Отчет о велопоходе Пущино - Алексин 2001
Автор: Administrator   
22.11.2007 07:55

 

Пущино-Серпухов, 2001г.

ЗИМА – ВРЕМЯ ВЕЛОСИПЕДНОЕ

 

Отчет о велопоходе 9.03.2001  по маршруту: ПУЩИНО – СЕРПУХОВ – ТАРУСА – АЛЕКСИН – СУХОДОЛ – ТАРУССКАЯ – ПУЩИНО

    Участники:    Дещеревский Алексей – автор отчета (гибрид от фирмы GIANT),
            Ломасов Роман (самосборный крутой байк)

 

 

Открыть сезон мы с Романом решились 9 марта. Выходной, снег вроде подчистили, почему бы не прокатиться? До Алексина наверно доедем, а вернуться можно и электричками.
    Из Пущино я выехал в полшестого. До Липиц ехал вдоль Оки, через Мещериново. Было минус 12, прохладно, поэтому пришлось утеплиться. Под плотный хб-шный комбинезон я надел шерстяные и трикотажные штаны, наверх – трико и два легких свитера, на ноги – ботинки с шерстяными носками, на руки – трикотажные перчатки, а сверху – рабочие рукавицы. Кроме того, для утепления запястий взял шерстяные детские гетры. Кроме обычного шарфика на шею, взял еще один легкий, но длинный, и замотал лицо от встречного ветра. Свободные концы закрепил сзади под шапкой.
    Как ни странно, вся эта экспромт-экипировка оказалась на удивление удобной, и ехать, несмотря на мороз, было очень комфортно. На всякий случай, я битком набил велорюкзак теплой одеждой, от бахилл на ноги до теплых шерстяных перчаток, но она так и не понадобилась, за исключением капроновых штанов, в которых замерзший перед Тарусой Роман проехал несколько километров. Так же удобно я чувствовал себя и днем, хотя по мере потепления мне периодически приходилось избавляться от лишней одежды. Таким образом, вновь можно констатировать, что для комфорта в несложном походе вовсе не обязательно иметь дорогую фирменную снарягу. Фактически в этот раз из специального снаряжения у меня был только велосипед, а все остальное – обычная домашняя одежда.
    Полная луна светила вовсю, но ухабы на снежной дороге все равно видно не было. Укатанный снег местами переходил в лед, так что пару раз я с непривычки принимал позу “скольжение с опорой на ногу”, правда, так и не упал. Несмотря на отсутствие сугробов, скорость была раза в полтора меньше, чем летом: 25 километров от меня до Романа я ехал почти два часа.
    По сравнению с “Туристом” мой новый Giant по шоссе идет явно хуже – то ли накат не тот, то ли резина шире... На прямом руле руки выставлены дальше в стороны от оси велосипеда, – это создает дополнительную парусность. Если провести аналогию с автобусами, разница будет примерно как у ПАЗ-ика с Мерседесом, причем “Турист” – это, конечно, Мерседес, а Giant – ПАЗик. Из-за более короткой, чем у Туриста, базы, и меньшего изгиба передней вилки Giant мгновенно реагирует на малейшие движения руля и все время вихляется вправо-влево, в отличие от Туриста, который будет устойчиво ехать по прямой, даже если ездок отвлекся от управления, чтобы переодеться или сделать какие-то пометки в записной книжке. На шоссе избыточная маневренность, по-моему, только мешает. А может, я слишком привык к “гнутому” рулю, и любой велосипед с прямым рулем еще долго будет казаться мне неудобным?
    Другой минус моего Giant-а  – не очень быстрая максимальная передача (что-то около 46х16). На Туристе я привык педалировать очень медленно, на скорости 30 км/час – порядка 40 оборотов в минуту, а здесь дискомфорт ощущается уже при 25кмч. Впрочем, для зимних условий большая скорость не очень нужна, а вот медленные передачи на Giant-е заметно мощнее. Хотя к лету звездочки все же придется поменять.  Ну, и еще один очевидный плюс Giant-а – вынесенные на руль рычаги переключения передач. На льду на Туристе мне было бы очень сложно опустить руку к переключателю на раме, а на Giant-е менять скорости можно без проблем.
    В остальном особой разницы между велосипедами я не заметил. Разве что отсутствие переднего багажника на Giant-е создает проблему упаковки ижевских ковриков при походах с ночевкой: на Туристе я обычно возил пару-тройку таких ковриков над передним колесом, привязывая их в направлении движения, так, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление.
    Симферопольское шоссе, по которому мне пришлось пересечь Оку, и которого я очень боялся, оказалось на удивление чистым. Ночной мороз прибил обычную для этой трассы грязь и слякоть, а дневные оттепели (не без помощи соли) растопили снег, и асфальт был практически голым.
    У Романа мы выпили чая, я подтянул тормоза. В восемь с минутами двинулись дальше. Роман в последнее время устроился на довольно денежную работу в Москве, и это позволило ему собрать на старом каркасе новый байк, навесив на него наилучшие из возможных деталей. Правда, компьютер к байку он еще не купил (а мой остался на Туристе), поэтому в поход мы поехали не только без счетчика километров, но и вообще без часов. Впрочем, особых проблем это не создало.
    Дорога Серпухов-Калуга местами покрыта укатанным снегом, но в основном мы ехали по асфальту. Тем не менее средняя скорость оказалась не слишком высокой: 35км до Тарусы и еще 10 до поворота на Вознесение мы ехали почти три часа. Раза в полтора раза медленнее, чем летом.
    По прогнозу, днем обещали около нуля. При ясном небе в восемь утра в Серпухове было еще минус 10, а в десять снег на асфальте уже начал подтаивать и, по ощущениям, резко потеплело. Накануне я лег довольно поздно, и на объездной дороге после Тарусы меня неудержимо потянуло в сон. Хорошо, не было машин – я засыпал на ходу. К счастью, холодный привал на снегу и добрая порция перекуса быстро привели меня в норму, и дальше я чувствовал себя идеально.
    Дорогу на Вознесение чистят, но асфальт здесь покрыт снегом, а местами – льдом. Ближе к обеду на поверхности льда появилась влага, а может, резина на колесах прогрелась до плюсовой температуры, и ехать стало очень скользко. Пару раз я прикладывался к дороге, впрочем, без заметных последствий для себя или велосипеда. Роман на широкой зимней резине чувствовал себя увереннее (или выбирал более заснеженную часть дорожного полотна) и весь путь прошел без падений.
    На границе областей, около Парсуковского карьера, на дороге встретился приличный снежный наддув, и примерно сто метров мы шли пешком. Дальше дорогу опять чистят, посередине есть даже полоска чистого асфальта. Правда, по обочинам появились грязные лужи, так что через Алексин мы ехали тротуарами. Несмотря на обильное таяние на дорогах, температура воздуха по-прежнему ниже нуля, из-за этого брызги воды налипают на тросик и блокируют переключение передач. Пару раз приходилось останавливаться и счищать снег и лед с тросиков.
    Около двух мы были в Алексине в районе вокзала. Всего на 30-километровый участок от Вознесенского поворота до вокзала ушло примерно два с половиной часа. Если вычесть отдых и передвижение по городу, средняя скорость опять-таки близка к 15 км/ч. Видимо, это нормальный зимний темп в условиях хорошей дороги.
    Сходив на рынок и обновив запасы продуктов, в пол-четвертого мы сели на тульский дизель. В этот день касса на вокзале не работала, и билеты мы брали прямо в вагоне, у кондуктора. Причем за велосипеды с нас ничего не взяли.
    Роман двинулся в Тулу, а я вышел на ст.Суходол, чтобы доехать до Ясногорска и сесть там на электричку, идущую в Серпухов. В Суходол дизель прибывает в четыре часа, а электричка из Тулы на Серпухов идет в семь, так что при любом раскладе я должен был успеть в Ясногорск вовремя. Но асфальт оказался удивительно чистым, даже без луж, а трафик – незначительным, и перед Клейменово я понял, что не смогу попасть в Ясногорск к семи. Двигаясь в том же темпе, я оказался бы на станции в пять, то есть на два часа раньше электрички. И что там потом делать?
    Пришлось срочно менять маршрут и ехать по старому симферопольскому шоссе в Ненашево, чтобы свернуть там вправо и сесть на электричку в Пахомово. Оттуда и билет выйдет дешевле...
    Увы, в Ненашево история повторилась. Сидеть на станции полтора часа? Ну уж, нет, поеду лучше в Тарусскую, уж там-то электричка меня точно догонит.
    Перед пересечением с железной дорогой, в Матюшино, влево ушла не обозначенная на карте, но чистая и явно езженая дорога. Наверно, здесь сделали короткий и удобный въезд в Тарусскую с южного направления, подумал я, но испытывать трассу не решился и продолжил движение по шоссе. Честно говоря, в этот момент у меня была небольшая надежда добраться до Липиц своим ходом. Однако на развилке в Малахово от этой затеи пришлось отказаться, так как начало темнеть, а ехать зимой в одиночку по разбитой трассе я не рискнул.
    В Тарусской я был около семи вечера. Всего на участок от Суходола до Тарусской ушло порядка трех часов, то есть маршевая скорость по-прежнему равнялась 15 км/ч. Практически всю дорогу я ехал по асфальту. До прибытия электрички оставался еще почти час, но на теплом и уютном вокзале время летит незаметно... Кстати, билет на электричку в итоге обошелся всего в три рубля – смешные, по нынешним временам, деньги.
    Последний участок от пл.107км до Пущино я проезжал десятки, если не сотни раз, и наверно, мог бы проделать его с закрытыми глазами. Электричка была на станции в полдевятого, а примерно через час я уже распаковывал свой велорюкзак дома в Пущино. Всего велопрогулка заняла 16 часов, за которые мне удалось проехать около 160 км. Дороги были на удивление чистыми, трафик – исключительно низким, погода – благоприятной настолько, насколько это возможно в начале марта. Всем, кто любит велосипед, но еще не пробовал кататься ранней весной, очень советую испытать новые, я надеюсь – приятные ощущения от поездок в это время года!
А.Дещеревский

 

Пущино, март 2001г.