Шуя 2007
Автор: Василий Демидов   
11.03.2008 13:08
Отчет о водном походе 2 кс по реке Шуя (Карелия)
Пущинский клуб туристов “Азимут”
ОТЧЁТ О ВОДНОМ СПОРТИВНОМ ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
второй категории сложности по Карелии (река Шуя), проведенном с 18 по 30 июля 2007 г.  
Маршрутная книжка: № 11/07
Руководитель: Смолов Сергей Александрович
Адрес: Московская обл., г. Пущино, м-н “В”, д. 4, кв. 52;
E-mail: ssedai@mail.ru; 
Маршрутно-квалификационная комиссия турклуба МГУ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.Маршрут имеет вторую категорию сложности. Член МКК  ________________/______________/     Пущино 2007 г.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 


1.  Справочные сведения............................................................... 2

1.1. Паспорт туристического путешествия ................................. 2

1.2. Общие сведения о районе путешествия............................... 3

1.3. Выбор маршрута..................................................................... 3

1.4. Состав группы........................................................................ 4

2. Технический отчет...................................................................... 4

2.1. Варианты подъезда и отъезда................................................ 4

2.2. Аварийные выходы с маршрута.......... ................................. 4

2.3. График движения на маршруте........... ................................. 5

2.4. Лоция....................................................................................... 5

3. Дневник........................................................................................ 10

4. Итоги и рекомендации............................................................... 23

5. Приложения................................................................................. 24

5.1. Картографические материалы......... .................................... 24

5.2. Общее снаряжение........... .................................................... 24

5.3. Специальное снаряжение..................................................... 25

    5.4. Финансовый отчёт....... ......................................................... 25

6. Литература................................................................................... 25


1.                    Справочные сведения

1.1.  Паспорт туристического путешествия

Район похода:Россия, Республика Карелия, Пряжинский и Суоярвский районы. 

Вид туризма:водный 

Тип судов:катамараны 

Нитка маршрута:г. Москва – г. Петрозаводск – дер. Суоеки (начало сплава) – р. Шуя  – дер. Новые Пески (конец сплава) – г. Петрозаводск – г. Москва 

Сроки путешествия:18.07.2005 – 30.07.2005 

Продолжительность путешествия:13 дней (активная часть – 9 дней) 

Протяжённость сплава:82 км 

Категория сложности:2 (вторая) 

Уровень воды:средний К

оличество участников:6 человек


Общие сведения о районе путешествия

Река Шуя находится в Карелии на севере Европейской части России. Берет начало в северо-восточной оконечности озера Суоярви, впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Течет в низменной долине, когда-то бывшей местом древнего соединения Ладожского и Онежского озер. Общая протяженность реки 265 км, ширина до 70-100 м, на порогах сужения до 20-40 м.Река относится к карельскому типу. Этот тип рек характеризуется короткими, часто мелкими порогами и перекатами, разделенными  глубокими  и  широкими, почти  без  течения, плесами. Пороги и перекаты приурочены к выходам в русло коренных пород.Питание реки смешанное, снего-дождевое. Река  имеет  высокое весеннее половодье, переходящее в устойчивую летнюю межень, которая объясняется наличием в верховьях, а также и в среднем течении нескольких крупных озер (Суоярви, Шуясалми, Шотозеро, Вагатозеро). Река  лежит  в  районе  тайги  и лесотундры. Леса в основном хвойные, но в нижнем течении реки преобладают  смешанно-лиственные  леса. В  верховьях реки, много ягод, встречаются грибы.Берега Шуи в основном низкие, однако встречаются и песчаные обрывы. В верхнем и среднем течении Шуя почти не населена, за исключением озер, через которые протекает. 

1.3.    Выбор маршрута

Основной целью похода являлось получение участниками навыков управления гребными судами и их совершенствование. В качестве плавсредств были выбраны катамараны-«двойки», ввиду их высокой устойчивости и простоты сборки. Чтобы минимизировать проблемы, связанные с транспортировкой снаряжения, логично было выбрать маршрут с максимально простой заброской и выброской. Использование автотранспорта позволяло провести полное укомплектование катамаранов легкими дюралевыми рамами, что также являлось важным преимуществом при сплаве.Перечисленным требованиям вполне удовлетворял водный маршрут по реке Шуя на участке между деревнями Суоеки и Новые Пески. Препятствия Шуи представляют собой в большинстве своем короткие пороги и также не слишком протяженные шиверы. Сложных технически препятствий на маршруте мало и все они при желании легко могут быть обнесены – это пороги Кеняйкоски и Кумио (3-4 к.с.). Непреодолимым препятствием для имевшихся плавсредств и экипажей следует признать плотину Игнойльской ГЭС. Чтобы избежать психологической напряженности и накопления усталости, в походе была предусмотрена дневка, да и сам график движения был не слишком сжатым.Трое участников обладали необходимым для прохождения любых природных препятствий на реке опытом, потому были распределены на разные суда.    

      

п/пФИОГод рожденияВодный опыт Обязанности в группе, распределение по средствам сплаваМесто работы, учёбы
1СмоловСергейАлександрович1987Ока 1р, Балбан-Ю 3у, Чуя 4уРуководитель;Кат4МФТИ студент
2СмоловАлександр Петрович1949Полометь 1р, Лагорта-Войкар 3р, Щугор 3у, Пайпудына 3уЗавснар;Кат4ИФПБ РАН ст.науч.сотр.
3Челушкин Павел Сергеевич1980Нюхча 2у, Она 4у, Балбан-Ю 3уРеммастер;Кат2Химфак МГУнауч.сотр.
4Разин Николай Алексеевич1986Ока (ПВД у)Рыболов;Кат4МФТИ студент
5Новиков Евгений Михайлович1986Ока (ПВД у)Завхоз;Кат2МФТИстудент
6Веремеева Мария Анатольевна1987Селигер-Волга 1уВрач;Кат4МПГУстудент

1.4.  Состав группы

  

2.                   Технический отчет

2.1.   

Варианты подъезда и отъезда

Река Шуя недаром считается одной из самых популярных для сплава рек Карелии. Близость республиканского центра Петрозаводска и соответственно более развитая, чем в среднем в Карелии инфраструктура делают реку доступной для заброски на многих участках. Подходов к реке в верховьях можно выделить три: это выход к озеру Суоярви в одноименном населенном пункте, и мосты на дороге Суоярви-Поросозеро и у населенного пункта Суоеки. Через Суоярви и Суоеки проходит железная дорога Петрозаводск-Костомукша. Из Москвы до Петрозаводска добирались традиционно поездом, а от последнего до реки – на «Газели», с водителем которой договорились непосредственно в Петрозаводске. Отмечу, что наиболее благоразумными способами заброски из республиканского центра на какой-либо из близлежащих водоемов представляются следующие: 1) заблаговременная покупка билетов на местную электричку, идущую в нужном направлении; 2) заказ автомобиля из Москвы по телефону или иному средству связи. Вообще следует отметить загруженность местных электропоездов в летний период и существенную ограниченность числа билетов на них в кассах Петрозаводска.Выход с маршрута возможен в деревнях Соддер и Новые Пески. При наличии времени/желания можно продолжить путешествие по Шуе и завершить его значительно ниже по течению – в населенном пункте Матросы, откуда на автобусе вернуться в Петрозаводск.   

2.2.  Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы возможны в населенных пунктах Соддер и Игнойло, т.к. первый находится примерно в 6 км от железнодорожной станции Новые Пески, а второй – в 2 км от автомобильной дороги Петрозаводск-Суоярви. Также в 3 км от Хаутаваарских мостов находится одноименная железнодорожная станция и всё та же автомобильная дорога. 

2.3.  График движения на маршруте

ДатаДень путиУчасток маршрутаКилометражСпособ передвиженияПогода
18.07 – 19.07г. Москва— г. Петрозаводск1100Поезд
19.071г. Петрозаводскд. Суоеки160Микроавтобус Дождь, пасмурно
20.072Стапель, сплав до устья р. Палаоя5СплавДождь, пасмурно
21.073Устье р. Палаоя — порог №1618СплавПеременная облачность
22.074Порог №16 — порог Собачий14СплавЯсно
23.075Порог Собачий0ДневкаЯсно
24.076Порог Собачий — порог Кеняйкоски14СплавЯсно
25.077Порог Кеняйкоски — порог Кумио12СплавПеременная облачность
26.078Порог Кумио — 5 км выше автодорожного моста7СплавПасмурно
27.0795 км выше автодорожного моста — оз. Шотозеро, 2 км к западу от ст. Новые Пески10СплавПеременная облачность
28.0710оз. Шотозеро, 2 км к западу от ст. Новые Пески — ст.Новые Пески2СплавЯсно
29.0711ст.Новые Пески — г.Петрозаводск87ПоездЯсно
30.08г. Петрозаводск— г. Москва1100Поезд
 

2.4.  Лоция

(при составлении лоции использовались материалы сайтов tourism.ru , ticrk.ru и отчет Алексея Лукацкого) 

 

Стапель производился на правом берегу в 200 м ниже автомобильного моста (дорога на д. Суоеки). Также много удобных мест имелось на противоположном берегу.

 

Все препятствия первой категории сложности (Суойокский каскад, пороги Древний Мост, Луки, Олененок, Ступенька, Первый и Второй Хаут-перекаты, пороги Валойне, Сарикоски, №25 и шивера Соддер) проходились без просмотра. 

 

Порог Медвежий, 2 к.с. Это первый порог Шуи после слияния истоков. Находится в 15 минутах гребли после деревни Суоеки. Слив посередине, чуть ближе к левому берегу. Там же у левого края находится небольшая V-образная бочка, способная держать человека и небольшое плавсредство (например каяк) в течении долгого времени. Поэтому просмотр лучше с левого берега. Порог короткий, около 100 метров. Легко страхуется.Прохождение: Прошли сходу по основной струе, со взаимной страховкой с воды. Смыло насос-«лягушку». 

 

Порог Сизовский, 2 к.с. Увидеть порог с воды не сложно, река плавно поворачивает вправо, с обоих берегов скалы, еще до поворота слышится отчетливый грохот порога. Просмотр желателен, удобнее с правого берега. Порог образован сливом с плиты, высотой около 1 м. Проход справа, обходя бочку, затем необходимо сместиться к центру, так как при низкой воде в правой части много камней. Общая длина порога 150 метров. Удобен для страховки спасконцом и с воды. По обе стороны от порога есть стоянки. До следующего порога Собачий 20-30 минут гребли.Прохождение: Порог просматривали с левого берега – тоже всё хорошо видно. Проходили по очереди, используя страховку с воды и спасконцы. Оба катамарана обходили бочку справа. Кат4 ввиду неслаженности действий экипажа некую часть порога прошел лагом, в результате чего не сошел с основной струи влево и попал во вторую бочку ниже по течению, откуда был выведен силами команды. Кат2 беспрепятственно сошел с основной струи и зачалился в улове под левым берегом.  Характер леса сосновый, дров много. Стоянка на левом берегу может вместить до 5 палаток, на правом гораздо больше. Обе оборудованы. Правая стоянка находится на небольшой скалистой возвышенности, что усложняет причаливание и затаскивание лодок, зато гораздо просторней левой. Характер берега скалистый, подходы к воде свободные. Наличие бани не наблюдалось. Через 2 километра на пороге Собачий расположены еще 3 стоянки. 

 

Порог Собачий (Островной), 2 к.с. Самый красивый порог на реке. Отчетливо виден с воды. Просмотр при низкой воде обязателен, удобней всего это делать со скалистого острова вдоль левого берега. Струя жесткая, четко выраженная. Протяженность порога 30-40 метров. Имеется прижим к высокой (5 м) скале левого берега, в метре от нее в воде большой камень, который лучше не задевать. Удобна страховка с судна.Прохождение: Просматривали с острова под левым берегом. В среднюю воду порог абсолютно линейный, не представляет собой ничего сложного. Прижима, как такового, не было. Прошли по очереди. Стоянки на пороге: 1)Находится на острове. Лес сосновый редкий. Просторна, красивый вид на порог, есть костровище, баня, туалет. Мало дров - за ними нужно отправляться на материк. 2)Находится на левом высоком берегу сразу после порога. Лес сосновый и еловый, густой за пределами стоянки. Стоянка оборудована костровищем и баней. Спуск к воде не удобен, узок и крут. 3)Находится на правом берегу напротив порога. Выходы к воде два: до порога и после. Первый крайне неудобен, тем что находится прямо в пороге, второй тем что засорен топляками и бревнами вдоль всего берега. Стоянка небольшая 4-5 палаток, оборудована костровищем. 4)Находится примерно в 100 метрах ниже порога, где заканчивается уширение реки. Лес сосновый и еловый, обилие дров. Неподалеку есть ягодники. Выходов к воде два: один на мысу, достаточно удобный, другой совсем рядом со стоянкой – узкий и несколько крутой. Оборудована костровищем. После порога тянется очень длинный (более 13 км) плес с таежными берегами, мест для стоянок мало. Примерно в 1 км ниже порога на левом берегу небольшая изба. Плес заканчивается у плотины Игнойльской ГЭС. 

 

Игнойльская ГЭС В прошлом здесь был падун Дюгу. В двухстах метрах перед плотиной деревянный мост, который является хорошим ориентиром. Обнос правым берегом, 100-150 м. Суда можно спускать на воду в улове выходной шиверы, но надо быть внимательным - в русле остатки бетона и арматуры.Прохождение: Деревянный мост проходили по второму пролету слева, все остальные были завалены топляком. Плотину обнесли по правому берегу, найти саму дорогу труда не составляет – набита многими поколениями туристов. Суда спускали на воду в улове за выходной шиверой – никаких остатков бетона и арматуры не было зафиксировано.  

 

Порог Кеняйкоски, 3-4 к.с. Этот порог следует через 2,5 км после ГЭС. Его также любят называть "Падуном", как и все большие пороги в Карелии. Его необходимо осмотреть, и лучше это делать с левого берега. Порог включает в себя заходную шиверу, насыщенную камнями (длина примерно 70-100 метров), а также две ступени. Самая опасной частью порога является вторая ступень - 2-х метровый слив поперек всего русла за правым поворотом. Его плохо видно с воды. В пороге плохие условия страховки, так как русло очень широкое (около 100 метров), перед сливом и после него сильное течение, что ухудшает страховку с воды. В пороге есть несколько чалок, удобней всего причаливать к левому берегу перед сливом, как раз к хорошей стоянке. Внешность порога сильно меняется в зависимости от уровня воды. Слив весной пологий, широкий. В августе русло заметно сужается за счет спада воды, порог становится мелким. Есть вероятность сесть на мель прямо посреди порога. В русле много камней.Прохождение: Прошли заходную шиверу и первую ступень с просмотром с левого берега и взаимной страховкой с воды. Прохождение осуществляли под левым берегом, где вероятность сесть на камень или быть затянутыми в вторую ступень была низкой. В нашу воду вторая ступень была насыщена торчавшими из воды камнями, также посредине русла лежало упавшее дерево. Оба ката обнесли. 

 

Порог Кумио, 2-3 к.с. Его также называют "Кривой" или "Длинный". Просмотр желателен. В пороге при большой воде есть две бочки - обе проносные, но достаточно сильные, чтобы перевернуть байдарку или каяк. Этот порог очень живописен, по берегам тянутся пологие каменные лбы, уходящие в воду. Этот порог также хорошо подходит для тренировок - жесткая струя, валы четко выражены, большие улова, удобные условия страховки с берега и с воды. Порог состоит из двух частей, вдоль первой части тянется просторное улово слева, а перед началом второй есть хорошее улово справа.  Во второй ступени – прижим под правый берег, достаточно сильный. После порога большой разлив, на левом берегу (прямо по ходу при выходе из порога) хорошая стоянка. Также имеются стоянки на самом пороге и выше по течению, где река делает крутой поворот направо (обе – на левом берегу).Прохождение: Порог предварительно просмотрели. На первой ступени провели катамаранную тренировку. Вторую ступень проходили усиленными экипажами со страховкой с воды и предварительным зачаливанием в улове перед ней.   Ниже на реке 11 км плеса. Течения практически нет. Берега одеты смешанным лесом, мест для стоянки мало. Природа принимает более южный облик, чем до того на маршруте, "карельские ландшафты" уступают место типичному облику южной тайги. 

 

Шотозеро Дальше путь лежит через Шотозеро (длина 17 км и ширина до 8 км). Песчаные берега, чаще пологие, местами поросшие сосняком. Стоять рекомендуется в 2 км к западу от деревни Новые Пески.
 

3.                   Дневник

Пролог.Старый, бывалый турист, вышедший давным-давно на заслуженный отдых, спрашивает у молодых ребят с громадными новенькими рюкзаками куда они собрались и, не дожидаясь ответа, решает для себя: “Эх… придурня…”. 

 

18.07.07

Сережа: – Встретились на Ленинградском вокзале, сели в поезд.

Маша: – Дядя Саша сказал, что у него оторвалась пуговка, но он ее нашел, значит, все будет хорошо…

Сережа: – Не очень здорово, что, помимо рюкзаков, ещё много получилось всяких сумок, ну да ладно. Особенно в этом смысле отличился Коля, вес ручной клади которого если не превышал, то, по крайней мере, был сопоставим с весом рюкзака. В течение похода я неоднократно ему говорил об этом странном обстоятельстве, но мои робкие попытки изменить что-нибудь успеха не имели, а вступать в полноценное препирательство не было желания. Кроме того, пресловутая сумка впоследствии ехала на кате Паши и Жени, и я о ней временами просто забывал.

Женя: – Я бы сказал, что пресловутая сумка ехала не только на кате Паши и Жени, но и на самих Паше и Жене. А еще помню, как Николай бегал в поисках топленого масла, забытого дома. Купил он его только в Петрозаводске.

Маша: – Для меня этот поход был особенным по нескольким причинам: 1) Это мой первый в жизни поход на катамаране и по реке (лодочные переплавы на оз. Селигер не в счет, хотя приучили к походному быту).2) Про то, что поход планируется, мне было известно еще летом 2006. Для меня, находившейся во время его подготовки в Китае, он казался чем-то далеким; волшебным событием, которое будет означать одно – я вернулась… Этот поход был моим возвращением к российской действительности, “прыжком-перелетом” из субтропического китайского Юга в северную красоту Карелии. В поезде…начнем с того, что я очень люблю ездить поездами, еще больше люблю, когда рядом замечательные попутчики, а на столе самый лучший чай – в подстаканнике (правда, отсутствие таких емкостей в китайских поездах, которыми мне довелось пользоваться, не ослабляло моей любви к путешествиям с помощью железных дорог). В поезде “Москва-Петрозаводск” наличие всех трех составляющих приятно радовало. Тогда же выяснилась любовь некоторых участников группы поговорить (или, как сейчас это называется, “пофлудить”) и поиграть (за отсутствием компьютера) в “дурачка”. С этого же дня начались наши продолжительные беседы с Пашей о разностях менталитета русских, китайцев (и прочих азиатов), американцев. Обычно они начинались с моих восторженных и полных свежих воспоминаний слов “А в Китае...! ”, “А в Штатах…” – более спокойно вторил мне ПашаJ. К сожалению, кроме нас двоих темы международных отношений никто не поддерживал…J.  

 

19.07.07

Сережа: – Около 11 утра прибыли в Петрозаводск.

Женя: – Доехали быстро. Сережа: – Там выяснилось, что нет возможности купить билеты на желанный поезд, следующий по маршруту “Петрозаводск - Костомукша”, что вылилось в скоропалительную покупку мной билетов на завтрашнее число, зато на тот же поезд. Разумеется, вскоре выяснилось, что сделал я это абсолютно напрасно.

Женя: – Торопиться не надо, да? Неорганизованно все произошло: сначала все согласились ждать 30 часов до следующего поезда; я с Колей пошли гулять по Петрозаводску, с заданием найти “кирпичный” хлеб (который мы так и не нашли - в результате купили штук 8 батонов “Студенческий Сампо” и пару буханок, выезжая из Петрозаводска на газели); вернулись и только тогда осознали нашу участь и засуетились, выясняя у людей на вокзале, каким образом можно добраться до Суоёки. А можно (нужно!) это было сразу делать: поезд бы никуда не убежал.

Сережа: – В сухом остатке получили продолб денег в пропорции 110/170 (отношение продолб/стоимость) и беготню со стороны Коляна и Жени в поисках любого транспорта, направлявшегося в “нашу” сторону. До Суоярви I ежедневно ходят электрички, туда – утром, в 7 часов, обратно – вечером.

Маша: – По этому поводу, помню, дядя Саша со смешком изрек – “если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». И продолжил: “под этим девизом мы и пройдем Шую” :). Потом кто-то вспомнил про песню “Больше гламура” – это тоже стало одним из девизовJ. Потом прибавились еще шутки “про Генерала”… В таком бодром настрое и проходил наш поход…

Сережа: – Весь день с перерывами шел дождь, только вечером стало ясно.

Женя: – Я бы сказал, что  моросило, причем примерно до обеда.

Сережа: – Ветер гнал облака на восток, причём из них постоянно что-то порывалось лить, но, к счастью, довольно непродолжительное время. Мы с Машей пошли искать местную ПСС. Согласно WhiteWater.Ru она должна находиться на улице Пограничной. По искомому адресу обнаружилось здание ТЭЦ и ничего более. Замечу, что дома на улицах Боровая и Пограничная разбросаны весьма прихотливым образом, хотя и соответствуют карте “Контур Петрозаводск” (см. источник), коей мы пытались пользоваться. А вот дать нам более подробную информацию о том, куда же делась ПСС, современные источники уже не смогли. Пришлось прибегнуть к старому, как мир, способу – спросить местных. Они-то и гоняли нас битый час по пустырям, пока не сообщили, что ПСС переехала куда-то на Рыбзавод (до остановки с таким названием нужно добираться от вокзала  то ли  первым автобусом, то ли первым троллейбусом).

Маша: – Зато, заметь, жители Петрозаводска оказались очень доброжелательными, и искренне пытались нам помочьJ.

Сережа: – Туда добраться уже не сумели, так как Коля и Женя не дремали и примерно в 7 вечера мы погрузились и сели в “Газель” и отъехали по направлению к деревне Суоеки (общая стоимость 2460 рублей, расценка “1км за 15 рублей”).

Женя: – В ходе поисков транспорта я зашел на автобусную станцию, которая расположена недалеко от вокзала. Там, поспрашивав местных, я выяснил, что, уехать на рейсовом автобусе или маршрутке до Суоёки, или хотя бы до Суоярви, не получится ввиду наших “габаритов”. Ценную информацию дали три изрядно выпивших мужика, которые до этого несколько месяцев водили туристов по Карелии и приехали в Петрозаводск отдыхать. Один пытался убедить меня, что можно “за пузырь” сесть на товарный поезд или выйти и голосовать проезжающих дальнобойщиков. Другой сказал: “Карелия, конечно, край хороший и природа здесь что надо, но коммуникаций никаких”. В результате дружно указали мне на остановку такси, находящуюся рядом с автобусной станцией. Куда я, посоветовавшись с товарищами, потом и пришел вместе с Николаем, и где мы после долгих разговоров с водилами нашли за очень умеренную плату (по их расценкам) машину.

Сережа: – Зато успели отобедать в знаменитом кафе “Петрозаводск”, топать до которого, кстати, прилично. Неподалеку от вокзала, на проспекте Ленина есть столовая той же компании “Ленобщепит”, по качеству продукции абсолютно не уступающая прославленному заведению.

Женя: – Ехали прикольно: просто смотрели по сторонам на то, что будем через несколько дней проплывать (когда ехали по мостам через Шую), набрасывали ремни перед ГАИ (Коляну и Сереге), и слушали по много раз одну и ту же попсовую песню (проигрыватель в “Газели” явно глючил).

Сережа: – Прибыли около 10 вечера, выгрузились перед мостом через Шую, а поставились на правом берегу метрах в 200х ниже (в сосняке, на камнях и кочках, поросших мхом и черникой). Полюбовались шиверами Суоекского каскада.

Женя: – Кстати, как человеку впервые идущему в водный поход, этот участок Шуи мне показался чем-то совершенно невозможным и даже опасным, но так было только поначалу.После ужина (или во время ужина) распределили “обязанности”. Поплывем так: на двойке Паша и Женя, остальные на четверке. Дежурим парами: я и Коля, Сережа и Маша, дядя Саша и Паша.

Маша: – После ужина (который окончился около 12), когда наши ветераны-капитаны в лице дяди Саши, Паши и главорга (главного организатора - Сережи) отправились на “боковую”,  Коля и Женя затеяли бурную дискуссию по поводу Атлантиды. Я окунулась в воспоминания из первого курса, когда сдавали историю Древнего мира.… И, пораженная такой активностью ребят в час ночи, также пошла в палатку…. И долго еще доносились звуки спорящих голосов о великой исчезнувшей цивилизации, о сверхъестественных способностях человека и  о том, к чему же все это приведет. 

 

20.07.07

Сережа: – Большую часть дня (т.е. до 5ти часов вечера) занял стапель, и почти всё это время сверху что-то лилось.

Женя: –  “Лилось” только с утра, точно помню. Как и в Петрозаводске моросило только до обеда. А все остальное время было просто пасмурно. В первый раз мне довелось собирать кат под руководством Павла.

Сережа: – Видели одну группу на трех 4ках, одна пропоролась на шивере сразу за мостом.  Потом долго клеились на левом берегу. На дядю Сашу это событие произвело неизгладимое и удручающее впечатление, и он тут же принялся мне рассказывать, что та же судьба, вероятнее всего, ожидает и нашу команду.

Дядя Саша: – Половина которой (команды, в смысле) второй раз в жизни должна была отчалить от берега на надувном плавсредстве и впервые своими глазами видела реальный перекат. “Только бы хватило расходного материала на ремонт...” – думал дядя Саша.

Сережа: – Его настроение в какой-то мере передалось и мне, что вылилось в донельзя тщательное обсуждение траектории движения.

Маша: – А мы в это время пытались приготовить обед, и мучения с костром перемежались с поеданием произраставшей повсюду черники - это было самое приятное за всю первую половину этого дождливого дня - мечта с детства - наесться черники без приложения к этому материальных либо физических усилий.

Сережа: – При погрузке мы с дядей Сашей плохо привязали “лягушку”, что незамедлительно было отмечено рекой. На ужине земноводное уже на своем месте не сидело (смыло в пороге Медвежий).

Маша: – Помню-помню эту “лягушечку” в руках АП… Я тогда промолчала (туристы со стажем лучше меня знают, что и как привязывать), но про себя отметила, что держится она не слишком крепко. 

Сережа: – Остатки Суоекского каскада и Медвежий прошли, учитывая неопытность экипажей, неплохо. Последний понравился, порог не очень сильный, но приятный.

Женя: – Да… меня очень сильно впечатлило то, что буквально сразу же пришлось проходить нехилый порог, хотя я совсем недавно узнал, за какой конец надо весло держать. Но крики Паши: “Греби” и “Табань” возвращали меня на место. Так что все закончилось хорошо.

Сережа: – Прошли 5,5 км. На ночь встали на открытом месте (мыс, поросший соснами), в р-не устья реки Палаоя. В дальнейшем мы почти всегда ночевали на правом берегу. Комары и мошка есть, но в умеренных количествах. Вечером и ночью похолодало.

Маша: – Первый раз на катамаране…это показалось невозможным. Мысль первая: и что, я буду ехать постоянно в воде?! На что главорг мне сурово заметил: “А ты что думала?” Я наивно полагала, что будет это по-другому… Наверное, это было так из-за преимущественно мужского состава группы, им–то что…J Мысль вторая: и как я удержусь на этом чуде техники - у нас не было сидушек, а были коврики, на которых мы с Николаем благополучно просидели эти 5.5км, и лично я эти км и просидела, почти не гребя, так как это было крайне затруднительно (думаю, такой мой маневр не очень был по душе сидевшему позади АП, но и мне как любительнице делать все правильно, тоже не доставляло удовольствия). И мысль третья, которая приходила мне на ум во время первых порогов - я неудобно сижу, это сказывается на моей и без того плохой гребле, и сейчас на меня будут ругаться…этот страх сводил на нет собственно удовольствие от преодоления Медвежьего и пр. Правда, потом, осознав, что никто на меня орать не будет, я стала потихонечку присматриваться, как же все-таки правильно грести надо. Стала больше внимания уделять окружающей нас Красоте и моему напарнику (или как там это называется…не помню)J.

Женя: – Стоянка была оборудована. У кого-то (вроде у Николая) сгорела пара носков. В первый раз пытались рыбачить – без результата. Жаль, что я не достал фотик здесь. Все остальное, более или менее, мне удалось запечатлеть. 

 

21.07.07

Сережа: – Погода улучшается, дождя сегодня уже не было. Этот сплавной день отдали на откуп отработке нашим экипажем слаженной гребли. Прямой курс, конечно, нам редко удавался, но сгладить высокоамплитудную синусоиду – это пожалуйста. Я впервые капитанил на 4ке (а еще точнее: впервые капитанил на судне вообще), потому мне иногда было трудно управлять не только собой, но ещё и 2мя матросами. Которые на удивление быстро и слаженно обнаружили в себе неистребимую тягу к халяве. Особенно в этом преуспел Коля, весло которого чаще чем у других обдувалось ветрами Карелии, чем было погружено в желтоватую шуйскую водицу.

Маша: – А вызвана она была тем, что капитаны долго оставляли матросов без внимания, а занимались генерацией общего курса движения. Мы же не знали, куда себя деть…ну и дели. Мы с Николаем “бороздили просторы вселенной” под мерные поучания дяди Саши - “гребок - подрулил, гребок - подрулил, гребок - подрулил…” потом были и другие словосочетания, но когда капитан2 начинал чему-либо обучать во всех смыслах капитана1, нам слышались интонации “гребок-подрулил”, а  некоторое сходство голоса дяди Саши с голосом генерала Иволгина из “Особенностей национальной охоты” усиливало комический эффект происходящего, и в такие моменты мы, матросы, снисходительно посматривали на наших дорогих капитанов, и улыбались друг другу - мол, вот, “началось”J

Женя: – Нам с Пашей приходилось довольно туго: всю дорогу нашу двойку разворачивало против часовой стрелки. Поэтому Паше приходилось грести за двоих. Самое интересное, что легче всего нам было, когда был встречный ветер. Тогда уж мы оба гребли по полной. Почему это происходило, мы так и не поняли.

Сережа: – Конечно, не всё так плохо. С одной стороны, можно понять и капитана, которого хлебом не корми – дай поорать и побрюзжать (воспитание “чайников” превыше всего, так ведь?). А с другой, интенсивное общение Маши и Коли – не есть ли это шаг к  тому самому “сплоченному экипажу”, о котором только и мечтают всевозможнейшие капитаны и адмиралы? Как знать…За день прошли 17 километров, всё проходили по основной струе без просмотра, “с взаимной страховкой с воды”.На обед остановились после очередной шиверы. Женя: – На берегу когда-то был пожар (наверняка из-за безответственных туристов): куча поваленных деревьев.

Сережа: – Здесь Коля, а потом и дядя Саша поймали щук весом 0,7 и 1,7 кг соответственно. Дядя Саша сильно радовался тому, что “сделал” своего напарника.

Женя: – Еще тут вроде дядя Саша встретил змею.

Сережа: – На том же месте засекли группу на 3х катах и байде (всего 15 человек). Мы их потом догнали у входа в озеро Шуясалми, где видели водяные лилии.

Маша: – Лично меня все это поражало тем, ну почему  нашим капитанствующим так не нравились эти “коммерческие”, вместе-то плыть веселее.

Сережа: – Стоянка на ночь вновь оборудованная, с ними на Шуе проблем нет, только иногда бывают заняты. Налицо проблемы с дровами, пришлось далеко уходить, чтобы нарубить хоть чего-то.

Женя: – Можно уже и носки было в дело пустить.

Сережа: – Ужин царский: уха и жареная рыба. Что приятно (отдельное спасибо дяде Саше и Паше, больше так быстро готовить вкусную и здоровую пищу не получалось ни у кого).

Женя: – Точно самые лучшие и дружные дежурные.

Дядя Саша: – Первый раз дежурные предложили на ужин жареные грибы. Белые, подберезовики, подосиновики, с лучком. Очень вкусно… Но это еще не все. В конце ужина выяснилось, что Женька ел их впервые, поскольку видимо вырос на Луне (а не в Шатуре) обделенным. Человек подсел на дары леса. Как только ступали на сушу - Женя сразу стремительно ломился на сбор этой продукции. Впоследствии мы никогда не возражали, т.к. а) это было необременительно по времени, б) грибами не были обделены в своей жизни, но они были нам по вкусу, наконец в) возникала возможность существенной экономии своих пищевых запасов.

Сережа: – А также 40-градусный спирт. Что “торкнуло” меня лично так, что больше уже не хотелось.

Женя: – Да Вы, батенька, нарезались, как я погляжу… 

 

22.07.07

Сережа: – Ночь и утро выдались прохладными. Пока грузились, нас обогнала “вчерашняя” группа. Выплыли в 11:50, причем Паша ещё в процессе сплава сообщил, что их 2ку постоянно и самопроизвольно поворачивает в одну и ту же сторону. К чему бы это?

Женя: – Кстати, надо заметить, что хотя мы и старались “идти на рекорд” и каждый день выплывали чуть раньше, все равно выплывали, как я считаю, крайне поздно. Очень много времени теряли на сборы, привязывание, отвязывание и даже на просто то, чтобы все встали и поели. Хотя, с другой стороны, торопиться было абсолютно некуда.

Сережа: – Пороги Олененок и Ступенька ничего особенного собой не представляют. 2ка в первом села на камень, но снялась собственными силами. Вообще за день прошли 14 км, а заночевали ниже порога Собачий. На Хаутаваарских мостах обнаружилось огромное количество народа и плавсредств: каты (большая часть), байдарки (мало) и каяки (совсем мало).

Женя: – Преобладающая часть – участники коммерческого сплава.

Сережа: – Больше ничего там интересного не было, заветной погранвышки, о которой писали раньше авторы отчетов, мы также не увидели. Обедали за II Хаут-перекатом, причем разыгралась бурная дискуссия на тему “Плыть или не плыть? ”. Женя: – Стоянка очень хорошо оборудованная, если не ошибаюсь, даже умывальник был.

Сережа: – Точка зрения матросов победила.

Женя: – Хотелось хлеба и зрелищ, что уж там.

Сережа: – Конечно, этот успех можно списать на тот факт, что адмирал попросту находился в состоянии, близком к шоковому, так как ОЧЕНЬ давно не видывал людей, прямо-таки жаждущих гребли (а также крови), и при этом умудряющихся халявить во время сего, без сомнения, святого занятия.

Женя: – Попрошу!!!

Маша: – Причину этого я уже выше описалаJ. А еще были так напуганы тем, что не успеем все пройти, или прорвемся, и опять не успеем пройти…в общем, капитаны нас настращали, и мы хотели плыть всё дальше и дальшеJ.

Сережа: – Но, как говорится, цель оправдывает средства. Мы двинулись к порогу Сизовский.Просмотр целесообразнее проводить с левого берега. А на скалах правого берега есть стоянки. Вариантов прохождения мы увидели два. Можно либо пробивать “бочку” у левого берега, либо пытаться попасть в “язык” между ней и центральной “бочкой”, находящейся сразу за нагромождением камней. Впрочем. Был и третий вариант: забить и плыть “как получится”. Именно так ко времени нашего подхода к Сизовскому народ на нем и катался, ничего похожего на сплав “не лагом” я не видел.

Женя: – Народ буквально “клал” на все и без всякой страховки заходил в порог задом, лагом и всем, чем только можно. Рафтеры по многу раз проходили этот порог. Хотя по-моему он на них мало влиял.

Сережа: – Сначала пошла 4ка, причем попасть в “язык” между “бочками” практически получилось, а вот по валам “гуляли” черте как. Так или иначе, все мы туканили вплоть до попадания в бочку, где команда вдруг осознала истину вроде “что-то идет не так” и кат (о, счастье!) двинулся в улово.

Маша: – Первый блин редко бывает не комом, на собственном опыте знаюJ. Женя: – А крику-то сколько было, даже с берега слышал, метров за 200 до порога.

Сережа: – 2ка прошла нормально, мне даже чуток обидно стало.

Дядя Саша: – Завидно? ;).

Женя: – Учитесь, господа и дамы.

Сережа: – Не обнаружив свободного места на Сизовском…

Женя: – Все загажено в буквальном смысле.

Сережа: – …ринулись искать его между ним и последующим порогом Собачьим (Островным). Безрезультатно, зато прошли вышеупомянутый порог. Собачий несложен, но красив. В единственном сливе – косые валы, не сильные. Стоянки есть как на берегах, так и на острове, рядом с которым, собственно, и находится Собачий. Оба ката прошли порог штатно.

Женя: – Мне показалось, что мы с Пашей не совсем правильно вошли в слив. Хотя кату это все равно “по колено”. Еще три байдарки, которые сцепляли вместе руками, проплыли. Вот людям делать нечего. Дальше была серия из нескольких подряд идущих довольно больших валов. Первый был около метра – самый большой для меня. Хотя вроде только мы с Пашей его прошли полностью. 

Сережа: – Дальше особо плыть уже никому не захотелось, потому встали в конце плеса, в ельнике. Обилие превосходных дров и близость порога и ягод укрепили нас в желании сделать дневку.

Женя: – На склоне была просто тьма черники. Так много и такую большую только на Кеняйкоски потом видел.

Маша: – Ура, товарищиJ! Лично мне на тот момент уже вообще ничего не хотелось.  

 

23.07.07Сережа: – Сегодня была дневка. Набивали брюхо, купались, рыбаки пытались что-нибудь хорошее изловить (безрезультатно), собирали ягоды (Маша, не сообщившая никому о направлении своих сборов, потом навлекла на себя поисковую группу из 2х человек и гнев дяди Саши). Женя: – А про грибы где, про медицину? Про «скорые помощи»?Маша: – Зато за время собирания я перепела все  песни, которые знала, а которые не знала слова, то промычалаJ, и насладилась тем, как садилось солнце… Это мне и дало понять, что поздновато уже…. “Искусство требует жертв”, что, конечно, не оправдывает мой проступокJ.Сережа: – Ещё впервые за поход сварили кисель  и сделали тёртую чернику с сахаром (благодаря той же Маше, между прочим). Наконец-то провели ревизию, причем Женя всё пытался продвинуть свою перловку, непонятно зачем купленную.Дядя Саша: – Вместо пшеничной крупы.Женя: – Еще скажите, что у меня ничего с перловкой не выйдет. Как завхоз могу со всей ответственностью заявить, что еды было в 2 раза больше, чем нужно. Потому на всем маршруте, особенно под конец ели двойные и даже тройные порции. И не говорите, что я сквалыга! Даже перловку есть не захотели! Сережа: – Эта затея кончилась тем же, что и сегодняшняя рыбная ловля.Женя: – Ровно в полночь вышли на берег звать халяву и т.п. Люди на другом берегу после наших криков до этого радостно что-то обсуждавшие, сразу замолкли и больше их не было слышно – вот какая сила.Дядя Саша: – Ночью решили зачем-то позвать халяву. Стали во все глотки орать: “Халява приди!“ Странно. Знают ведь -  ее зовут только в самом тяжелом случае и один раз в год.Маша: – В 12 ночи, на удивление остальным членам группы, бравые жители 503-ей комнаты 7го общежития МФТИ вышли на берег Шуи и прокричали что-то невразумительное (угадывалось лишь слово “халява”, видимо это старое физтеховское суеверье…) жителям соседних берегов, на что получили еще более невразумительный ответ. А Паше и мне, сидящим у костра, оставалось лишь многозначительно улыбнуться друг другу. Дядя Саша же не подумал ничего, он, в отличие от несознательной молодежи уже спал.Сережа: – По реке всё время идут группы, примерно 5 в день. Погода стоит ясная и солнечная, всем хорошо. 

 

24.07.07Женя: – С утра прятались от “призрака” ГИМСа. Но оказалось, что это был не он, а просто кто-то зачем-то на моторке поднялся до этого порога.Сережа: – За день прошли 14 км, заночевали у просеки на правом берегу ниже Игнойлы. Поставили 2 рекорда: по раннему времени отплытия (11:20) и по  числу обносов (один – Игнойльская ГЭС). Хорошие стоянки между порогом Собачий и ГЭС имеются, но их очень мало. На одной мы, на зависть проплывавшим мимо группам, сделали обед, на другой (там ещё изба стояла) ловили рыбу ребята, шедшие на 2х рафтах с моторами.До ГЭС река – один сплошной плес (играли в “да\нет”, пели песни и уничтожали запасы конфет). Перед самой плотиной – деревянный мост, мы прошли по 2му пролету, считая слева, все пролеты правее завалены топляком.Мощность ГЭС – 3 МВт, так дяде Саше сказал местный мужик, живущий рядом, буквально в десятке метров от плотины. Он же сообщил, что в день проходит по 5-6 групп, т.е. около 5000 человек за сезон. Еще сказал, мол, хорошо, что у вас есть рыбаки, а то идут люди по реке, а рыбы им добыть неоткуда, все у него просят; сам ждет в гости геологов, которые в 8 км к северу будут разрабатывать щебневый карьер. Обнеслись по правому берегу, по широкой проселочной дороге. Женя: – Дорога протоптана от и до. Похоже, что некоторых даже на машинах перевозят. Одна тетенька настойчиво предлагала нам пиво, покуда мы ходили туда-сюда. Сережа: – Когда погрузились и отошли от берега, то не могли удержаться, чтобы еще раз не запечатлеть ГЭС во всей её красе с воды. Особенно симпатично смотрится слив с плотины под правым берегом, являющий собой хитросплетение рыжих бурлящих струй.Женя: – А где же планы о родео?Сережа: – После прошли ещё около километра и заслышали гул Кеняйкоски (или это нам так  казалось?). Решили его сегодня не идти, встали, по традиции, в сотне метров выше обустроенной стоянки. Впрочем, оно и хорошо, так как уж больно она была загажена и вытоптана, обустроенная-то… Женя: – Это наверно была наша самая “дикая” стоянка на пути. Сережа: – До Кеняйкоски по берегу ведет тропинка, сходил я на него дважды, причем на подходе отметил много черники и муравейников. Женя: – И грибов! Ходили два раза в две группы.Сережа: – Сам порог четко может быть разделен на 3 части: протяженная заходная шивера, вполне читаемая первая ступень и, соответственно, вторая ступень. С правого берега непонятно, как её идти, ясно только, что ближе к берегу её пройти нельзя. Струи здесь, фактически, нет, река расстилается по острым камням, а посреди ступени лежит дерево корнями вперед. На ужин, в числе прочего, была вновь черника с сахаром. Что не идет ни в какое сравнение по приятности с обилием другой еды, которую надо поглощать. Уже почти не лезет. Женя: – А дальше будет еще больше…  

 

25.07.07Сережа: – Ещё вчера стало заволакивать небо, а сегодня оно полностью очистилось  только совсем вечером. Этот день можно по праву назвать спортивным, хотя километров прошли немного. Отплыли в 11:10, причалили на ночь где-то в 18:20. Весь каскад пройти не удалось.Сначала дошли до мемориальной таблички на левом берегу, где ещё белый песчаный обрыв (хорошее место для последующего просмотра Кеняйкоски). Оттуда, кстати, можно дойти и до 2й ступени Кеняйкоски и даже до Валойне. Просмотрели заходную шиверу, решили, что с нашими силами не стоит идти ее по основной струе, посему щемились к левому берегу, где в улове перед 1й ступенью и зачалились. Её, кстати, можно     преодолеть либо по сливу под левым берегом, либо под правым, но в последнем случае пришлось бы траверсировать, так как обносить 2ю ступень удобнее слева, да и месте возможного прохождения там же по соседству.

Первую ступень решили пройти, а 2ю все же обнесли: мы с Пашей толком не смогли прочитать струю, а вот “зубов” и камней там было предостаточно для последующей заклейки. На самом пороге – стоянка, но она была занята.

Следующий порог – Малый Валойне. Мы шли от “верхней” бочки слева, от “нижней” – справа. В конце струи, чуть правее – камень, который с воды не видно. Впрочем, больше приятных эмоций от “настоящего родео” мы ощутили на пороге Сарикоски, где валы высотой порядка метра и следуют один за другим в красивом сливе.После Сарикоски – плес, за которым на входе в порог “№25” была обеденная стоянка. Женя: – Ничего не помню…Сережа: – Прохождение 25го поснимали – порожек чистый и приятный. До Кумио мы не дошли немного, т.к. дядя Саша затребовал побыстрее становиться. Выяснилось, что у него возникло раздражение кожи на ногах, причём нехилое. Дядя Саша: – Кровоточащее, ходить трудно.Сережа: – Я расстроился:  теперь с ним и в порог нельзя, и в воду вообще соваться не стоит. А поход всё же водный, и что дальше будет – неизвестно. Приятного мало.Встали на левом берегу на обустроенной, но замусоренной стоянке, после которой река делает поворот против часовой стрелки и сливается в первую ступень порога. Там обнаружилась другая неплохая стоянка, но она также была занята.Рыбачить пытались и сегодня, даже ради этого причалили к одному островку, результат нулевой (сорвалось вроде). Только долго доставали коляновскую блесну из хитросплетений кубышек и водорослей. 26.07.07Сережа: – Встал в 7:30 ибо дежурил. Сегодня было холодновато, вечером подул сильный ветер. Небо полностью заволокло. Утром после завтрака случайно пустил по течению Машину зубную щетку. Долго смотрел вслед уплывавшему в порог сиреневому футлярчику. Красиво. Женя: – Даже матом ругаться не хотелось…Маша: – Еще и футлярчик …я и забылаJ.Сережа: – После завтрака устроили покатушки на 1й ступени. Катались часа два. Я ходил с Пашей – всё штатно; Колей – ушли чуток правее, померили все бочки, компаньон остался доволен; Машей – прошли впритирку к правому берегу, чуть ли не касаясь скал. Я был просто в ужасе оттого, что она меня перегребает, хотя после двух заносов и двух итераций прохождения уже чувствовал себя довольно уставшим. Маша: – Просто я очень боялась оверкиля…Сережа: – Дело в том, что первый занос был крайне геморным, т.к. кат понесли по узенькой тропинке через лес. Больше такими глупостями уже никто не страдал, все поднимались по воде вверх на максимально возможное расстояние.Женя: – Здесь я хорошенько поспал на берегу и прокатился раза три: один раз с Пашей и два с Николаем. Много прохождений сняли на камеру. На другом берегу стояли и смотрели на нас какие-то лошки, которые потом собрали все “канализации” на этом пороге.

Сережа: – После обеда отправили дядю Сашу пешком за вторую ступень Кумио и постановили, что сначала пойдет 4ка, на которой капитанить будем мы с Пашей, а потом уже 2ка (обе, естественно, груженые). Тут-то мне и представился эксклюзивный шанс на себе почувствовать, насколько более глубокая осадка судна изменяет сложность порога, высоту валов и т.п. Когда мы вошли в тут самую первую ступень, на которой резвились каких-то пару часов назад, и я узрел надвигающийся на нас вал высотой с сидящего передо мной Колю, то просто выпал в осадок. Пашка закричал, что у нас смыло спасконец, и я тут же воспользовался этой спасительной вестью, дабы загнать побыстрее судно в улово и там привести расшатанную нервную систему в порядок, а также объяснить экипажу, что это еще далеко не всё. А во второй ступени было еще спортивнее, ибо наличествовавший в ней прижим принудил выгребать со струи в довольно резвом темпе. Как обычно, померяли бочку. На этот раз – мной. Я про себя успел посетовать на то, что упоры на нашем судне отсутствовали, а Паша тут же предложил мне идти с ним в прижим на 2ке вместо Жени. Я согласился, а Женя, как мне показалось, расстроился.

Женя: – Ну, еще бы. Это же была последняя возможность, чтобы кильнуться. Сережа: – Нечего и говорить, что управлять судном в упорах мне показалось неземным счастьем.Далее было 6 километров плесов. Подъедаем продукты не то, чтобы очень резво (респект сборщикам грибов!), играем в карты. Грести осталось недолго. 

 

27.07.07Сережа: – Официальный подъем был в 8:30, но завтрак и отплытие затянулись до 12:55 (о, эта желанная тупка!). Прошли до железнодорожного моста, где находился последний перекат на нашем маршруте. Он мелкий, идти стоит по центру, с небольшим уклонением вправо.Прошли Улялегу и Соддер. В последнем есть наплавной мост, ближе к левому берегу на нем убраны перильца, чем мы и воспользовались, перетащив по этому месту каты.Пообедали на левобережном мысу в месте впадения Шуи в Шотозеро. Здесь нам ещё раз повезло: ветра на озере не было, и мы успешно удрали на северный берег от надвигавшегося грозового фронта (сам дождь нас сегодня почему-то миновал).Женя: – Потому что мы от него удрали! Сережа: – Позабавило плыть через камыши Шотозера и шуршать ими. Стоянка на Шотозере порадовала открывавшимся с неё видом на озеро.Женя: – На мой взгляд, это была самая лучшая стоянка: куча грибов, ягод (черника, малина и даже земляника) да и просто хорошее место (сосны, озеро, что еще нужно).Сережа: – Видимо, поразившись такой красоте, Женя решил сделать духам Воды подношение, и оставил на этом месте банку с перловкой, готовить которую никто так и не сподобился. Женя: – Каким еще духам Воды? Ничего не знаю! Зажрались так, что даже перловку есть не захотели, а уж я бы ее приготовил.Сережа: – Вечер был тихий. Такой, каким и должен быть последний вечер у воды. 

 

28.07.07Женя: – Бакланили, как никогда: все занимались своими делами, и никому не хотелось плыть в последний раз в этом походе и покидать это прекрасное место. Только адмирал рвался побыстрее начать сушку катов, т.к. не хотел тащить на себе лишний килограмм воды. Но все хорошее должно рано или поздно закончиться. Закончилось это скорее поздно: где-то в 3 часа дня мы все же закончили сборы и отправились штурмовать озеро. Надо заметить, что накануне вечером был полный штиль, и поверхность озера была как зеркало. Однако к тому времени, когда мы выплыли, поднялся довольно сильный ветер. Хорошо, что он дул в спину, но волны при этом были в полметра. Нашу легкую двойку на них качало лучше, чем в некоторых порогах, но скорости были не те. Тут мне впервые пришлось грести в полную силу. Адмирал в первый раз попробовал снимать с воды, хотя это был пожалуй не самый подходящий момент. Доплыли до полуострова, совсем близко были Новые Пески. Я и Коля отправились на разведку. Прошли почти насквозь всю деревню и вышли к ж/д станции. Потом спустились к пляжу и по берегу вернулись к остальным. Решили плыть до пляжа, а уже оттуда идти на станцию.Добрались без приключений. На пляже устроили антистапель. Маша и Коля сходили в магазин и притащили разных печенок. Разложили баллоны и камеры, которые прекрасно высохли за час. Сфоткали группу.Когда солнце уже почти зашло, отправились на станцию. Поужинали рядом с путями. Уже начинался новый день, а наш поезд был в 6 утра – так что решили не ставить палатки. 

 

29.07.07Женя: – Всю ночь просидели у костра: пели песни под гитару (Маше спасибо).Маша: – А главное было ночью…когда мы впервые по-настоящему напелись песен, и то , чтобы не замерзнуть, не уснуть-дождаться поезда, и отпугнуть комаров… Еще тогда Паша пробовал на моей брюзжащей гитаре сыграть классику босса-новы…Но бравые поклонники ГенералаJ вспомнили свои физтеховские песни и Паше не удалось их заглушить…Бедный, бедный Паша.Женя: – Под утро костер погас, а еще при этом стало очень холодно. Когда поезд уже подъезжал, начальница станции сказала нам, что вагон для пассажиров в конце поезда, и мы со всеми рюкзаками и сумками побежали туда. В поезде все спали. В Петрозаводск приехали рано: до поезда на Москву была куча времени. Тут все разбрелись и занялись своими делами. Кто-то остался спать на вокзале, кто-то пошел гулять или обедать. Я дошел до набережной (потом узнал, что туда сходили почти все). В очередной раз пожалел о том, что на карточке было слишком мало места: половину фоток я стер еще по дороге, но места все равно не хватило. Так что многое я так и не запечатлел. На вокзале и около него расположилось большое число туристических групп. Вечером мы погрузились в фирменный поезд “Карелия” и отправились в Москву. Хорошее все-таки закончилось. Всем спасибо и надеюсь, до встречи следующим летом. Эпилог Железнодорожная станция “Новые пески”. Летняя, прохладная, короткая карельская ночь. От станции на пути исходит мощный луч прожектора. Недалеко от станции варится на костре последний походный ужин. Раздается гул тепловоза и возникает еще один мощный световой поток. Два световых потока сходятся на путях у станционного домика. Вдруг Серега и Колян не сговариваясь бросают свои столовые приборы и устремляются в перекрестие двух световых лучей. На ярко освещенной сцене они начинают исполнять давно отработанные в Долгопрудном телодвижения слегка умалишенных представителей рода человеческого. Машинист стремительно проносящегося тепловоза, сначала напуганный увиденным представлением, все-таки успевает покрутить пальцем у своего виска. Ох, уж не заключен ли в этом эпизоде тайный смысл прошедших, вместе прожитых дней нашей жизни? 

 

 

Итоги и рекомендации

По мнению нашей группы, поход по Шуе соответствует 2й категории сложности. При относительно небольшой длине нашего маршрута, он был в достаточной степени насыщен водными препятствиями 1-3 категорий сложности. Следует выделить пороги Сизовский, Кеняйкоски и Кумио. Первый и третий из них прекрасно подходят для тренировок и отработки страховки, самосплава и пр. Что касается Кеняйкоски, то прохождение  его 2й ступени по средней воде сопряжено с большим риском последующей длительной заклейки судов.Маршрут по Шуе пользуется большой популярностью. Нам неоднократно встречались группы на катамаранах, каяках и ЛАСах. Все они, а также местное население относились к нашей группе спокойно.В целом, наша группа выдержала установленный график движения, по причине общей несложности маршрута и отсутствия каких бы то ни было серьезных неполадок при сплаве, а также  теплой дружеской атмосферы в группе. Все участники приобрели желаемый сплавной опыт.Из недостатков следует отметить почти полное отсутствие стоянок на некоторых протяженных участках маршрута, а также замусоренность наиболее обжитых.Маршрут может быть легко удлинен за счет перемещения места стапеля на озеро Суоярви, а антистапеля – в населенный пункт Матросы.Таким образом, маршрут по Шуе подходит для оздоровительного и в меру спортивного похода.    

 

1.                   Приложения

1.1.  Картографические материалы

Карты и схемы препятствий Шуи находятся на сайтах: http://www.ergin.ru/pohod/shuya.htmlhttp://web.karelia.ru/clubs/tour/kolenik/text.htmlhttp://afanas.ru/maps/kar-ind.html  

1.2.  Общее снаряжение

НаименованиеМасса, кгКоличество
Палатка 2хместная31
Палатка 3хместная41
Котлы25+3 л
Топор12
Аптечка21
Ножовка0.52
Гитара1.21
Фотоаппарат0.31
Видеокамеры12
Половник0.1 1 шт
Рукавицы0.0251 пара
Металлическая губка0.0251 шт
Состав аптечки: Нитроглицерин 1% р-р в масле

Валидол табл.

Эуфилин

НО-ШПА табл.

Фуросемид табл.

Нафтизин 0,1% р-р

Уголь активированный табл.

Энтеродез порошок

Сенаде табл.

Сульфадимезин табл.

Иодантипирин табл.

Фталазол табл.

Фуразолидон табл.

Сульфацил-натрия глазные капли

Синтомицина линимент 10%

Баралгин табл.

Анальгин табл.

Кеторол табл.

Ацетилсалициловая кислота табл.

Синафлана мазь 0,025%

Супрастин табл.

Бромгексин табл.

«Таблетки от кашля», «Кодтерпин», Кодеин или порошки «от кашля»Йода спиртовой 5% р-рПерекиси водорода 3% р-рБинты стерильные 10 см х 5мСалфетки стерильные 16 х 14Жгут резиновыйВата стерильнаяЛейкопластырь 3см х 300см 

1.3.  Специальное снаряжение

НаименованиеМасса, кгКоличество
Катамаран Кат4 "КС" 1100 л301
Катамаран Кат2 "КС" 1100 л301
Весла катамаранные1.27
Спасконцы0.82
Карабины0.152
Гидрокостюм личный-6
Спасжилет личный-6
Каска личная-6
Ремнабор51
Насос-"лягушка"11
 

1.4.  Финансовый отчёт

Тратаобщая сумма, рубсумма на человека, руб
Билеты "Москва-Петрозаводск"3427.2571.2
Билеты "Петрозаводск-Москва"4555.2759.2
Автотранспорт2500416.7
Билеты "Новые Пески-Петрозаводск"1242207
Продукты5480913.4
Итого17204.62867.4
  

 

 

2.                   Литература

При создании отчета использовались материалы следующих сайтов: http://www.ticrk.ru/ru/gallery_4777.htmlhttp://www.tourism.ru/docs/pilot/9/14/11/http://turizm.lib.ru/t/turism/shuq4.shtml     При разработке маршрута использовались материалы следующих сайтов: http://www.skitalets.ru/water/karelia/shuya_kozin2004/index.htmhttp://turizm.lib.ru/c/ceslawin_a_a/shuya2001.shtmlhttp://lib.ru/TURIZM/shuq7.txthttp://www.gavuz.ru/sanya/1999shuya/index.html Авторы отчета: Веремеева М., Новиков Е., Смолов А., Смолов С.