ПЬЯНА - 2004
Автор: Administrator   
09.08.2004 08:30
Отчет о водном походе по реке ПЬЯНА (Нижегородская обл., 80км, н/к)

 

 

Общественное объединение клуб "Азимут", г.Пущино Детско-юношеский клуб физической подготовки "Старт", г.Пущино

 

ПЬЯНА- 2004

 

Маршрут: Пущино - Москва - ст.Смагино - Борнуково - р.Пьяна от Борнуково до ст.Перевозской - ст.Перевозская - Москва - Пущино совершенном 31.07-08.08.2004 группой в составе: 1-3. Дещеревский Леша1 (рук.), Бронников Дима (14), Шилов Ваня (15) Таймень-3 4-7. Ивановы Миша (начфин, заврыб), Надя (главмед), Аня (13), Миша (14), Нева-3 8-10. Крестьева Ира (завфотхудрукдневпис), Лысоченко Рома (15), Ветров Рома (главгитигрмаст) Салют-2 Автор А.Дещеревский

 

Содержание отчета:

 

1. Описание маршрута (А.Дещеревский)

2. Финансовый отчет (М.Иванов)

 

См. также: Дневник похода (Ая эН - большая просьба НЕ ПУТАТЬ фамилию автора!!!!) Пущино, 2004г.

 

 

1. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

 

Маршрут по Пьяне отличается от других подобных маршрутов тем, что его главная изюминка не имеет никакого отношения к сплаву. Скажу больше — сама по себе река Пьяна вряд ли заслуживает внимания туристов. Слабое течение, неуютные берега, безлесье, почти полное отсутствие подножного корма, обилие деревень и поселков, которое удивительным образом сочетается с неудобством заброски-выброски.. К юго-востоку от Москвы можно насчитать с десяток подобных речек. Тем не менее, если уж вы собрались провести неделю-другую в самой сухой и теплой части дальнего Подмосковья, ехать стоит именно на Пьяну! То, что вы здесь увидите, надолго останется в памяти. Карстовые воронки, провалы, гроты и даже пещеры с подземными озерами — вряд ли в нескольких сотнях километров от Москвы можно найти что-то подобное.

 

Длина наиболее интересного для сплава участка Пьяны невелика — всего около 80км. Здесь, между Борнуково и мостом казанской железной дороги, сосредоточена основная масса достопримечательностей, заслуживающих осмотра: Борнуковская пещера и до сих пор работающая Борнуковская художественная артель (посетить ее можно лишь в будни), многократно описанный в литературе Ичалковский карстовый бор, действующая малая ГЭС и песчано-гравийный карьер в Ичалках, подземные каменоломни в урочище Каменное, провальные озера Тумерка2 и Инява (оз. Тумерка находится в пойме неподалеку от д. Балахна, а оз.Инява — у крутого берега рядом с с. Пилекшево), карст шадринского оврага и его окрестностей, Анненковский карьер, карстовое озеро Вадское с источниками-"воклинами" глубиной до 15м, церковь напротив Черной Захарьевки и другие. Перед походом очень рекомендую познакомиться с книгой Н.М.Шомысова "Геологические экскурсии по Горьковской обл.", выложенной на сайте http:digger.h1.ru, где есть очень подробное и увлекательное (правда, местами слегка устаревшее) описание многих интересных объектов этого района. Кроме того, довольно подробное описание Пьяны (от Борнуково до Пильны) мы нашли на сайте turist-vodnik.narod.ru (файл pjana.html).

 

В известной книге Ю.Б.Воронова "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке" [М.: Мир, 1993, 224с] отмечается, что выше Борнуково река чересчур маловодна для сплава. Это сомнительно: несмотря на сухое лето, воды в Борнуково было более, чем достаточно. Почти везде глубина реки — метр или больше. По-видимому, даже летом сплав можно начать значительно выше3, например, от устья р.Ежать (или от одного из сел Гагино, Шерстино, Ветошкино, Юрьево или Воронцово). А вот с тем, что ниже Перевозской река менее интересна, трудно не согласиться. Достопримечательностей почти нет; течение, судя по незначительному уклону русла, практически исчезает, а берега понижаются и переходят в заболоченные луга, больше подходящие для коров, чем туристов. Там, где берег чуть поудобнее, полно отдыхающих, которые приезжают из соседних городов на машинах. Если верить двухкилометровой карте Нижегородской области [ЦЭВКФ им.Дунаева, 1997г, 64с], между Борнуково и Ичалками Пьяну постоянно сопровождают леса. Действительно, из лодки то и дело открываются манящие лесные пейзажи. Однако к берегу лес почти не подходит. Как правило, за узкой полоской пойменного кустарника начинаются заливные луга, занятые сенокосами или пастбищами. Тех, кто привык ставить лагерь на опушке светлого соснового бора, обрывающегося к реке крутым песчаным откосом, Пьяна явно разочарует: на всем протяжении маршрута мы не нашли ни одной подобной "классической" стоянки. Как правило, самые удобные для остановки места находятся вблизи деревень. С воды видны рыбацкие кострища и ведущие к ним тропинки. Почти всегда к потенциальному лагерю подходит дорога — в выходные все самые удобные стоянки наверняка будут заняты. Из ягод на Пьяне встречаются только земляника (в конце июня) и черемуха (в августе). На обычные таежные радости — голубику, бруснику, чернику, малину, смородину или грибы — здесь рассчитывать не приходится. Зато в деревнях нас охотно снабжали молоком (цена вдвое ниже московской), а в деревенских магазинах в начале августа мы обнаружили не только полный ассортимент городского снабжения, но также и всякие фрукты и даже арбузы (тоже вдвое дешевле московских).

 

Препятствий на Пьяне немного, но они есть. Вопреки описанию Ю.Б.Воронова, мы не встретили никаких перекатов выше Ичалок. Местные жители сообщили, что уровень воды во время нашего путешествия был даже ниже обычного для середины лета. Возможно, описание Ю.Б.Воронова соответствует минимуму августовской межени, или исключительно маловодному году? Почти все препятствия на Пьяне — это низкие мостики, которые в зависимости от уровня воды можно проплыть или обнести. Что интересно, дороги, как правило, не спускаются к мостику, а поднимаются на мост с низкой поймы. В малую воду можно проплыть под мостом, а в большую — проплыть над идущей к нему дорогой, и только при самом неудобном промежуточном уровне речки придется совершить небольшой обнос. Первый мост нам встретился в Борнуково, в нашу воду его можно было обплыть слева, там где дорога спускается с бетонных плит на песчаную косу. Первый обнос на пути — плотина малой ГЭС в 1км выше Ичалок. Электростанция была построена в 1951 году, потом остановлена и вновь пущена несколько лет назад. Плотина имеет перепад около 3м и представляет собой каменную гряду, через которую излишек воды переливается в нижний бьеф. Никаких затворов и регулировок! В межень разгруженные лодки можно частично провести по струе, а в нижней части плотины — перенести на руках. В половодье здесь должен возникать интересный искусственный порог с тремя-четырьмя параллельными сливами и мощной бочкой внизу. При наличии должной страховки это место вполне подходит для соревнований и тренировок. Чуть ниже плотины есть еще одно сложное для новичков место. Река делится на два рукава, в правом из воды торчат неприятные сваи, а в левом поток виляет между несколькими большими камнями. В нашу воду эту протоку можно оценить как препятствие 1к/с, но весной здесь все будет затоплено и проход упростится. В Ичалках сейчас два моста: новый, высокий, и сразу за ним — старый из каменных плит. Мы смогли протиснуться под плитами, а если бы вода поднялась на полметра, то мост можно было бы обойти справа или слева. При промежуточном уровне воды — проводка или легкий обнос. На правом берегу речки у моста есть пекарня, которая может надолго задержать голодную группу. Впрочем, местные жители предпочитают покупать заводской хлеб, привезенный из Кстово. В Сурадеево перед автомобильным мостом из воды торчат сваи старого моста то ли плотины. По-видимому, в любую воду между ними можно найти чистый проход. Между деревнями Пилекшево и Балахна два мостика. Первый, пешеходный, сделан из ажурных металлоконструкций и легко проходится при любом уровне воды. Второй, в нижнем конце деревни — автомобильный, бетонный, причем поставлен над самой водой. Обращенные к подплывающим лодкам бетонные блоки нависают над речкой и скошены вниз по течению, а оно здесь достаточно быстрое, так что прижатую к плитам байдарку легко может затащить внутрь моста. По-видимому, за год до нас здесь произошло нечто подобное, так как на дне мы обнаружили заросший ракушками кусок фальшборта от Тайменя. Обнос здесь короткий, но неприятный, через крупные камни. Вокруг много зрителей из числа рыбаков и гуляющей молодежи. В большую воду можно проплыть над дорогой через кусты справа от мостика. В Анненково имеются железнодорожный и автомобильный мосты. Оба моста довольно высокие и легко проходимы в любую воду. Чуть ниже реку сжимают остатки двух дамб, вторая из которых — подпорная. Перекаты под железнодорожным мостом и через вторую дамбу в нашу воду можно оценить как препятствия 1 к/с. Начинающие экипажи могут здесь попрактиковаться в маневрировании на быстрой струе. Ниже Анненково по крайней мере до Перевоза заметных препятствий на реке нет.

 

Выбор места стоянки на Пьяне ограничен необходимостью не слишком удаляться от экскурсионных объектов. Вставать на ночевку желательно сразу после обеда — если плыть дотемна, можно в сумерках оказаться в совершенно неподходящем для лагеря месте. Около Борнуковской пещеры ночевка возможна на правом берегу речки напротив деревенского пляжа, в пятистах метрах ниже моста. Здесь часто останавливаются школьные группы из Нижнего Новгорода, регулярно сплавляющиеся по Пьяне на рафтах. Место лагеря типично для Пьяны: невысокий глинистый берег, в просвете между кустами вытоптан спуск к речке. Сверху — просторная, но слишком пустая (и оттого неуютная) травяная лужайка. В карстовых углублениях есть деревца, но там сыро и криво, так что поставить палатку в тенек не удастся. Поодаль на бугре — сосны, но не тащиться же туда с байдарками от реки... Пещеры находятся в полукилометре от этого места. К старому карьеру идет брошенная дорога. От ее окончания тропинка поднимается к верхнему краю карьерного котлована — там Большая пещера. Когда-то здесь был огромный подземный зал [см.: Н.М.Шомысов. Геологические экскурсии по Горьковской обл. http:digger.h1.ru]. Однако во время взрывных работ в карьере свод рухнул, и теперь для посещения доступно лишь узкое наклонное пространство, оставшееся между обвальной массой и ее поверхностью отрыва. В принципе в пещеру можно спуститься без специального снаряжения. Однако лучше бросить веревку, которая сделает спуск более безопасным. У самого входа есть несколько метровых и даже двухметровых уступов. Затем ход расширяется и переходит в крутонаклонный зал. Пол зала сырой и скользкий, а в нижней части пещеры покрыт льдом с примесью глины — веревка поможет не укатиться на самое дно. В левой части зала есть почти вертикальный пятиметровый уступ, выводящий к самому дну пещеры. Оттуда по узкой льдистой и глинистой щели можно пробраться в центральную часть зала. На людей, никогда не бывавших в настоящих кавказских, крымских или уральских шахтах, Большая борнуковская пещера произведет сильное впечатление. Малая борнуковская пещера абсолютно не похожа на свою сестру. Вход в нее расположен левее и выше по склону. Узкий короткий лаз выводит в сухой и абсолютно чистый зал небольшого размера, где можно полюбоваться натечными формами. Из зала круто вниз опускаются два почти вертикальных колодца. Более узкий просматривается метров на пять, но явно идет глубже; спускаться туда без достаточного опыта не стоит. Широкий колодец помельче, его покатое дно завершается узким лазом, который круто изгибаясь, уходит дальше на глубину. В верхней части форма этого колодца напоминает бутылку, поэтому для спуска здесь также необходима веревка. Осмотрев пещеры, поднимитесь наверх, к верхней кромке обрыва. Корни деревьев, лежащие на тропинке, образуют удивительно живописную лестницу, а с вершины бугра открывается замечательный вид на долину Пьяны. Тем, кто нечасто спускается под землю, стоит напомнить главное правило спелеологии: не уносить из пещер ничего, кроме впечатлений, и не оставлять под землей ничего, кроме частицы своего сердца. В Борнуково бывает довольно много туристов, но мусора в пещерах практически нет, и даже отдельные надписи вроде "здесь был..." не очень мешают. В общем, чистота и порядок! Чего не скажешь о местах отдыха местного населения по берегам Пьяны. Казалось бы, парадокс: туристы, приезжающие на речку раз в жизни, убирают не только свой, но и чужой мусор, наводят благоустройство, как у себя дома... А жители приречных поселков, ежедневно спускающиеся к воде искупаться, позагорать, порыбачить, раскидывают после себя пластик, бумагу и битую стеклотару так, будто вышли на улицу последний раз в жизни. Впрочем, у меня, кажется, есть объяснение этому парадоксу. Как известно, человеку в отличие от животных свойственно стремление к тому, чтобы после нас на этой земле что-то осталось. Вандалы, засоряющие природу горами мусора и отходов, просто не способны оставить после себя что-либо более ценное — дом, дерево, книгу или хотя бы сына... Только вот как же быть с гибнущими реками, горными хребтами, лесными полянами? Неужели единственный способ сохранить их в пристойном виде — это огородить все колючкой и поставить таблички "частная собственность"? В районе Ичалковского бора4 для остановки потенциально пригодны четыре места.

 

Сразу за селом Красная Горка есть неплохая (по меркам Пьяны) полянка на правом берегу. Отсюда до наиболее закарстованной части Бора около трех километров по дороге, идущей из Горок в Ичалки. Нам это место не понравилось тем, что ближайшие деревенские дома находятся в прямой видимости от поляны в двух-трех сотнях метров. Если б не позднее время, мы наверное вылезли бы на берег и сходили в деревню, чтобы понять, стоит ли ждать неприятностей от такого соседства. Но поскольку из рассказов и описаний предполагалось, что чуть ниже будут стоянки удобнее, мы не стали этого делать. Следующее интересное место — огромная старица, начинающаяся в 1.5 км ниже деревни и уходящая глубоко вправо, в самое сердце Ичалковского бора. Укромные берега этой заводи, покрытые чернолесьем, очень удобны для создания тайного лагеря террористов — сюда вряд ли ступит нога случайного человека. Но для туристов она мало подходит: слишком уж сыро и мрачно. Еще через километр, там, где река в первый раз поворачивает к востоку в сторону Княж-Павлово, на правом берегу есть отменная сосново-березовая поляна, где так и хочется разбить лагерь. Единственное, но очень серьезное неудобство — высокий, крутой и топкий глиняный берег. Не только вылезти из байдарки, но даже просто сходить за водой или умыться здесь проблематично. Впрочем, если не полениться и оборудовать у воды хороший причал, жить вполне можно. Судя по найденным на поляне пластиковым и бумажным остаткам человеческой жизнедеятельности (которые мы постарались тщательно ликвидировать), в предыдущие годы здесь кто-то уже базировался. К пещерам отсюда надо идти по тропинке: сначала на юг, огибая спрятавшееся в лесу озеро-старицу, потом на запад, потом на север.... всего около четырех километров. Кстати, не ищите в этом месте "дорогу на Якшень", показанную на схеме Н.М.Шомысова [http:digger.h1.ru].

 

Вообще, составленная этим геологом схема Ичалковского бора настолько не соответствует действительности, что лучше вообще ей не пользоваться. На самом деле якшеньская дорога упирается в реку в 3 км западнее, там, где Пьяна поворачивает на север к лесничеству и карьерам. Кстати, там расположено еще одно — пожалуй, наиболее удобное место для лагеря — поляна "Икона". Здесь есть лавочка, столик, кострище, пара спускающихся к воде бетонных ступенек... Поляна довольно просторна, но выход на берег только один, поэтому двум группам будет здесь неуютно. Через поляну проходит проселочная дорога. Если идти по ней на СЗ, вниз по течению Пьяны, то через пару сотен метров упрешься в заброшенный хутор. Пройти дальше по берегу Пьяны сложно из-за больших болотистых заводей. В другую сторону дорога идет на восток, а потом резко забирает на север, к пещерам (от воды до них менее километра). Последнее пригодное для остановки место — поляна около домика лесников. Это официальный вход, через который на территорию Бора попадают многочисленные экскурсии. Поляна расположена в непосредственной близости от здания ГЭС, недалеко от карьеров, и здесь довольно шумно и людно. Отсюда в Бор уходит дорога, правое ответвление которой огибает цепь из нескольких грандиозных провалов и выходит к поляне "Икона", а если взять чуть левее, можно выйти к деревне Красная Горка. От дороги к наиболее интересным пещерам и провалам идут ясно видимые тропинки. Нижегородские хироптерологи (специалисты по рукокрылым), изучающие здесь жизнь летучих мышей, в прошлом году установили возле дороги щиты и таблички со схемами расположения пещер и рассказами о фауне этих мест и правилах поведения в заказнике. Увы, какие-то вандалы уже разрушили часть табличек — тоже, видимо, не смогли придумать другого способа оставить свой след на земле... Как рассказали нам нижегородцы, в Ичалках встречается восемь видов летучих мышей из почти из почти трех десятков, обитающих на территории России. Пока что они не очень страдают от обилия посетителей. Разведение костров на территории Бора запрещено (дым — наиболее серьезная угроза для рукокрылых), а тихие и неспешные прогулки по гротам мышкам не очень мешают. Во многих пещерах у стенок стоят небольшие баночки с формалином — ловушки для насекомых. Хироптерологи проверяют их каждые сутки. Разумеется, трогать эти ловушки, а тем более, пить находящуюся внутри жидкость не стоит. Из всех впечатлений от провалов и гротов Ичалковского бора мне больше всего запомнились кристально чистые подземные озера, настолько прозрачные, что в них можно шагнуть, не заметив, и известняковая арка на краю одного из провалов. А вот ниша исполнения желаний, спрятанная в одном из самых труднодоступных провалов (при спуске не помешает веревка), наоборот, не понравилась. Оставленные в нише записки с желаниями никто не убирает, они разлетаются по окрестностям и вид получается очень уж неопрятный. По-моему, было бы логичнее сжигать эти наивные просьбы рядом с нишей на свечке — конечно, если это не повредит рукокрылым. Возможно, будущие экскурсоводы (в ближайшее время Бор предполагается превратить в природный музей-заповедник) задумаются об усовершенствовании этой традиции? Урочище Каменное, где расположены поземные каменоломни, находится в правом борту долины Пьяны в 2-2.5 км от центра Ичалок. Дорога к урочищу Каменное идет довольно далеко от воды мимо каких-то строений сельхозназначения. Через километр деревня кончается, еще через километр дорога забирает вправо в большой овраг, показанный на 2-км карте. Слева от дороги в устье оврага есть ферма. В этом месте нужно сойти с дороги вправо и по коровьей тропинке подняться на левый (орографически) борт оврага. Среди деревьев хорошо заметны следы разработок: отвалы, воронки, рвы, проседания кровли. В устье одного из ближайших к тропе рвов сохранилась часть довольно высокого хода. Но длина доступного для посещения кусочка пещеры невелика — не больше ста метров. Вероятно, поблизости были и другие каменоломни — жаль у нас не было времени поискать их поосновательнее. Если плыть к Каменному по реке, останавливаться надо в 1.5 км от моста — немного выше того места, где Пьяна поворачивает с ЮЗ на СВ, чтобы снова вернуться к правому борту своей широкой долины. Здесь самое удобное место для лагеря: неплохой спуск к воде, сверху на бугорке — уютная дубовая роща и прекрасный вид во все стороны. Если это место занято, можно проплыть еще триста метров и встать на правом повороте реки, где тоже есть хороший подход к воде и кострище. Три ивы затеняют полянку у самого берега, а вот ровное место для палаток есть только сверху на солнцепеке. Это место интересно впадающим в Пьяну слева холодным мощным ручьем явно карстового происхождения. Даже растения в нем не такие, как в Пьяне! С трудом перегребая течение, мы попытались подняться по ручью на байдарке, но скоро вынуждены были остановиться из-за непроходимых кустов. В описании Ю.Б.Воронова говорится о множестве родников на этом участке Пьяны. Мы обнаружили только один заслуживающий внимания источник — на левом берегу Пьяны чуть выше Пилекшевской церкви. Родник находится на крутом левом повороте реки, местные называют его Чертовым поворотом. Несколько менее сильных источников есть чуть повыше, напротив Нового мира. В других местах найти чистую воду сложнее, обычно мы брали ее прямо из речки.

 

Заброска на речку, несмотря на обилие деревень и дорог, не очень удобна. Стандартное место начала маршрута — станция Смагино — находится в четырех километрах от райцентра. Выгрузившись из поезда, довольно сложно определить, когда будет ближайший автобус.

 

 

Информацию о подходящих для заброски маршрутах мы нашли в интернете (указано время отправления из начального пункта):

 

Бутурлино-Борнуково: 5.45(квск), 11.20(сб), 14.20. Кстово-Гагино: 7.43, 10.30, 14.30. Кстово-Сергач (газель): 12.10. Кстово-Борнуково: 13..30 (пт, вых). Н.Новгород-Борнуково: 12.25 (пн, пт, сб). Н.Новгород-Гагино: 13.50.

 

Наиболее удобен, разумеется, утренний автобус Бутурлино-Борнуково. Однако по расписанию он уходит еще до того, как поезд Москва-Сергач прибывает на станцию. Тем не менее, мы в этот автобус все-таки сели. Как объяснил нам водитель, иногда он "опаздывает" и подбирает тех, кто приехал на поезде. Об "опоздании" можно договориться, если заранее позвонить в гараж Борнуковской автоколонны. При звонках из Нижегородской области тел. 8-(282)-5-21-23; при звонках из других областей надо еще добавить код области.

 

Дорога на Гагино, по которой мы ехали, пресекает Пьяну около Сурадеево и затем отходит довольно далеко от реки. Борнуково стоит между дорогой и речкой, но все равно от автобусной остановки в центре села до Пьяны почти полтора километра. Их нам пришлось пройти пешком. Водитель сослался на то, что он и так уже отстает от графика (полностью его маршрут выглядит как Бутурлино-Борнуково-Н.Новгород-Борнуково-Бутурлино), и поэтому не может нас подвезти до реки. Все же мы должны быть довольны, что приехали утренним рейсом — иначе бы потеряли на заброске целых полдня. Дальние автобусы еще менее удобны. Во-первых, нет никаких гарантий, что проходящий автобус сможет взять целую группу. Во-вторых, эти автобусы, по-видимому, не заходят на станцию, а сворачивают на развилке дорог, расположенной в 1км западнее вокзала. Мы пытались уточнить это у местных жителей, но из десятка опрошенных никто не дал вразумительного ответа. Наконец, неизвестно, заезжают ли проходящие гагинские автобусы в Борнуково или идут по шоссе мимо села напрямую. В худшем случае от дороги до речки придется пройти больше двух километров. Еще один вариант заброски — с использованием такси — тоже выглядит не очень надежным. На станции Смагино мы не заметили ни одного встречающего поезд таксиста, а вероятность поймать случайную машину сравнима здесь с вероятностью сесть в попутный автобус. Налаженная таксистская мафия имеется только в Арзамасе. Поэтому некоторые группы заранее договариваются с ними о заброске на речку через г.Арзамас. Лично мне это кажется неудобным. Во-первых, в Арзамас поезд приходит на час раньше — поспать совсем не удастся. Во-вторых, зачем трястись лишнюю сотню километров в автобусе, если этого можно избежать? Я уж не говорю, что для небольшой группы этот вариант обойдется заметно дороже.

 

Выброска с Пьяны возможна в нескольких пунктах.

 

1) Можно уехать из Ичалок на ст.Перевозская. Вечерний автобус уходит около пяти часов и вполне успевает к сергачскому поезду — единственному, останавливающемуся в Перевозской. У этого варианта только два недостатка: во-первых, придется забыть о расположенных ниже по течению достопримечательностях, и во-вторых, от автобусной остановки до станции Перевозская около полутора километров.

 

2) Из Анненково или Лопатино можно доехать до ст.Бобыльская. Не стоит выходить из автобуса на ст.Вадок, т.к. дальние поезда там не останавливаются.

 

3) Следующий возможный пункт отъезда — ст.Ревезень. Место для антистапеля довольно красиво, хотя и не лишено некоторых недостатков. Станция в 500м от реки, и что удивительно, в 5км от центральной части поселка Ревезень, который вытянулся вдоль железной дороги на несколько километров. Странное дело: все станции на этом участке дороги расположены поодаль от основных населенных пунктов, как будто специально, чтобы до них было труднее добраться! К сожалению, поезда на ст.Ревезень больше не останавливаются, придется ехать на электричке до Арзамаса.

 

4) Издалека оптимальным пунктом отъезда представляется ст.Перевозская. Именно ее рекомендует в качестве конечного пункта Ю.Б.Воронов. От воды до платформы менее километра. Но берег! Это сплошной коровий пляж, к тому же не песчаный, а глинистый и ужасно топкий. Он настолько грязен во всех смыслах этого слова, что даже приставать здесь не хочется. В некоторых местах в воду брошены автопокрышки. По ним местные жители переходят прибрежную топь. По вечерам у покрышек выстраивается едва ли не очередь желающих искупаться. Стоящие под разгрузкой байдарки смотрятся здесь подобно слону в посудной лавке. А быстро разгрузиться не выйдет — сперва надо расчистить от мусора хотя бы небольшую площадку на берегу. Если б мы знали, что нас тут ожидает, наверняка постарались бы подобрать другое, более комфортное место отъезда.

 

Возможно, наши последователи обнаружат лучшую площадку для антистапеля ниже по течению, у моста или на городском пляже. Однако оттуда пешком на станцию не дойдешь — нужен запас времени, чтобы успеть договориться с такси или сесть на автобус (если таковой в Перевозе имеется).

 

И последний совет. Кассы на станциях Смагино, Перевозская и других не подключены к системе "Экспресс", поэтому продажа билетов идет очень медленно. Кассир каждый раз созванивается с Арзамасом и получает оттуда места, почему-то всегда не такие, как надо. Когда уезжали Ира с Ромой, им отказались продать билеты в общий вагон (хотя в поезде выяснилось, что места были), а в день нашего отъезда отсутствовали билеты в плацкарт (были только очень дорогие купейные или общие). Возможно, здесь существует какая-то хитрая система брони, и каждая станция выбирает места только в пределах отведенного ей лимита. И еще. Проданные нам в Перевозской билеты оказались значительно дороже, чем билеты на этот же поезд из Москвы в Смагино. Тем, кто точно знает дату своего возвращения, выгоднее взять обратный билет заранее, еще до выезда из Москвы.

 

 

2. КРАТКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

 

Билеты Москва-Смагино (плацкарт) 355

Проезд Смагино-Борнуково (в т.ч. багаж) 38

Продукты, взятые из дома 170

Еда в походе 97

Проезд Перевозская-Москва (общий вагон) 310

 

Итого расходы на 1 чел (кроме проезда Пущино-МСК-Пущино): 970