Отчет о лыжном путешествии по Русскому Северу 2008
Автор: Administrator   
16.03.2009 12:29

 

 ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ПО РУССКОМУ СЕВЕРУ

 

 

ОТЧЕТ о лыжном туристском походе II категории сложности по Русскому Северу (Архангельская, Вологодская области),

совершенном группой туристов г. Пущино турклуба “АЗИМУТ“ в период с _24 января_ по _1 февраля_ 2008__ года.

Маршрутная книжка № _____1/2008_____Руководитель группы _Демидов Н.Э.______ г.Пущино, тел. 89629168948, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Маршрутно-квалификационная комиссия _______________ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _______ категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке ________________

Город _Москва__2008 г.

 

1. Справочные сведения о походе
1.1 Проводящая организация: Турклуб Азимут, г. Пущино микрорайон Д, дом 2а,
тел. 73 08 42, http://azimut.psn.ru

1.2 Район проведения похода: Архангельская и Вологодская области.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте:
Вид туризма    Категория сложности похода    Протяженность активной части похода (км)    Продолжительность    Сроки проведения
            Общая    ходовая часть    
лыжный    II    150    10    8    24.01.08-1.02.08


1.4 Подробная нитка маршрута:
ж/д станция Вонжуга, деревня Большой Ерогодский Починок, деревня Илатовское, изба Владиморова (река Арбеж), газопровод “Севрное Сияние”, зимник вдоль низовий реки Верхняя Ерга, деревня Скорятино (р. Сухона), деревня Красавина (р. Сухона), поселок Новатор, вотчина Деда Мороза (окрестности города Великий Устюг)
1.5 Определяющие препятствия: на маршруте были встречены следующие неклассифицированные виды препятствий: продолжительное движение по густой тайге по азимуту при глубине тропежки 20-30 см, продолжительное движение по льду реки Сухоны.

1.6 Список группы:

ФИО, год рождения    Место работы    Туристический опыт    Обязанности в группе
Демидов Никита Эдуардович, 1983    ИФХиБПП, ИКИ РАН    1ЛР, 2ЛУ    Руководитель
Дещеревский Алексей, 1964    ИФЗ РАН    2ЛР    Штурман
Цыганкова Зоя Анатольевна, 1984    ИФХиБПП РАН    2ЛУ    Медик
Соломадин Илья
Николаевич, 1986    ИТЭБ РАН    ПВД ЛУ    Реммастер

1.7 Адрес хранения отчета: турклуб Азимут г.Пущино, микрорайон Д,
дом 2а;

1.8 Адреса для консультаций: http://azimut.psn.ru, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

2.    Общегеографическая и туристская характеристика района.
2.1.    Географическое положение и туристские особенности района.
Обширную территорию к северу от водораздела Волга - Северная Двина, между районами расселения карелов и коми, обычно называют “Русским Севером”. Русский Север представляет большой интерес для лыжных путешествий 1-2 к.с. благодаря дикой таежной природе, умеренно холодной зиме и большому числу и разнообразию местных культурных памятников. Южная часть Архангельской области и северо-восточная часть Вологодской области, по которым проходил маршрут, представляют собой равнинную местность практически полностью занятую еловыми, березовыми и сосновыми лесами (местами могут попадаться участки с примесью пихты и лиственницы). Средняя температура января в Великом Устюге составляет около -13°С.

2.2    Варианты подъезда и отъезда.
Отправной точкой маршрута является ж/д стнанция Вонжуга. Поезда следованием на Воркуту, Сыктывкар и Котлас на ней не останавливаются. Поэтому необходимо на станции Кизема сделать пересадку на местный поезд. Отъезд осуществляется из г. Великий Устюг, от которого на автобусе можно добраться до ж/д станции в Ядрихе или Котласе.  

2.3    Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные выходы с маршрута могут быть произведены: в начальной стадии похода из деревни Илатовское (по дороге с плитным покрытием до ж/д станции Ломоватка), в центральной части – по дороге с плитным покрытием Ломоватка-Лодейка-Великий Устюг, в заключительной части маршрута при движении по льду р. Сухоны аварийные выходы представляют собой автодороги, идущие вдоль Сухоны, на расстоянии 2-10 км.  

2.4     Характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного района и  вида туризма информация.
Наша группа использовала Лыжи скитур HAGAN с мазью ВИСТИ, которые хорошо зарекомендовали себя в нашем предыдущем походе по Южному Уралу, а также деревянные лыжи ТУРИСТ. На второй день похода при переходе через небольшую речку одна из деревянных лыж была поломана. Ремонт лыжи, заключавшийся в склеивании эпоксидкой, накладке шины из деревянной дощечки и стягивании проволокой, позволил без особых трудностей пройти оставшиеся более 100 км. Крепления были у всех тросиковые Харьковские и Новосибирские, бахилы на галоше. Палатка использовалась высотная каркасная фирмы МЕГАТЕСТ, вчетвером в ней достаточно комфортно, при этом основная часть личных вещей оставлялась в рюкзаках вне палатки. Использовались два групповых четырехместные синтипоновых спальника, которые вкладывались друг в друга.. Температура в течении всего маршрута не опускалась ниже -10°С, поэтому комбинация палатки без печки и двух групповых спальников обеспечила абсолютно комфортные условия для сна.  Следует однако учитывать, что наш поход проходил в условиях оттепели. Для данного района характерны несколько более низкие температуры, так, по словам местных жителей, температура может доходить до -45°С.

2.5    Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте
Среди наиболее интересных объектов на маршруте стоит выделить старинные деревни, например Большой Ерогодский Починок и Илатовское, высокие крутые обрывы на реке Сухоне, вотчину Деда Мороза и город Великий Устюг.
Вдали от центра здешней цивилизации – города Великий Устюг путешественники могут познакомиться с удивительным миром северной русской деревни. Избы представляют собой просторные пятистенки в 4, 6 и даже 8 окон, с резными кровельными полотенцами, причелинами и балконами. Внутреннее убранство изб во многом сохранило следы старины: мебель сделана собственными руками, деревянные лопаты, ухваты, берестяные туески, русская печь, чугунки…По словам местных жителей большая часть домов в этих деревнях старше 100 лет. Население имеет добрый нрав, и в случае прихода группы в деревню засветло, вас всегда смогут разместить на ночлег.
Река Сухона в пределах маршрута глубоко врезана в слоистые мергелистые породы пермского возраста, что придает заключительной трети  маршрута – движению по льду Сухоны свой интерес. Следует отметить, что наиболее скалистый участок (обнажение Опоки) находится все-таки вне маршрута в устье реки Стрельны, там практически вертикальные уступы достигают высоты в 80 метров. Еще одной интересной достопримечательностью, оставшейся вне маршрута, является фонтанирующая скважина на левом берегу Сухоны также в устье Стрельны.
Туристам-лыжникам будет интересно встретиться с одним из символов русской зимы – Дедом Морозом. Его вотчина находится в 7 км выше по Сухоне от Великого Устюга. Не смотря на то, что мы не предупреждали о нашем посещении вотчины, нас бесплатно пропустили на территорию, где были встречены лично пресс-секретарем Деда Мороза. Нам устроили экскурсию по дому, в конце которой представилось пообщаться с самим дедушкой и сделать незабываемые фотографии на память. В доме Деда Мороза есть несколько замечательных картин Федора Конюхова на тему лыжных походов. За ваш походный облик, который к концу маршрута, по-видимому, будет иметь особый колорит, посетители вотчины будут проявлять к вам внимание и просить сфотографироваться. На вотчине можно также отпраздновать окончание похода в ресторане (мы с удовольствием воспользовались этой возможностью). Советуем вам заранее предупреждать администрацию о посещении вотчины Деда Мороза.
Великий Устюг – в свое время главнейший город всего Русского Севера. Выгодное расположение на перекрестии торговых путей (с запада по Сухоне, с Юга по реке Юг, с востока по Вычегде, с севера по Северной Двине) предопределило богатство города, а также занятие устюжанами торговым промыслом в новых неосвоенных районах Сибири, Арктики и даже Аляски. Сибирская пословица гласит “Без устюжан в Сибири и дела нет”. Выходцами из Великого Устюга являются Семен Дежнев (впервые прошел Беринговым проливом), Ерофей Хабаров (первооткрыватель низовий Амура), Никита Шалауров (промышленник, мореход, исследователь Арктики), Тимофей Булдаков (полярный мореход, впервые прошедший из устья Лены в устье Колымы), Михаил Булдаков (правитель Российско – Американской кампании) и многие другие известные купцы, промышленник, путешественники. Зажиточные устюжане считали своим долгом тратить деньги на благоустройство города, в Устюге сохранилось большое количество православных храмов. Издревле в устюжской округе развивались ремесла, и сейчас вы сможете приобрести берестяные изделия, изделия единственной в России фабрики чернения по серебру и продукцию кисте-щетиочной фабрики.

 

 3.    Организация и проведение  похода.
3.1.    Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.
Не смотря на относительную “непопулярность” Русского Севера у лыжных туристов (сравнивая, например, с Южным Уралом) для нашей группы, которая при выборе маршрута руководствуется не только спортивной частью, но и дикостью, нехоженностью и этнографической насыщенностью, рассматриваемый район, несомненно, представлял особый интерес. В задачи похода, помимо выполнения норматива похода II к.с., входило общение с местным населением, ознакомление с их бытом, деревянным зодчеством. Важно также отметить, что на следующий год мы рассматриваем возможность похода III к.с. по Северному Уралу, который расположенный ровно на такой же широте, а, следовательно, имеющий такую же продолжительность светового дня, при несколько более низкой температуре.
Подготовка к походу включала ПВД с одной ночевкой по Тульской области и несколько прогулок на лыжах по окрестностям г. Пущино.
В тактическом отношении маршрут позволил в первые два дня оценить возможность проходимости местных лесов и далее корректировать маршрут либо в сторону большего количества леса без дорог, либо – в сторону удлинения маршрута за счет движения по лесовозным зимникам в обход непроходимых лесов. Кроме того, значительный километраж был оставлен на заключительную часть маршрута по льду реки Сухоны, где практически никакие препятствия не могли препятствовать быстрому продвижению, и плюс к этому - есть хорошие варианты схода с маршрута.
В Интернете отчеты по данному району практически отсутствуют.

3.2 Изменение маршрута и их причины.
В третий ходовой день подъехали на попутной машине 7 км до деревни Илатовское. Причины: желание отремонтировать (склеить эпоксидкой) сломанную лыжу в теплом помещении. В пятый ходовой день перебросились по газопроводу 15 км на вахтовке СЕВЕРГАЗПРОМ на запасной вариант маршрута. Причины: 1) отсутствие имеющегося на карте зимника, 2) движение вне зимника по намеченному направлению в связи с глубокой тропежкой и крайне густому лесу затруднительно; 3) большое количество техники на самой трассе газопровода (передвижение на лыжах не безопасно).

3.3     Развернутый график движения.

Дни пути    Дата    Участок пути (от-до)    Протяженность в км    Чистое ходовое время    Определяющие препятствия на участке    Метеоусловия
1    25.01.08    Ст. Вонжуга – дорога у слияния р. Шалашна и р. Вонжуга    6    1.5    Глубина тропления (ГТ) 10 см, ночное ориентирование    - 6°С, снег
2    26.01.08    Дорога у слияния р. Шалашна и р. Вонжуга – верховья р. Вонжуга южнее Ур. Волосное Болото    10.8    5    ГТ 20 см, движение по густому лесу по азимуту    - 4°С
3    27.01.08    верховья р. Вонжуга южнее Ур. Волосное Болото – д. Илатовское    21    5    5 км - Гт 20 см, движение по густому лесу по азимуту    - 4°С, снег
4    28.01.08    Д. Илатовское – изба Владимирова (р. Арбеж)    21    5    7 км – гт 30 см    - 4°С
5    29.01.08    изба Владимирова (р. Арбеж) – зимник по левому берегу р. Верхняя Ерга в 5 км от д. Лодейка    27    4    5 км – чищенная лесовозная дорога с большим количеством дресвы на полотне    - 7°С
6    30.01.08    зимник по левому берегу р. Верхняя Ерга в 5 км от д. Лодейка – Ур. Верхнее Федосово (левый берег р. Сухоны)    29    5    Местами вода под снегом – подлип     - 4°С, ветер по долине р. Сухоны
7    31.01.08    Ур. Верхнее Федосово (левый берег р. Сухоны) – 1 км на северо-восток от деревни Буньково    20    3.5    Местами вода под снегом – подлип    - 2°С, снег
8    1.02.08    1 км на северо-восток от деревни Буньково – Вотчина Деда Мороза (левый берег р. Сухоны у пос. Новатор)    15    2.5    3 км – чищенная лесовозная дорога, посыпанная опилками    - 6°С

4    Техническое описание маршрута
День 1 Технических трудностей не представляет. От станции Вонжуга вдоль ЛЭП двигаемся в восточном направлении, через 3 км поворачиваем по лесной дороге на ЮВ.
 День 2 Через 1 км движения в направлении на ЮВ лесная дорога оказывается непроходимой из-за большого количества поросли березы.  Далее движемся в направлении на Ю, обнаруживаем останки моста узкоколейной дороги через р. Вонжуга. Узкокалейка также непроходима. Далее двигаемся 4 км вдоль реки, а затем идем строго по АЗ 110°. Это один из наиболее напряженных дней на маршруте: движение сильно затруднено густым подлеском (фото 1), сверху с деревьев сыплется снег, средняя скорость движения составляет около 1.5 км/ч. Просеки и лесные дороги здесь отсутствуют.
День 3 Продолжаем двигаться по АЗ 110°. Примерно через час лес становится более благоприятным для движения, средняя скорость движения возрастает до 3 км/ч. Еще через полчаса выходим на непоказанные на карте делянки.  Через 20 минут движения в направлении на В выходим на чищенную дорогу, идущую в направлении на Ю. Через 30 минут движения по дороге попадаем на перекресток: наша дорога уходит на З, на Ю идет нечищеная дорога, на В идет чищенная просека. Уходим на В по просеке, через 20 минут выходим на поле в окрестностях деревни Большой Ерогодский Починок (есть один жилой дом). От Большого Ерогодского Починка (фото 2-3) движемся на Ю по дороге вдоль р. Верхняя Ерга. Через 1.5 км дорога зарастает, и мы уходим по ответвлению на В. Через 1 км выходим на чищенную лесовозную дорогу. Через 4 км попадаем на чищенную дорогу Ломоватка – Пихтово – Илатовское, по которой двигаемся в напрвлении на Ю.
День 4 От Илатовского (фото 4) 2 часа ходу по нечищеной, но незаросшей дороге (фото 5), до лесовозной чищенной дорги Ломоватка – Лодейка. Далее на Ю по лесовозке. В 1.5 км до пересечения дороги с р. Арбеж уходим налево по лесной дороге в направлении избы Владимирова. Через 1.5 км уже на левой стороне р. Арбеж выходим на непоказанную на карте лесовозку с плитным покрытием. Через 200 м, движения по лесовозке доходим до балка (фото 6).
День 5 От балка движемся около 3 км по лесовозке на В (фото 7), затем поворачиваем по лесовозке на Ю. Через 1.5 км попадаем на газопровод. Дале движемся по газопроводу на ЮВ (вдоль газопровода идет хорошая чищенная дорога) в поисках пересечения с зимником на Лодейку. Зимник отсутствует, принимаем решение переброситься на попутной вахтовке к запасному варианту маршрута. Выходим из вахтовки на разветвлении дороги Ломоватка – Лодейка в 8 км на ЮЗ от центра болота Большое Коршминское. На развилке уходим на юг по зимнику на Лодейку (фото 8). Первые 5 км этого зимника отражены на карте, остальная чать на карте не указана. Этот хороший чищенный зимник идет на расстоянии 1-2 км от реки Верхняя Ерга. Встаем на ночлег в 5 км от Лодейки.
День 6 Двигаемся по зимнику до д. Давыдовское. От Давыдовского уходим от зимника на ЮВ к р. Сухона. Сухона протекает здесь в своеобразном каньоне со стенками высотой около 40 м крутизной в 50 - 70°. Спуск c обрыва требует особой осторожности: относительно пологие участки склона чередуются с отвесными обрывами, местами даже можно спустить небольшую лавину (фото 9). Заходим в деревню Скорятино, где есть два жилых дома (фото 10). Оставшуюся часть дня движемся в направлении к Устюгу по льду реки Сухона. Глубина тропления около 10 см, по долине дует сильный ветер.
День 7  Движемся по льду реки Сухоны (фото 11-12). Встречаются участки с водой под снегом на льду, которые пытаемся обходить во избежание подлипа. Глубина тропления около 15 см. Доходим до д. Шиденга и уходим от Сухоны на ЮВ. Встаем на ночлег в лесу у деревни Буньково.
День 8 От места бивака движемся 1 км по полю по насту на В, далее 0.5 км тропежки по лесу и выходим на чищенную прямую дорогу на пос. Новатор (фото 13). Через 1 час попадаем на северную оконечность Новатора. Переходим шоссе и двигаемся на В по направлению к указанному на карте пионерлагерю. Переходим Сухону (фото 14), пересекаем пионерлагерь и попадаем в конечную точку маршрута- Вотчину Деда Мороза (фото 15).

5 Итоги похода, выводы и рекомендации по совершенному путешествию.
Заявленный маршрут пройден. Рекоменгдации:
1. Путешествуя по Русскому Северу, логично устраивать несколько ночевок в деревнях и в охотничьих избушках. От многих деревень, указанных на карте 1984 года как “нежилые”, в настоящее время не осталось никаких следов. Постарайтесь заранее разузнать у местных жителей – есть ли жители в деревнях, которые вы собираетесь посетить. Старинные деревни являют собой интереснейшие достопримечательности, в отличии от лесозаготовительных поселков советского времени.
2. Леса в районе пройденного маршрута (северо-восточная часть Вологодской области и юг Архангельской) труднопроходимы. Много поросли березы и ели, сильно замедляющей движение и выматывающей нервы. С деревьев сыплется снег, который попадает зашиворот, а также между рюкзаком и спиной, что приводит к намоканию. От попадания снега спасает капюшон.
3. Большая часть дорог с грунтовым покрытием, просек и узкоколеек, указанных на картах, либо не существуют, либо заросла кустарником. По-возможности, постарайтесь достать на район маршрута космоснимки, они помогут правильно проложить маршрут. Космоснимки должны быть привязаны к топокарте и иметь масштаб.
4. При соответствующих навыках, поломанная в начале маршрута деревянная лыжа, может быть починена при помощи эпоксидки, проволоки и шины. На починенной таким образом лыже удалось без проблем пройти практически весь маршрут.
5. На большей части маршрута мобильная сеть недоступна

6 Материальное обеспечение группы
.
Некоторое групповое снаряжение:
- палатка высотная Мегатест
- два синтепоновых 4-х местных спальника
- 4 пеноковрика + строительный утеплитель на дно палатки
- пила двуручка
- топор
- ремнабор
- аптечка
- набор лыжных мазей ВИСТИ
- снеговая лопата

Некоторое личное снаряжение:
- лыжи скитур HAGAN ARMY, деревянные лыжи ТУРИСТ
- бахилы на резиновой галоше
- шорты флисовые
- светодиодные фонарики

7.    Стоимость проживания, питания, снаряжения, транспортные расходы.
Общая стоимость похода на одного участника составила около 3000 руб.

 

Фото >>