Продолжительность активной части: 9 дней
Протяженность активной части маршрута: 92 км
Руководитель группы - Овчинников Илья Львович (142290, г. Пущино Московской обл., В-27-40; тел. (0967)73-47-49 (р); e-mail: ilya@psn.ru)
N° | Фамилия, имя, отчество | Год рожд. | Туристкая подготовка | Обязанности в группе |
1 | Овчинников Илья Львович | 1971 | 5ГУ (Кодар), 2 с эл. 4 ГР (Алтай), 3ГР (Джунгарский Алатау), 2ГР (Зап. Кавказ, весной) |
руководитель, ответственный за аптечку, фотограф |
2 | Брехова Екатерина Владимировна | 1980 | 4ГУ (Домбай), 3ГУ (Центр. Кавказ), 2 с эл. 4 ГУ (Алтай), 1ПР (Владимирская обл., в ноябре) |
завхоз |
3 | Кулаков Евгений Вениаминович | 1972 | 3ГУ (Джунгарский Алатау), 1ГУ (Зап. Кавказ, весной) |
ответственный за общение с местными жителями и властями |
4 | Иванов Игорь Александрович | 1972 | 2ПУ (Полярный Урал) | ответственный за дневник, ремонтник |
5 | Трегубов Иван Игоревич | 1984 | 1ПУ (Псковская обл., в ноябре) | финансист |
Дата | участок маршрута | характер пути | км | ходовое время | метеоусловия |
23-25.04 | Москва - Черкесск | поезд | |
|
|
25.04 | Черкесск - Зеленчукская - Архыз | автобус, автомобиль | |
|
дождь |
26.04 | Архыз - устье Дукки - кош; относим заброску на Малую Дукку |
автомобиль, пешком по заснеженной дороге | 8 (14) | 4 |
идет мокрый снег |
27.04 | р. Речепста | заснеженная дорога, каньон | 9 | 8 | утром ясно, во второй половине дня - переменная облачность |
28.04 | пер. Речепста-Пхия (1А, 2800) | снег, тропежка 20 см | 12 | 11 | |
29.04 | вдоль р. Пхия | лес, снег, тропежка | 6 | 4,5 | ясно |
30.04 | подход к г. Закзан-Сырт | снег, тропежка, склон до 35° | 6 | 7 | утром ясно, во второй половине дня - переменная облачность, изредка снег |
1.05 | восхождение на г. Закзан-Сырт | подход - тропежка по снегу; подъем - снежно-скальный
гребень; спуск - снег 35-80° |
2 | 15 | ясно |
2.05 | спуск к р. Пхия - пер. Южн. Пхия - р. Мал. Дукка | снег, тропежка | 10 | 8 | утром ясно, во второй половине дня - переменная облачность |
3.05 | р. Бол. Дукка - подход под пер. Аюлю | тропа, снег | 12 | 6 | переменная облачность, изредка моросит дождь |
4.05 | пер. Аюлю - р. Белая - р. Псыш | снег, тропа, дорога | 25 | 10 |
ясно |
5.05 | м. н. - Архыз - Невинномысск - Кавказская | дорога, автомобиль, поезд | 2 | 0,5 | |
6-7.05 | Кавказская - Москва | поезд | |
|
|
Справочные сведения о районе очень подробно приведены в книге Н. Д. Бондарева "Архыз. Большая Лаба." (М., Издатель И. В. Балабанов, 2002) и повторять их в отчете вряд ли целесообразно.
Приведенные в отчете географические координаты измерены бытовым GPS-приемником Garmin eTrex и могут содержать погрешность до 100 м (5" по долготе, 3" по широте).
Из Москвы выехали поездом N°56 Москва-Нальчик (прицепной вагон до Джегуты). Билет в плацкартный вагон стоит 605 рублей. В Черкесск поезд прибыл в 7:00. Моросит мелкий дождик. Не успели мы выйти из поезда, как на нас набросились местные таксисты, готовые везти куда угодно, но за сумасшедшие деньги (до Архыза с группы 2500 руб.). С трудом объяснив им, что денег у нас мало и нам сначала нужно оформить погранпропуск, а потом уже куда-то ехать, перебазировались на автовокзал, который находится в 100 м от железнодорожного. Я и Катя идем в погранотряд, Женя, Игорь и Ваня остаются на вокзале выяснять возможности общественного транспорта и отбиваться от таксистов. До погранотряда пешком минут 15-20 (с учетом расспросов местных жителей). На территорию отряда нас не пускают. Дежурный по КПП берет наши документы (заявление с указанием сроков и маршрута, список группы с паспортными данными в трех экземплярах, копии паспортов и сами паспорта) и говорит, что нужно подойти после 9:00. Погода улучшилась, идем отправлять телеграммы, звонить домой и покупать недостающее. К 10 возвращаемся в погранотряд. Дежурный говорит, что пропуск нам выписали, но начальник штаба еще не подошел и подписать его некому, нужно ждать.
Пока мы отправляли телеграммы, к нам подошел водитель и предложил отвезти в Архыз за 1500 руб., а после непродолжительной торговли согласился на 1200. Оказалось, что это водитель подвозил Катину группу в Хурзук в позапрошлом году. Сидим возле погранотряда, говорим за жизнь со старшиной - дежурным по КПП и с водителем. Наконец к часу дня пропуск готов. Но наши паспорта остались в глубинах погранотряда, а с часу до двух все ушли обедать. Приходится ждать до двух. Наконец все документы у нас. Едем обратно на вокзал.
У части группы, которая оставалась на вокзале, возникли неприятности с милицией. Денег, правда, не вымогают, но грозят задержать до утра. Кроме того, оказывается, что водитель, с которым мы договорились, не входит в "мафию", работающую на вокзале. И, наконец, билет на автобус до Зеленчукской стоит всего 50 руб. Решаем ехать на автобусе, покупаем билеты. Таксисты наконец оставляют нас в покое. В 15:30 отправляемся.
В Зеленчукскую приехали в 17:00, как раз к закрытию автостанции. Дождь. Почти сразу договорились с водителем "копейки" с прицепом за 300 руб.
В Архызе дождь. Ясно, что нужно здесь ночевать. Я иду знакомиться со спасателями, Женя - искать транспорт на завтра. В результате Женя познакомился с Шамилем Тоторкуловым - директором ИЧП "Тотур-Шамиль". Шамиль тут же договаривается с администрацией турбазы о нашем размещении на ночь и обещает помочь с транспортом до Дукки. Говорит, что может огранизовать и встречу группы в Черкесске вдвое дешевле, чем просят черкесские таксисты. Его телефон 2-52-17.
На турбазе за ночь просят 100 руб. с человека. Договариваемся на 300 руб. за 4-местную комнату (без постельного белья). Располагаемся, готовим ужин и пытаемся съесть все, что осталось несъеденным в поезде вместе с купленными в Черкесске овощами (нельзя сказать, что нам это удалось).
27 апреля. Каньон РечепстыС утра - ясное небо! Выход в 8:30. Двигались по левому берегу Репчесты по частично засыпанной снегом дороге. За 35 мин дошли до ручья, текущего с перевала Пхия. Далее ходка вдоль Репчесты до каньона по левому берегу. По летней тропе, траверсирующей склон загеданского хребта, не пошли - там много снега, тропежки и может быть лавиноопасно. Попытались пройти по заросшему сосной склону каньона. Прошли час на высоте 100 м от реки. Склон каньона стал слишком крут, появились скальные выходы. Решили спуститься на дно каньона (две веревки по 45° снежно-кустарниковому склону. Последний (руководитель) спустился в 3 такта. По-видимому, было целесообразно идти по дну каньона с самого начала. Река в каньоне большей частью закрыта снежными мостами. Регулярно переходим по снежным мостам с одного берега каньона на другой, обходя скальные прижимы. Тропежка требует в некоторых местах особой осторожности. Каньон заканчивается около поворота реки. Из каньона вышли в 15:30. Техническая сложность этого участка сопоставима с перевалом 1Б. Просмотр склонов Загеданского хребта с борта каньона показал, что решение не ходить летней тропой было правильно. Далее шли 1.5 часа по левому берегу Речепсты. Тропежка 10-20 см. Плавный набор высоты. Встали в 17:00 вблизи ручья, текущего с Абишира-Ахубы. Высота 2230. Погода: облачность 40%, время от времени слегка идет снег, слабый ветер. Выравниваем площадку на пологом снежном склоне в месте, защищенном от возможных лавин c хребта Абишира-Ахуба долинами ручьев. |
|
28 апреля. Перевал Речепста-Пхия (1А, 2800)Подъем в 5:00. Выход в 7:00. Идем по левому берегу Речпесты траверсом склона на высоте метров 100 от ручья. Крутизна склона 10-15°. Иногда участки плотного наста, иногда проваливаемся выше колена. В 12:00 прошли мимо коша. Идется тяжело - еще не акклиматизировались. К 13:00 вышли к впадению ручья, текущего с перевала Ацгара. Далее попадаем в восточный цирк перевала Репчеста-Пхия. Слева свисают карнизы. Идем по повышениям рельефа так, чтобы понижения слева защищали от возможных обвалов карнизов. Выход на перевал левее карнизов по 20° снежному склону. Поскольку состояние противоположного склона неизвестно, первый выходит на перевал со страховкой и убеждается в отсутствии карнизов в сторону Пхии. Тура не обнаружено и сложить его не из чего. Идем на вершинку 2850 - 15 минут по пологому травянисто-снежному гребню. С вершинки - замечательная панорама. |
|
Круговая панорама с Загеданского хребта (координаты точки съемки: 43°36'51'' с.ш., 41°02'44'' в.д., высота 2855 м) |
Просматриваем дальнейший маршрут и выходим обратно на перевал. Спуск с перевала начали в 16:00 по широкому снежному кулуару (крутизна в верхней части 25°, ниже - 15°). Начали спускаться прусским шагом. Пройдя 150 м и убедившись что выкат хороший, камней нет, решаем съехать с перевала на 5-ой точке. При этом первый спустил небольшую лавинку из 10-сантиметрового слоя свежего (выпал за день до нас) снега, который лежал на более плотном покрытом ледяной коркой насте. Далее съезжаем по следу этой лавинки. За час сбросили 400 м. Далее идем по пологой снежной долине, забирая влево. Через 30 минут подошли к кошу. Далее уходим 300 м влево вниз и спускаемся в долину ручья - притока Пхии. В 18:30 подходим к лесу. Есть приемлемое место для ночевки, однако остановка на на ночлег поддержки не встретила. Спускаемся по левому борту ручья. Однако, вскоре склоны ручья становятся крутыми, уходим влево от ручья на 50 м. В 19:20 встаем на ночевку в пихтовом лесу в 100 м от ручья. |
|
29 апреляПолудневка. Подъем в 8:00. В 11:00 ходили разведать спуск. Обнаружили, что до тропы, идущей по правому берегу Пхии, осталось 10 минут. В 12:30 вышли. По лесу спускаемся до тропы, далее по тропе в сторону перевала Пхия. Тропа хорошо набита, но кое-где засыпана снегом. В 13:00 подошли к слиянию левого и правого истоков Пхии, тропа уходит вверх. Далее пытаемся идти вдоль реки, но через 20 минут выходим на крутые глинистые склоны. Осмотрев путь, решаем переправиться на левый берег Пхии. Переправа по бревну. Повесили перила (первый и последний - без рюкзаков). Далее поднимаемся над рекой метров на 50 и идем по пихтовому лесу траверсом склона с плавным набором высоты. Большей частью снег плотный, но временами тропежка по колено. Через 2 часа пихтовый лес сменяется березовым и становятся видны истоки р. Пхия. Спускаемся к реке и у последних берез встаем на ночевку (в 16:50). Впереди открывается живописный вид на перевал. | ||
Пихтовый лес в дольне Пхии |
Переправа через Пхию |
Закзан-Сырт с места ночевки 29.04. |
30 апреляВышли в 8:45. Идем 1 час по плотному снегу вдоль Пхии. Далее начинаем постепенно набирать высоту в направлении седловины между хребтом Аркасара и отрогом, имеющего форму скирды. В основном движение по снежному склону крутизной 15-20°. Пересекаем несколько кулуаров, на южных склонах которых снега нет - трава и рододендроны. К 13:00 вышли на высоту 2500 м. Дальнейший путь до седловины пересекает пологую впадину с глубоким снегом. Пересекаем старые лавинные конусы, однако свежих лавин здесь нет. В 16:00 встали на седловине между хр. Аркасара и "скирдой". Надвигаются облака. По кулуарам с хребта Аркасара постоянно сходят лавины, однако их путь весьма удален от пути, пройденного нами. Погода: утром ясно. Днем облачность до 50%, временами падают отдельные снежинки. |
|
1 мая. Траверс г. Закзан-Сырт (3097, 2А)Подъем в 4:00, в 6:00 вышли. Идем траверсом снежного склона (10-20°) к восточному гребню Закзан-Сырта. Несмотря на то, что склон еще не освещен Солнцем, тропежка почти по колено. За час подошли к гребню. Одеваем системы, связываемся. По 40° снежному склону выходим на гребень (20 м, страховка через ледоруб). Южная сторона гребня скально-травянистая, свободна от снега. Северная заснежена, но карнизов нет. Склоны имеют крутизну около 45°. Идем по гребню в связках, страховка одновременная через выступы. Крутизна 20-40°. Через 250 м скальная "ступенька", которую обходим справа, по снегу (40°), попеременная страховка через скальные выступы - 40 м. Дальнейшее движение - по южному склону, метрах в 15 ниже гребня - сильно разрушенные скалы крутизной до 50°. Станции на петлях вокруг скальных выступов. Промежуточные точки - выступы, в одном месте закладка. Всего повесили три 50-метровых веревки. В середине третьей веревки 5-7 метров нужно пройти по узкой полочке под 60° скалой; здесь следует положить закладку. Далее, преодолев двухметровый 60° снежный склон, вышли на пологий (30°) снежный гребень. По нему 70 м до вершины. На вершину вышли в 15:00. Тура нет, сложили свой. Фотографируемся, перекусываем. |
|
Вид с вершины на восточный гребень (наш путь подъема) |
Группа на вершине |
Вид с вершины на юг |
Спуск начали в 16:00 по западному склону северного гребня. Начало спуска - снежный склон 45° (20 м), далее наискось вниз по 35° снежному склону Поскольку ниже скальные выходы, а под снегом встречаются лед и скалы, идем с попеременной страховкой через ледоруб. Снег липкий, кошки забиваются. В 18:00 вышли на седловину. Карниза нет, но первые 7-10 м спуска - отвес. Три участника спустились на 50 м дюльфером с верхней страховкой, последний - дюльфером по двойной веревке. Станция - петля на скальном выступе. Однако, сдернуть веревку не удалось. Поднялся обратно на седловину, обнаружил, что узел веревки вмерз в фирн. Вывел узел на пару метров вниз, и спустился обратно. После этого веревку удалось продернуть, но, увы, узел на конце развязать забыли и он заклинился наверху. Поскольку уже начинало темнеть, а снятие веревки в сложившейся ситуации требовало подъема на седловину по снежной стенке с нижней страховкой, решаем оставить одну из веревок на седловине. Дальнейший спуск проходил следующим образом: два человека спускаются по закрепленной на ледорубе со снежной лопатой веревке. Другие два - в три такта с попеременной страховкой (первый - через ледоруб, последний - через ледоруб с лопатой. После второй (считая от седловины) веревки уходим влево, чтобы обойти скалы. После третьей веревки склон выполаживается до 35°. Дальше спускаемся "прусским шагом". В 21:30 встретили Ваню, который вышел нам навстречу с котелком борща. В 22:00 вернулись к нашей палатке. |
|
2 мая. Перевал Ю. Пхия (н/к, 2260)Вдоль "скирды" спустились по снежному склону (10-25°) в долину Пхии и прошли по ней вниз до начала березового криволесья (1.5 часа). Река под снегом. Перешли по снежному мосту на правый берег и начали траверсировать заросший березами склон долины, постепенно набирая высоту. Через полтора часа отрог заканчивается, поворачиваем на восток и продолжаем траверс склона. Еще через час выходим в долину ручья - притока Пхии. Самого ручья не видно -- все под снегом. Идем вверх по долине (на юг). Поднявшись метров на 100 выходим на водораздел Пхии и Архыза, который условно можно назвать перевалом. Далее практически не теряя высоты пересекаем снежное поле и подходим к долине ручья (левого истока Архыза). На левом берегу долины снег стаял, спускаемся метров 20 по траве. На правом берегу наоборот снега много и в 20 м над ручьем висит метровый карниз. Поднимаемся метров на 50, обходим карниз и выходим на водораздел Архыза и Малой Дукки. Спуск по заснеженному кулуару (20-25°). Спустившись на 150 метров, оказываемся возле ручья. Еще метров через 50 кулуар становится круче, выходим на его левый борт, в сосновый лес. Вскоре находим тропу, по которой спускаемся к Малой Дукке и идем вниз, к заброске, где в 19:00 встаем на ночлег. Медведи заброску не съели, устраиваем праздничный ужин. 3 маяПо дороге вдоль Малой Дукки дошли до моста через нее, перешли по мосту далее по дороге левым берегом Большой Дукки. Кое-где догора засыпана снегом. Через полтора часа дорога кончается, дальше тропа, засыпанная снегом. Идем по свежим следам - незадолго до нас здесь прошли минимум две группы. Вскоре переходим на правый берег Большой Дукки. Встречаем группу из Воронежа - три человека готовят обед, двое ушли вверх на разведку. Устраиваем перекус всесте. Вскоре подходят разведчики воронежцев, говорят, что следы идут до самого перевала Аюлю - вчера здесь шла группа из Ростова. Дальнейший путь идет траверсом снежного склона (до 25°). Внизу остаются замерзшие озера (к ним спускаться не стоит, иначе придется постоянно идти вверх-вниз). Временами накрапывает дождь. По кулуарам скального склона хребта Аркасара (правый борт долины) постоянно сходят лавины. Через час долина расширяется. Продолжаем идти по следам ростовчан, но снег проваливается. Еще через час поднимаемся на ровную площадку, на которой снега нет и встаем на ночевку. Высота 2700 м, до перевала еще около 2 км. 4 мая. Перевал Аюлю (1А, 2880)
Подъем в 4:30. Вышли в 7:00. За час поднялись на перевал.
Тур на перевале украшен железным ломом (в 1989 году была железная труба -
и не лень людям приносить). В туре записка:
|
|
В Архыз пришли к 11 часам. Забираем наши вещи, оставленные на турбазе; заходим к начальнику ПСО, сообщаем, что у нас все в порядке. На почте выходной. Ближайший автобус - в 14:30 до Кисловодска. На автобусной остановке стоит "газель", водитель которой предлагает довезти до Невинномысска за 1500 руб.; сторговались за 1200 руб.
С билетами до Москвы в Невинномысске проблема. Есть только купейные на поезд в 0 часов. Решаем ехать в Кавказскую электричкой 20:19. Однако там то же самое. Ждать до утра электричку в Тихорецкую и Ростов совсем не хочется, так что берем за 1100 руб. билеты в купейный вагон и в 2:39 садимся в поезд до Москвы.
Маршрут пройден в условиях многоснежной весны. В день нашего приезда выпало около 10 см снега. Еще столько же - и лавиная опасность стала бы высокой, нужно было бы в течение 2-3 дней ждать схода лавин. Однако во время всего похода погода оставалась хорошей. Самопроизвольно лавины сходили только по кулуарам скальных склонов, куда нет никакой нужды ходить. Также лавина была спущена нами на спуске с перевала Речепста-Пхия на склоне крутизной около 15° (10 см свежего снега на ледяной коросте). Самопроизвольно она бы на этом склоне не сошла, двигалась медленно, размер комьев в конусе выноса - полметра, комья мягкие.
Район Закзан-Сырта представляет большой интерес для походов 3-4 к/с. Перевалы через хребет Аркасара как севернее, так и южнее вершины, имеют сложность 2А-2Б. На топографической карте масштаба 1:100000 седловина к югу от Закзан-Сырта показана без скал, что не соответствует действительности. Весной на большинстве седловин карнизы на восточную сторону, поэтому путь через вершину по восточному гребню безпаснее, чем через седловины. Западные склоны более пологие. Летом все перевалы станут скальными.
Использование общественного транспорта для заезды и выезда из района оправдано только в случае очень напряженной финансовой ситуации (что, впрочем, для студенческих групп скорее правило). Использование такси позволит сэкономить день-два.
Для оформления погранпропусков необходимы следующие документы: