Путешествие в русскую сказку. День первый. Забывательный. Все отлично. Догрузили рюкзаки провиантом у Леши. Выезжаем из Пущино. Зоя опоздала на автобус, догоняет нас с помощью автотранспорта. Забываем о городах и вместе с тем: седушку, пенку и соль. Илья не сделал кольца на палки. Спринтерский забег электричку в Серпухове завершился полным провалом - опаздываем на 2 минуты, так, экспериментально выяснилось, что Российский автобус ПАЗ не может ехать быстрее, чем 50 км в час. Садимся на электричку, которой не было в летнем расписании у Леши Дешеревского, что очень замечательно. В электричке выясняется, что Никита распечатал замечательные документы о русском деревянном зодчестве. Читаем. Мы уже на Ярославском вокзале. Провожает нас Вася Демидов. Пришлось Илье выложить «на бочку» нераскладочные продукты. (Отдали 2 кг сала. Вообще, стоит сказать, что сало – отдельная история, и что все внераскладочные продукты хоть и весили достаточно много, лишними не оказались и сильно скрасили перекусы). Тронулись. Общим решением постановлено, что дошивать спальник и делать кольца и крепления для лыж будем завтра с утра (благо поезд прибывает в 15.10). Отведали маринованных персиков. И… И СПАТЬ.
День второй. День контрастный. Утро, шьем спальник. Процесс нудный, нисколько не трудный. (Все - таки шить на швейной машинке не в пример легче и быстрее.) Илья делает кольца для палок из пластиковых крышек от банок, прочной капроновой тесьмы и специально сваренных алюминиевых колец. Получилось отменно, ни одного нарекания за весь последующий поход. Станция ЖД, 20 км до Вонжуги. Интересная особенность, поезда дальнего следования на станции не останавливаются. Уголь и вагонетка, такого не видим мы в конце 20 го и начале 21 века, а тут - прямо прошлый век. Довершает всю картину обилие спутниковых тарелок на крышах домов. Джипы, в которых раскатывают, воротилы лесного бизнеса и женщина, стирающая белье на улице в оцинкованном корыте, набирая воду из колонки, не было бы странным, только на улице – 12. Насколько это неправильно настолько же и удивительно. Поражает сила духа русских женщин. Поезд, точнее один вагончик, прицепленный к дизелю, несет к точке нашего выхода. Встречаем старичков-пенсионеров, пытаемся уточнить условия, которые ждут нас в пути. Слышим то, что, в принципе, и ожидали услышать - деревни почти все вымерли, дорог нет. Немного порадовало то, что недалеко от станции видели волков – значит, возможна встреча. Хочется увидеть этого сильного и грозного зверя. Мысленно уже идем по снегу. Начинается … Лыжи, снег, направление. Пошли. Идем по лыжне охотника. Первое препятствие – речушка, преодолеваем с трудом, Зоя и Илья застряли минут на 5. Ночь, прошли темнотой 5 км, встаем на стоянку. Зоя расчищает место для костра, как окажется это станет ее обычным занятием. Бац, - первая неожиданность - под снегом слой сплошного льда. После недолгих разговоров решаем развести костер на льду. Илья идет рубить дрова. Удар, другой, третий – слетает топор с топорища. Да, еще один аргумент в пользу проверки всего снаряжения перед выходом. После выковыривания топора из снега имеем собранный топор и порез на пальце. Никита продолжает рубить дрова, Илье перевязывают рану. Пару минут спустя, топор летит, уже в неизвестном направлении. Теперь никакой возможности для того чтобы найти его уже нет. Начинается спор между Лешей и Никитой. Никита, руководитель отряда говорит, настаивает, что надо разводить огонь и уже после искать топор, Леша утверждает, что потом мы ничего не найдем. Спор не приводит ни к чему. Итог – топор найден Лешей и убран в рюкзак до лучших времен. Дрова сделаны пилой, костер горит, начинаем готовить ужин. Леша – страдает постоянным чувством нехватки дров для костра. Пилили очень много дров. Ужин отменный, просыхаем, К концу вечера замечательная картина – плавающий костер. Чтобы скоротать вечер сделали нормальный клин для топора и замочили его, не поверите - в костре, точнее в болоте, в котором костер плавал. День третий. Выходим в 9.00 идем достаточно быстро, но много, очень много петляем, в очередной раз выходим к реке. Никита с Лешей съезжают на лед и поднимаются по другой стороне. Илья едет следом, у него проваливается лыжа под лед. После обнаруживается - верхняя половина левой лыжи остается плавать. Вот это - очень не гут. На 40 минут раньше запланированного приходится делать перекус. Заматываем лыжу двухсторонним скотчем, сверху – алюминиевым листом и скручиваем все это проволокой. Идем дальше заросшими просеками. Все время вокруг Ёлки, Березы, Снег для простоты названия делаем аббревиатуру по первым буквам. Коронные фразы: «Компас сломан…» «ЕБС», Находим к половине четвертого классное место для стоянки - много сушин, ОЧЕНЬ МНОГО снега - 1,5 метра. Ставим лагерь. Стандартная процедура – Зоя копает место для костра. Леша ломает лапник. Никита разводит костер. Илья помогает Никите и Зое в меру умения. Ничего примечательного, кроме снега. Леша на радостях купается в нем. Готовим кисель. Вот она радость для уставшего путника. СОН.
День четвертый. Встали затемно, но выйти, совсем рано не получилось. Вышли, видим совсем рядом от лагеря след лося, фотографируемся возле его лежки. Идем через ЕБС. Долго идем, все мокрые насквозь, идти в капюшоне – жарко, без него – падающий постоянно с верхушек деревьев снег сыпется за шиворот, тает там и создает непередаваемые ощущения рек, текущих у тебя по спине. Часа через 3 прохода по таким дебрям видим интересную картину: Леша задевает маленькое дерево, кренится медленно, как тонущий пароход и падает на бок - устал. Впереди что – то наклевывается, и минут через 10 кричим радостное «УРА!» - вышли из ЕБСа. Дорога лесовозная. Не дорога, а сказка. Устраиваем спортивный забег на лыжах. Илья еде практически на одной лыже, достаточно быстро получается. Немного по времени, но много по расстоянию (скорость езды по такой дороге больше скорости передвижения по ЕБС значительно, раз в 7-8 отличаются.). Развилка, посылаем Лешу на разведку на право, сами думаем. Все, идем. Топаем еще не долго и к нашей великой радости выходим к первому населенному пункту по ходу нашего маршрута - Большой Ерогодский Починок. Больше десятка нежилых домов, иногда маленьких, обычно – гигантских, строенных около полутора веков назад, идеально сохранившихся. Начинается самый интересный процесс- «грабеж», изучаем предметы быта. Сказочная обстановка Руси первоначальной. Деревянные лопаты, деревянные сани, деревянное корыто – и все без гвоздей и без пилы сделано. У всех огромное желание полазить побольше, рассмотреть эти, с каждым годом растворяющиеся в дымке времени предметы, почувствовать дух жизни той. Но, но нас еще ждет переход на 18 км, до места ночевки, ибо движение по ЕБС нас несколько замедлило и мы отстали от графика. Идем, идем долго упорно, одним словом – ползем, со скоростью 3-3,5 км/час. Выходим на дорогу, Илья отстает, видно сломанная лыжа сильно тормозит. Стоп - приехали. Лыжа не едет совсем - задрался кусок алюминиевого листа. Илья догоняет всех полубегом. Решаем снять алюминиевую обмотку с лыжи, так как по маршруту больше в этот день идти по ЕБС не предполагается, а по дороге можно идти и с обмотанной пластырем лыжей. Привал пролетает незаметно. Да, идти на сломанной лыже в темпе всей группы тяжко, можно сказать - очень тяжко. До долгожданной цели остается немного ни мало – 7-8 км. Усталость накапливается. По укатанной дороге HAGANы летят. Встали на перекус. И нам, наверное, повезло - едет уазик, и в итоге подбрасывает нас до конечной точки дня сегодняшнего – деревни Илатовской. Все бы было просто сказочно о прибыли мы в самый не подходящий момент. В деревне похороны – умер староста. Весь поселок на похоронах, дома только дети совсем малые. Решаем идти на ночевку в лес, около деревни. Идем и проходим мимо большой избы, рядом с которой бабулька чистит снег. Спрашиваем насчет ночлега. Ура, нас утроят! Вот оно счастье, наконец - то можно просохнуть и отремонтировать злосчастную лыжу. Поселились в летнем домике. Просохли, сготовили ужин. Было создано 2 произведения искусства – 1) ликер «Белиз Илатовский» (Рецепт: растворимый кофе, спирт, сгущенка), 2) лыжа в корсете (Оказывается чтобы нормально отремонтировать расщепленную лыжу 30мл эпоксидной смолы – чрезвычайно мало). День Пятый. Срединный. Утро. Быстрые сборы – надо выполнить важную пропагандистскую миссию – проводим небольшое занятие по лыжному туризму с детьми местной школы. 8 человек мал – мала, меньше. Показываем им палатку, компас, снимки местности из космоса. Узнаем, что в этих замечательных местах, где снег лежит 5- 6 месяцев в году у детей нет нормальных лыж. Принимаем стратегическое решение – подарить от «Азимута» несколько пар туристических и несколько пар беговых лыж. Провожают нас, практически всей деревней. Встречаем бабушку классную, ей 82 года, но она замечательно стоит на лыжах, охотиться. Живости её позавидовала бы наша молодежь. Выходим из деревни часам к 11. Есть ряд причин, и все же это поздно. Дороги нет, приходится тропить. Принимаем стратегическое решение или 15 км по ЕБС, либо 20 по просекам, выбираем последний вариант. ЕБС за 2 дня надоел всем, больше возвращаться в него никак не хочется. В итоге выходим на зимник, и летим, просто летим по нему к избе Владимирова - месту ночевки на сегодня. Встречаем рыбака. Говорит, что избы нет, но есть «балок» на ее месте. Еще 900 метров и выходим к этому сооружению. Фанерная будка, но в ней есть главное – печь и нары на 4 человека. Пилим снова очень много дров (Лешиными страхами о нехватке дров подпитывается наша энергия). Снова ломается топор, теперь уже топорище разламывается строго на две половинки. Но это уже и не важно - дрова напилены, да и научились практически без него обходиться. Баня, вот что общего между баней и болком кроме буквы «б». Общее – температура, ну никак не можем мы протопить нормально, обязательно так, чтобы всем было ОЧЕНЬ ЖАРКО. Никита купается в снегу, чтобы хоть немного остыть. СОН.
День номер 6. Утро, мажем лыжи парафином, ибо начинается достаточно сильный подлип. Не успели выйти на дорогу, у Ильи рвется тросик, и не просто тросик, а тросик с хваленых Новосибирских креплений. Да, убить можно все. Смена тросика занимает минут 5. Идем просекой, выходим на дорогу. Этой дорогой ,принципиально, идти легче пешком, но, когда опытных лыжников останавливали такие трудности. Проходим по дороге с пару километров. Вышли на ветку газопровода. Газопровод «Северное сияние». Глобальное сооружение. Идем вдоль него. И вот, снова удача. Нас догоняет вахтовка. Такой вахтовке позавидовали бы многие вагоны ЖД. Дадим ей 3 звезды по 5 бальной шкале. Нас подбрасывают 11км, а в действительности удлиняют итоговый маршрут на несколько км. Эх. Снова дорога, хорошо расчищенная. Идти по такой дороге легко и быстро. Парни летят, толкаясь руками. Зое достается, так ехать у нее не получается, а обычным ходом идется гораздо медленнее, и сил чтобы держать темп она затрачивает на порядок больше. Встаем на стоянку раньше обычного, или просто темнеть позже стало. Да именно так и есть. Темнеет на полчаса позже, чем в момент нашего выхода. Особенность временная и географическая . Находим капкан, уже спущен, но приманка еще в нем. Пытаемся убить лишний провиант, кажется у нас это получается. СОН.
День седьмой. Выходим рано с утра. И радуемся виду – перед нами горки, а точнее спуск к реке Сухоне. Катимся с горы. Илья показывает мастерство гимнаста, совершая головокружительный кульбит с рюкзаком, завершается все носом в сугробе. Несколько минут спустя выходим к более серьезному препятствию – обрыв, высотой метров 15- 20. Никита летит вперед на «пятой точке» и все бы ничего, но спускает за собой небольшую лавину. Веселый спуск всей команды завершается минут 15 спустя. Предусмотрительная привязка тросиков спасла лыжи Зои, один тросик целиком болтался на шнуре, а второй шнур оборвался, но тросик легко нашелся по ярко-малиновому обрывку привязи. Идем поперек реки к деревне на том берегу. Встречает нас бабушка, чаепитие. За час беседы узнаем колоссальное количество интересного про жизнь в те времена, когда не знали еще пилы и ходили в лаптях. Времена революции и разграбления, войны и стройки социализма. Как не жаль расставаться, а маршрут зовет нас километрами. топаем по реке, первый мощный подлип после попадания в воду. Очистка лыжи спасает, но как оказывается ненадолго. Долгие переходы, пейзаж впечатляет своими обрывами, как в горах – постоянно видим то и дело возникающие лавины на склонах. Топам топаем, рыскаем по реке в поисках следа снегохода. Идем по нему на ощупь, так как тропить по нему намного легче и силы, затраченные на поиск следа, и контроль направления окупаются с лихвой После разговора с бабулькой хочется переночевать в деревне. Поднимаемся на правый крутой берег, проходим несколько км, но вместо деревни – ферма. Решаем пройти до следующей деревни, там вместо деревни полуразвалившийся домик. Спор заканчивается в темноте приближающейся ночи. Никита капитански принимает решение ночевать на том берегу. Очень долгий подъем на крутой берег, розжиг костра в яме. ХОЛОДНО на ветру. Не просохли. Да, один из самых тяжелых дней завершается самой тяжелой ночевкой. Когда же палатка. И теплый. Да, мокрый, но теплый спальник.
Утро идем, Илья простыл немного, появился насморк. Зоя быстренько залечивает все симптомы колдрексом. Вчера приняли небольшое решение раз уже идем в Великий Устюг, то надо побыть и на родине Деда Мороза. Куда идти - не знаем, но раз на карте есть деревня Морозовец, то уж точно там. Идем туда, встречаем попсовые деревни – дачи. И выходим вечером к лесочку в 12 км от Морозовца, где и решаем заночевать. Ночуем. Прекрасная ночевка.
День восьмой. Утро. Выходим и бодрым размашистым шагом. И выходим к повороту на Морозовец. Надо тропить 7 км, нет все таки идем напрямую к Великому Устюгу. Дорога впечатляет – ее посыпали опилками. Вот препятствие для лыжника. Мы его с честью проходим. И выходим к пригородам Устюга. И узнали, что Вотчина Деда Мороза через 800 метров в пригороде Устюга, а не в Морозовце, чутье нас спасло. Встречают нас охрана вопросом: «Билеты». Билеты стоят по 400р, но узнав, что мы идем с Архангельской области -пропускают нас так. Обедаем в ресторане. Как диссонирует вид нас и обстановки ресторана. Наевшись, пускаемся в поиски впечатлений в прогулке по этому месту, срисованному из сказок. По ходу дела работаем фотомоделями, так как посетители желают фотографироваться с нами. Проходим по дому Деда Мороза. Впечатляют работы Федора Конюхова, сделанные в стиле литографии. Узнаем, что Дед Мороз покорил Эльбрус. Хорошего, как говориться, по - маленьку. А ждет нас впереди – лучшее. Знакомство с целым рядом церквей, построенных в Великом Устюге русскими купцами. Вот, можно только пожалеть, что образом этого старинного города стал Дед Мороз на олимпиаде, а не маковки церквей, фрески на стенах. Вот и отъезд. Как ни печально – едем домой. Вот и Пущино. А впереди еще столько дел, связанных с походом. Фото >> |