Алтай, это отдельный мир в котором десятки других миров. Все разное, все насыщенное.
Билеты купили до Новосибирска, там же заранее забронировали автомобиль - Дэу Нексия.
Новосибирск, Барнаул, Бийск и Горно-Алтайск совершенно не похожи друг на друга. У каждого своя индивидуальность, дух, аура и просто внешний вид.
Нэксия зарекомендовала себя только с лучшей стороны. Прошли на ней практически везде, где проезжал неподготовленный джип. Брали броды, горные перевалы с каменной грунтовкой, вот там я намучился, каждый валун объезжать, замял защиту пороги, потом нам в Горно-Алтайске в сервисе их за 200 рублей выгнули. Запылили салон настолько, что в нем иногда нечем было дышать, хотя регулярно протирали пыль. Такие дороги на Алтае. Уже на обратном пути в Барнауле по навигатору нашли мойку. Молодые ребята за 3 часа и 500 рублей нам отмыли машину так, как будто и не ездила она по горным тропам наравне с уазами и ленд крузерами.
Важнейшей задачей была попытка проехать максимально близко к плато Укок. На само плато на легковушке попасть совсем нереально. Доехали только до источника Теплый ключ. До вершины перевала Теплый ключ оставалось 7 км. 70 км до плато Укок, 4км от границы с Монголией и несколько десятков км до границ с Китаем и Казахстаном. Погуляли по окрестным горам, переночевали и уехали в Кош-Агач, к великому сожалению отказавшись от поездки в Джазатор, так как поджимало время. Пропуска в погранзону, что в Усть-Коксе, что в Кош-Агаче получили без проблем. В первом случае по пути из Усть-Кана после перевала находится застава. Во втором, надо ехать в часть, которая находится в центре Кош-Агача. Адрес бесполезен. надо спрашивать. там все знают. В обоих случаях заполняешь на месте заявление и через минут сорок получаешь пропуск. Все просто и удобно.
Прорвались через перевал Кату-Ярык в долину р. Чулышман и на юг оз. Телецкого. На озере не очень понравилось. Дорога к нему гораздо живописнее. Причем туда доехали прекрасно, без потерь, а обратно пробили два колеса, сначала правое переднее, а через пять км, запаску. Хорошо, встали недалеко от какой-то базы. Нашел насос, несколько жгутов и саморезов. Оба колеса с боковыми порезами, поэтому никакие жгуты, заплаты и саморезы в них долго не задерживались. До цивилизации было больше 150 км.
В какой-то момент встали окончательно, несмотря на то, что, проезжающий нечасто мимо нас, народ пытался помогать. Помог Валера, водитель автобуса из Барнаула. У него были монтажки, кувалда, уголок, и пр. Бортировали одно колесо четыре раза другое один раз. Заплаты продолжали отваливаться, а порезы из под болтов расползаться. В итоге смогли в очередной раз удачно заделать болтом запаску и на ней доехали. Спасибо Валере, полдороги с нами возился.
Перевал Кату-Ярык, несмотря на рассказы, что моноприводные легковушки забираются на него только на галстуке, я взял сходу. Машинка грелась, но не отступала. Затянула наверх нормально, хотя было несколько пробуксовок, когда я думал, что придется откатываться назад.
Покатались по Курайской степи, доехали до нижнего альплагеря по пути на Актру. Переехали 4 брода см от 20 - 40. В лагерь никого не пускали. Там был слет байкеров. Встали рядом с целью прогуляться с утра в сторону ледников. Ночью пошел затяжной ливень и с утра пришлось срочно ретироваться, чтобы пройти броды по малой воде.
Съездили на Мультинские озера. По пути на Усть-Кан видели известные указатели вдоль дороги "Поле" и "Лес". После погранзаставы идет ровная прекрасная степь и асфальт, а потом начинается горная дорога с прижимами, перепадами высот и нешироким грейдером. Там нас и накрыл ливень, а заодно и темнота. Доехать смогли только до Усть-Коксы, там переночевали и с сожалением отклонив мысль о поездке в Тюнгур доехали до Маральника, а оттуда забросились на Мультинские озера на лошадях, там переночевали, погуляли по окрестностям и вернулись обратно в Маральник на уазах. Дорога там тот еще трэш, но интересно. Видели лужу им. Евдокимова.
Хотели пробиться на Чуйский тракт через Чемал, не получилось. За Еландой спросили у местных дорогу и свернули на Ороктой, доехали до села, дальше дорога только для подготовленных внедорожников и 66-х. Сейчас понимаю надо было ехать в Куюс и пытаться пробиться на Онгудай. Уже в последствии утвердились во мнении, что спрашивая дорогу у местных, не всегда можно получить верный ответ.
Вообще, Алтайцы не очень дружелюбны к белым. Казахи на юге Алтая несколько приветливее. Еще у нас сложилось впечатление, что новосибирцев на Алтае не любят больше, чем москвичей.
На севере Телецкого также нам показаось не очень интересно. До большинства интересных мест надо ехать на катере, но в тот момент, когда мы там были произошла трагедия с перевернутой ракетой и гибелью людей, а на самом озере был шторм. Катера не ходили. Поэтому мы просто переночевали и уехали.
В итоге за две недели прошли 4000 км. Посмотрели большое количество доступных и полудоступных мест, еще большее не посмотрели. К середине путешествия казалось, что находимся на Алтае уже несколько недель, настолько каждый день был полон событиями и впечатлениями.
Вывод: на Алтай надо ехать не меньше, чем на месяц, и это место, куда действительно хочется вернуться.
|
Комментарии
Мы в Белоруссия за 3,5 дня "прошли"
2600 км Цитировать