проще (1Б*). Перевал Весениий -- несложная скально-осыпная 2А. Траверс пика Тамма -- наиболее простой и логичный путь из долины Карагема в долину Актру. Технически он несложен, однако ночевка (а в случае ухудшения погоды и несколько) на высоте 3500 неизбежны, поэтому его сложность соответсвует категории 2А. Спускаться с перевала Маашей на ледник в Актру необходимо при хорошей видимости, иначе можно выйти на ледовые сбросы.

На маршруте присутствуют также препятствия, характерные для пешеходного туризма: движение по тайге без троп, многочисленные переправы.

Следует отметить, что через месяц после завершения похода в районе произошло сильное землетрясение. Поэтому описаниями перевалов и оценками их сложности при планировании походов следует пользоваться весьма осторожно.

Фотоальбом N°1

Фотоальбом N°2


координаты перевалов и привалов (в WGS-84)