Статья опубликована в сборнике Археология Среднего Поочья за 2017 год.
К вопросу о финальной дате существования древнерусского города Тешилова.
Среди городов рязанского княжества, перечисленных в «Списке городов дальних и ближних» конца 14-го века, упоминается Тешилов, который историки единодушно помещали возле села Спас-Тешилово на Оке в пятнадцати километрах к востоку от Серпухова. Как и множество других городов Списка, Тешилов не дожил до наших дней, превратившись в небольшое село.
Вопрос о времени исчезновения Тешилова, под которым мы понимаем исчезновение крепости и превращение города в село, до сих пор не решен. Попытки выяснить этот вопрос поднимались дважды.
В 1925 году это сделал А.В. Арциховский по результатам проведенных им на Тешиловском городище раскопок (Арциховский, 1925). Финальной датой «жизни крепости» он указал 16-й век. В 2007 году Ю.В. Беспалов, основываясь на летописных свидетельствах и общем историческом контексте, пришел к выводу, что Тешилов в 16-м веке существовал как сторожевой город на окской переправе, и предположительно был сожжен крымскими татарами в 1571 году (Беспалов, 2007. С. 27, 28, 31). Окончательной датой превращения Тешилова из города в село он считал Смутное время (1598-1613 гг.), когда крепость и посад были полностью оставлены населением.
Рассмотрим подробнее доводы исследователей, чтобы показать, что они неверны, либо верны лишь отчасти, и что, по крайней мере, к середине 16-го века тешиловской крепости уже не существовало.
А.В. Арциховский при датировке Тешиловского городища особое внимание уделил открытому им на площадке кладбищу, которое располагалось на небольшом южном участке, непосредственно примыкавшем к воротному разрыву в валах. Часть погребений размещалась прямо в материковом суглинке, часть была сделана путем перекопа более раннего культурного слоя. По обряду погребения, отсутствию вещей, и извлеченной из земли каменной плите с орнаментом «волчий зуб» кладбище было отнесено к 16-му веку. А.В. Арциховский указал, что считает кладбище одновременным крепости, и, несмотря на то, что основная часть находок керамики и предметов была им датирована 12-14 веками, финальной датой Тешилова как укрепленного города Арциховский указал 16-й век. По отсутствию более поздних вещей и поливной керамики он заключил, что в 17-м веке городище уже без сомнений пустовало.
Ю.В. Беспалов, опираясь на заключение А.В. Арциховского о жизни на Тешиловском городище до 16-го века, и принимая во внимание общую обстановку борьбы с татарскими набегами в это время, счел возможным назвать Тешилов сторожевой крепостью на южной границе Московского княжества. Свидетельством того, что Тешилов еще числился городом в 1572 году, он считал упоминание его в Духовной грамоте Ивана Грозного (Духовные…, 1950, С. 435), в которой говорится: «…сыну моему Ивану даю… город Каширу и с Заречьем, …и с волости за Окою рекою, Тешилово, Ростовец, Рославль, Венев, Мстиславль и иные места» (заметим сразу, что в грамоте поставлена форма Тешилово, больше подходящая селу, а не городу). Отсутствие описания тешиловской крепости в писцовых книгах Каширского уезда 1575-1579 гг. (Писцовыя книги… 1877) Ю.В. Беспалов объяснял тем, что, либо город по аналогии с перевозами на Оке «находился в заповеди», либо «говорить о нем было не велено», либо его «постигла участь Каширы, дотла сожженной крымцами в 1971 году», либо «описания просто не сохранилось». Тешилов окончательно запустел, по мнению Ю.В. Беспалова, в Смутное время, когда «по утверждению летописцев, погибли многие русские города».
Итак, два процитированных выше исследователя посчитали, что Тешилов как укрепленный город существовал в 16-м веке, и даже до самого конца 16-го и начала 17-го вв. Однако, такие выводы, как минимум, недостаточно точны. У нас есть возможность проанализировать более полный набор древних документов, которые позволяют сузить финальную дату тешиловской крепости и прояснить облик Тешилова в последние десятилетия его жизни как городского поселения. Самым главным таким документом является Приправочный список с Книги письма и дозора 1588/89 годов Василия Яковлева Измайлова и подъячего Меньшова Заморцова на дворцовые волости Каширского уезда . Сама книга 1588/89 годов не сохранилась, но приправочный список (т.е. выписки из нее) содержит описание Тешилова. Вот оно полностью:
«Погост Тешилова, а на погосте церковь Страстотерпца Христова мученика Гергеле. А церковь поставленья и церковное строение старца Савы Софронова. Пашни церковные полторы десятины. Да церковные ж пашни и пустые земли государевы посопные деревни Маркитаевские Липецково стану шесть десятин в поле, а в дву по тому ж. Лугу дано десятина, да лесу непашеннаго по врагом десятина.
Да в Тишилаве ж на берегу у Оки реки слобода, а в ней живут рыболовя. Да им же дана десятина земли для прогону на выпуск. И всего семнатцеть дворов, а людеи в них восемнатцеть человек. А оброку им давати в приказ Большого Дворца ежагод на срок, на Рожество Христово по три рубли и по четыре гривны, з двора по две гривны. Да пошлин с рубля по десяти денях. А по княже Ивановым книгам Гагарина дано тем рыболовям под дворы и подо огороды и на выпуск пашни и лугу на десять чети и в одном поле, а в дву не дано из отъезжие земли, что у Оки реки у Егорья святого в Тешилове деревня Марьинское.
Да на Тешилове ж торжок стоит на государеве земле, а торгуют в недель один день, в середу. А на торгу двор таможенной. А тамги по тритцети по четыре рубли на год.
Манастырь общеи у Оки реки на берегу, а на монастыре церковь Преображенья господа нашего Исуса Христа древян клетцки. А храм поставленье Петра Игнатьевича Тагтыкова, а церковная строенья мирское приходских людеи да игуменское. Да на манастыре в келье игумен. Пашни церковные дватцеть пять десятин в поле, а в дву по тому ж. Лугу у Оки реки десять десятин, сена ставитца двесте копен. Да два двора крестьянских живут на четь выти, а пашют наездом в сельце в Блудове» (Писцовые материалы…, 1997).
Обратим внимание, что описания крепости здесь нет, как нет его и в перечнях Тешиловского стана в Писцовой книге Каширского уезда 1578/79 года (Писцовыя книги… 1877). Отсутствие упоминания об укреплениях и городских дворах уже само по себе может служить доказательством, что Тешилов в указанное время не был ни крепостью, ни даже городом, а являлся фактически всего лишь простым селом. Однако сомнения все же остаются – вдруг Приправочный список содержит неполный перечень строений. Или есть другие источники, которые противоречат картине запустения города. Поэтому главной задачей данной статьи является попытка развернуто доказать, что никаких пропусков и утаек в писцовых книгах нет, и в 1588/89 гг. тешиловской крепости действительно не существовало. Причем не существовало настолько давно, что писцы не сочли необходимым упомянуть хоть что-то о древних укреплениях.
Доказать это можно, сопоставив текст Приправочного списка с данными раскопок А.В. Арциховского. Для начала нужно убедиться в том, что упомянутая в Приправочном списке «церковь Страстотерпца Христова мученика Гергеле» стояла непосредственно на площадке городища, а «погост Тешилова» является по факту ее церковным кладбищем, открытым раскопками в южной части площадки. О том, что крепостные сооружения не могли существовать одновременно с кладбищем и исчезли до его появления, мы сможем утверждать, разобрав схему взаимного расположения кладбища и земляных сооружений крепости. На основе этих выводов, а также приведя дополнительно сохранившиеся в древних актах упоминания о Тешилове и соседних городах, исчезнувших в рассматриваемую эпоху, мы получим возможность утверждать, что Тешилов, как укрепленный город, перестал существовать не позднее первой половины 16-го века, а, возможно, и гораздо ранее, уже к середине 15-го века, когда Рязанское княжество продало эти земли Москве.
Итак, начнем с упомянутого в Приправочном списке погоста: «Погост Тешилова, а на погосте церковь Страстотерпца Христова мученика Гергеле». Мы можем уверенно показать, что открытое раскопками кладбище в действительности и есть этот погост, опираясь на следующие соображения. Во-первых, безотносительно того, употреблено ли слово «погост» писцами в смысле административной единицы территории либо церковного двора с кладбищем, при церкви «мученика Гергеле» кладбище могло, и даже должно было существовать, как это обычно практиковалось в рассматриваемую эпоху. Во вторых, кладбище в южном углу площадки, открытое и датированное Арциховским, по хронологии одновременно записи Приправочного списка: оно существовало на городище в 16-м веке, как раз тогда, когда писцы или их информаторы посещали Тешилов. Ну, и в-третьих, Георгиевская/Егорьевская церковь (Гергеле – искажение допущенное писцами при создании приправочного списка), стояла там же, где открытое раскопками кладбище, а именно на площадке городища. Последнее нужно объяснить отдельно, опираясь на источники по церковной истории и расспросы местных жителей.
Вот извлечение из церковно-приходских летописей села Спас-Тешилова: «За одним курганом, близ села, имеющим форму обнесенного валом места, сохранилось название городка. …По местному преданию, до настоящего храма в селе был деревянный храм, стоявший на том месте, которое в настоящее время называется «городком». Храм этот уничтожен пожаром. По преданию, здесь даже был Георгиевский монастырь. Существующий теперь храм – деревянный, во имя Преображения Господня, отчего и село стало называться Спас-Тешилово; построен в 1779 году… Одновременно с настоящим устроен и придельный алтарь во имя вмчк. Георгия» (Приходы…, 1895. С. 421).
Отметим, что в приведенной записи настоящим храмом назван деревянный храм Спаса-Преображения, существовавший в селе с 1770 по 1978 год, и располагавшийся в четырехстах метрах к западу от городища. Возле храма вплоть до 1978 года (когда на месте села был построен дом отдыха), находилось позднее тешиловское кладбище. Храмовый придельный алтарь во имя Великомученика Георгия сохранил в памяти наименование второй, древней церкви «мученика Гергеле», указанной в Приправочном списке. Интересно также, что бывший в селе по преданию «Георгиевский монастырь» вполне согласуется с «монастырем общеи» Приправочного списка, но только в списке монастырская церковь именуется не Георгиевской, а Преображения, т.е. так же, как и последняя церковь села. «Георгиевским» монастырь стал либо по ошибочной терминологии крестьян 19 века, либо писцы перепутали названия городской и монастырской церквей. Либо этому есть какая-то другая особая причина. Например, церковь Спаса Преображения «на монастыре» на самом деле изначально к монастырю не относилась и была главной городской церковью, о чем косвенно говорит приписка о расположении таможенного двора «на берегу Оки у Спаса в Тешилове» в Писцовой книге 1578/79 гг. (Писцовые…, 1877, стр. 1305). Для нас, однако, не имеет большого значения, как именно назывались эти церкви, и кто допустил ошибку, писцы или предания. Главное - показать, что в 1588/89 году на площадке городища располагалась одна церковь и кладбище, а монастырь с другой церковью стоял в стороне. Во избежание путаницы, будем следовать наименованиям, данным в Приправочном списке, как наиболее раннем документе.
Попробуем теперь расположить по хронологии и на местности все три тешиловских церкви и их кладбища-погосты. Первыми в Тешилове строились деревянные церкви Страстотерпца Христова мученика Георгия и церковь Преображения господа нашего Иисуса Христа. По крайней мере, одна из них, как это следует из местных преданий (и не противореча общей логике устроения городских церквей) стояла «на городке», то есть на площадке городища. У нас есть основания утверждать, что это была Георгиевская церковь Приправочного списка, и рядом с ней находилось кладбище, открытое при раскопках. Монастырская же церковь Преображения располагалась к востоку от городища.
О том, что монастырь располагался в стороне от городища, косвенно свидетельствует тот факт, что он фактически являлся приобретенным владением, рыболовным двором Пафнутьево-Боровского монастыря. Об этом говорит известная челобитная игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа Царю Михаилу Федоровичу от 1630 г. (РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 916). В челобитной указано, что до 1598 года, когда монастырь лишился этой вотчины, «…в деревенке Тешилове был устроен двор монастырской для рыбные ловли».
О том, что монастырский двор стоял в стороне от городища явствует также из описания, оставленного историком Н.М. Павловым, который судя по изложению, посещал село Спас-Тешилово специально для осмотра городища во второй половине 19 века: "Место игуменовой келии до сих пор дает себя угадывать в названии Игумновка, данное молодому сосняку на соседней вершине" (Павлов, 1888. Стр. 443).
А.В. Арциховский, проведя в 1925 году опрос местных жителей, отметил, что известные крестьянам урочища «селище», «торговище» и «Георгиевский монастырь» (со своим кладбищем) располагались в стороне от городища, ниже по реке к востоку.
Серпуховской краевед А.Н. Воронков, присутствовавший при раскопках 1925 года и в течение нескольких лет собиравший сведения о ближайших археологических объектах, нанес на план место, где по рассказам крестьян села когда-то стояла часовня. На этом плане часовня указана в двухстах метрах к востоку от городища, примерно там, куда относили расположение монастыря А.В. Арциховский и Н.М. Павлов (Воронков, 1925). Рядом с эти местом Воронковым было замечено выпаханное погребение. Именно здесь, в стороне от городища, как представляется, и располагался в 16-м веке «монастырь общеи» с кельей игумена, церковью Преображения и монастырским кладбищем.
Итак, в 1588/89 году в Тешилове находилось две церкви и два кладбища. Монастырская церковь и кладбище располагались в стороне от городища, а «церковь Страстотерпца Христова мученика Гергеле», как мы и утверждали в самом начале, действительно находилась на самой площадке городища. И, несомненно, что открытое при раскопках кладбище с надгробными плитами 16-го века относилось именно к этой церкви, вместе с ней представляя собой «погост Тешилова» Приправочного списка. Здесь располагались все 19 погребений, исследованных А.В. Арциховским, а также аналогичное по типу 20-е погребение, открытое случайно во время закладки почвенного шурфа, и исследованное в 1999 году сотрудниками института Почвоведения ИФХиБПП г. Пущино. Здесь его паспортное описание (после которого чуть ниже мы вернемся к выяснению хронологии Тешилова), приведено для публикации сведений об имеющихся на хранении в Серпуховском историко-художественном музее костных останках из этого захоронения:
«В южной части площадки городища в 5 метрах к северу от разрыва в валах был заложен шурф длиной 70 см и шириной 50 см. На глубине около 20 см был извлечен 4 сантиметровый фрагмент височной кости черепа, а чуть глубже (28 см) - фрагмент правой стороны верхней челюсти с двумя зубами. Остатки находились в хаотичном положении. На глубине 65 см была вскрыта верхняя часть человеческого костяка с черепом. Все костные останки находились в равномерно прокрашенном гумусовыми соединениями суглинке (т.е. признаки свежей перерытости отсутствовали). Была вскрыта верхняя часть костяка по грудную клетку. Далее, по направлению к ногам, костяк не вскрывался. Костяк, включая череп, находился в хорошей сохранности, и не был затронут механическими нарушениями. Располагался на спине, головой на запад. Череп был совсем немного повернут в правую сторону. Судя по размеру черепа, костяк принадлежал взрослому человеку, возможно мужчине. Руки сложены на груди. Правая кисть перекрывала левую. Каких либо артефактов, признаков остатков древесины, тлена, как в расположенном сбоку, так и перекрывающем материале обнаружено не было. Так как работы не преследовали каких-либо археологических целей и велись на крайне ограниченном участке поверхности городища, а находка является случайной, то уточнение размеров, форм погребальной ямы не проводилось. Череп был изъят и ныне находится на хранении в фондах Серпуховского историко-художественного музея. Яма, с предосторожностями и сохранением исходного положения костяка, была засыпана с размещением изъятого грунта на глубины его отбора. Работы проводились С.В. Губиным 18 июня 1999 г.».
Погребения, открытые А.В. Арциховским, также располагались в непосредственной близости от разрыва в валах. И здесь мы подходим к доказательству того, что тешиловская крепость не могла быть одновременна кладбищу. Все дело в положении погребений относительно предполагаемых ворот крепости (рис. 1). 5 из них располагались в северной поперечной траншее в 20 метрах от разрыва в валах. Они были вложены в культурный слой, что говорит скорее о том, что кладбище здесь появилось уже после того, как крепость была оставлена и строения на ней исчезли, чем об их одновременном существовании. Последнее предполагал А.В. Арциховский, который, судя по отчету, не был знаком с текстом Приправочного списка (на тот момент еще неопубликованного).
Рис. 1. Схема раскопов А.В. Арциховского, вскрывших погребения 16 в. (прямоугольные области); и место находки черепа (помечена окружностью).
Другие 14 погребений были открыты в южной траншее, заложенной от восточного вала к западному поперек площадки городища. Траншея эта прошла всего лишь в 3,5 метрах от разрыва в валах. Длина ее составила 21 метр, и погребения западной ориентировки заполняли все пространство между валами и разрывом между ними. Разрыв этот был интерпретирован А.В. Арциховским как воротный проезд, поскольку здесь он единственный и никаких других удобных подъемов на площадку городища нет. С такой интерпретацией можно согласиться. Но при этом трудно себе представить, чтобы внутри действующей крепости кладбище было бы устроено непосредственно у самых ворот и стен на важнейшем участке обороны, в точке, где необходимо было иметь достаточно места для действий защитников во время осады, и для разъезда телег и саней в мирное время. Конечно, крестьяне в последующие столетия могли использовать небольшой грунтовый проезд между могил для посещения церкви, а потом и для пахоты (городище распахивалось вплоть до середины 20-го века). Но невозможно представить себе крепость, внутри которой у ворот все пространство заполнено могилами с лежащими на них большими плитами, подобными описанной в отчете А.В. Арциховского. На основании этого соображения можно говорить о том, что кладбище появилось уже после исчезновения стен и действующих ворот, и в 1588/89 годах, когда писцами был описан «погост Тешилова», крепости там уже не существовало.
Как выглядел такой погост на месте былой крепости, мы можем себе представить, располагая, по крайней мере, одной аналогией из писцовых книг, где прямым текстом описывается погост с церквями на месте исчезнувшего города. Это фрагмент того же Приправочного списка 1588/89 года, касающийся остатков города Лопастны, городище которой расположено по соседству с Тешиловым на правом берегу Оки напротив устья реки Лопасни. Отметим для ясности, что автор статьи полностью согласен с классической точкой зрения на расположение летописной Лопастны в этом месте (известном в литературе как Четырская гора или Городище четырех церквей), которая была суммирована не так давно в работе В.Н. Темушева (2004). Хотя, в общем-то, для настоящей статьи не так важно, как назывался этот город, а важен сам текст, описывающий состояние древней крепости, расположенной в одном районе с Тешиловым, и, следовательно, в значительной мере связанной с ним общностью судьбы. Вот этот фрагмент:
«Жерновскои же волости Городище на реке на Оке на усть Лапасны, а в нем храм Воскресенья Христова древена клетцки. Пашни церковные одиннатцеть десятин, лугу по речке по Учке от курганов против Лапатинского устью и за Крупышевскими десятинами шесть десятин, сена ставитца 90 копен, лесу [пол]... десетины.
Да на Городище же другой храм Преображенья господа нашего Исуса Христа древяная клетцки. Храм соруженья мирское. Пашни церьковные двенатцеть десятин, сена помечено сто копен, лесу по врагом десятина.
Да на Городище же третья церковь Пятница нареченная, древяная клетцки. Храм сооруженья мирское. Пашни церковные двенатцеть десятин, сена сто пятдесят копен. Лесу кустарю полтары десятины.
Да на Городище же четвертои храм Никола чюдотворец древенои клетцки. Храм поставленья и все церковная строенья мирское. Пашни церковные пятьдесят чети, сена по Оке реке шестьдесят копен, лесу кустарю пашеннаго полшесть десетины» (Писцовые материалы… 1997).
В приведенном фрагменте очень четко видно, что от древней Лопастны к 1588/89 году уже ничего не осталось, кроме четырех церквей на городище. Тешилов, очевидно, выглядел в этот период точно так же. Отметим сразу, что после прочтения текстов о Тешилове и Лопастне, возникает субъективное ощущение давней заброшенности городов, о которых писцы ничего не могут сообщить подробнее, чем упомянуть городище, курганы, или церковный погост. Вспомним в связи с этим деревенское наименование «Тешилово» из приведенной выше духовной грамоты Ивана Грозного от 1572 года. В присловье к Писцовой книге Каширского уезда 1578/79 гг. в Тешиловском стане не названо ни одной крепости: «Стан Тешилов, а в нем села и деревни, починки и пустоши, и селища и займища за бояры и за дворяны и за детми боярскими в помесьях». На сельский характер Тешилова указывает также и текст приведенного выше фрагмента челобитной игумена Пафнутьево-Боровского монастыря, где касательно 1598 года Тешилов назван «деревенькой» безо всякой отсылки к его былому городскому статусу. Деревней Тешилов предстает и в писцовой книге 1627/29 года (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 177. Стр. 412), где ему дано определение «Слабодка Тешилова». Под таким же названием эта старая деревня на месте бывшего городского посада отображена на межевой карте Каширского уезда 1790 года.
Имея все это в виду, мы можем еще несколько уточнить дату, когда исчезла тешиловская крепость. Очевидно, это произошло до 1571 года, отчего Тешилов не мог быть разрушен, подобно Кашире, войсками Девлет Гирея. Это видно из того, что, например, сгоревшие в 1571 году укрепления Каширы подробно описывались писцами. Можно не сомневаться, что то же самое было бы сделано и для Тешилова, если бы он был крепостью и подвергся недавнему разгрому. В том же Приправочном списке, где описан погост Тешилова, перечислены все деревни стана, сожженные в «79 году» (7079 по старому летоисчислению или 1571 по новому), с такой суммирующей записью: «А хоромы на тех на всех пустошах пожгли крымские люди, а крестьян в полон поимали в 79 году, а иные крестьяне померли» (Писцовые материалы… 1997). Тешилов в этот перечень не попал.
И конечно, отсутствие упоминания о крепости Тешилова в писцовых книгах связано не с тем, что крепость подобно окским перевозам «находилась в заповеди» - поскольку «в заповеди» (Писцовые…, 1877, стр. 1305) оказались второстепенные переправы на Оке, возле которых не было таможенных дворов, отчего и был установлен запрет перевозить здесь через реку товары. О том, что сбор налога до заповедания здесь осуществлялся, нам говорит, например, название Сенкин Мыт, данное в записях Разрядных книг за 1572 г. известному Сенькину перевозу, «заповеданному» в одном перечне вместе с Тешиловским перевозом (Разрядная…, 1975; Разрядная…, 1974).
Отсутствует упоминание о тешиловской крепости также и не по той причине, что говорить о ней «было не велено» - ведь ближайшие важные пограничные крепости, каширская (сожженная) и веневская (действующая), были описаны в Писцовых книгах (Кашира за 1578/79 гг., Венев за 1571/72 гг.) досконально вплоть до каждой стеновой городни и пищали безо всякой утайки. Упоминания о тешиловской крепости нет в писцовых книгах именно потому, что в 1578/79 и 1588/89 годах, когда писцы объезжали Тешиловский стан, крепости здесь уже не существовало, причем не существовало настолько давно, что писцы даже не сочли необходимым хоть что-то упомянуть о ней. Надо полагать, что если ни в Писцовой книге 1578/79 гг., ни в Приправочном списке 1588/89 гг. мы не встречаем даже намека на бывшие укрепления Тешилова, то к тому времени они полностью исчезли. Суммируя все вышеизложенные доводы, можно быть полностью уверенными, что когда писцы посетили в 1588/89 гг. Тешилов, от его бывшей крепости не осталось следов ни на местности, ни в памяти местных жителей, ни в документах воевод, ответственных за город. Причем, для того, чтобы остатки укреплений сгнили до основания, и память о них стерлась, требуется время. Поэтому не будет ошибкой полагать, что крепость Тешилова была заброшена не позднее середины 16-го века, по крайней мере, за два-три десятилетия до приезда писцов, а, возможно, и гораздо раньше.
Возникает вопрос, можем ли мы на основании еще каких-либо источников более точно указать, в какой период исчезли оборонительные сооружения Тешилова. Рассмотрим в связи с этим применительно к Тешилову тексты княжеских духовных и договорных грамот. Вот что говорится от имени рязанского князя в договоре 1483 года между Рязанью и Москвой:
«А что купля отца твоего, князя Василья Васильевича, за рекою за Окою, Тешылов, и Венев, и Растовец, и иная места, и тем вашим землям с моею землею рубеж от Оки…» (Духовные…, 1950, С. 285).
Упомянутая купля произошла между 1461 и 1462 годом, когда Великий князь Московский Василий Васильевич купил у Рязани ее заокские земли (подробнее о купле см. Дедук, 2012). Тешилов, который до этого, согласно документу конца 14-го века, «Списку русских городов дальних и ближних» (Тихомиров, 1979), принадлежал Рязанскому княжеству, был передан вместе со всей округой от истерзанной набегами золотоордынцев (происходивших неоднократно в период с 1444 по 1455 гг.), ослабшей и теряющей независимость Рязани ее растущему соседу – Москве. В принципе, нельзя исключать того, что крепость Тешилова исчезла (обветшала или была разрушена) уже к 1461/62 годам, поскольку, во-первых, вражда между Москвой и Рязанью исчезла, и вместе с ней исчезла и необходимость в поддержании пограничных крепостей на Оке. А во-вторых, Рязань вряд ли стала бы продавать земли, где имеются сильные крепости, гарантирующие прочный контроль над территорией. В качестве аналогии можно привести судьбу крепости Ростиславля Рязанского, ров которой был засыпан в середине 15 века, а стеновые городни окончательно разрушились в первой половине 16 века (Коваль, 2003, С. 256-270).
Но, несмотря на возможное исчезновение укреплений, статус города во второй половине 15 века за Тешиловым в любом случае сохранился. Мы встречаем упоминание о нем в договоре 1494 года между Московским и Литовским княжествами, в котором литовский князь Александр Казимирович обещает не посягать на Тешилов:
«Тако же и мне не вступатися у вас в Олексин, и в Тешилов, и в Рославль, и в Венев, и во Мстиславль, и в Торусу, и в Оболенеск, и во все то, што к тем местом потягло…» (Духовные…, 1950, С. 330).
Здесь опять мы встречаем Тешилов в числе городов. Чуть позже, в 1504 году Иван III составил завещание, в котором отдавал сыну купленный когда-то у Рязани заокский край:
«Да даю ему город Коломну с волостьми, и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами, город Кошыру с Заречьем, что за рекою за Окою, Тешилов, и Рославль, и Венев, и Мстиславль, и иные места по Рязанскои рубеж, и с волостьми, и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами» (Духовные…, 1950, С. 354).
Среди городов за Окой первым в списке стоит Тешилов. По всей видимости, на рубеже 15-16 вв. он все еще оставался важным пунктом и имел статус города. Но очень скоро все изменится: с первой четверти 16-го века Москве придется обратить внимание на свою новую степную границу, которая прошла много южнее Тешилова. Начиная с 1507-го года крымские татары воюют окраинные рязанские и белевские земли, и все ресурсы Московии оказываются брошенными на создание первой Засечной черты. Одновременно начинают возводиться мощные крепости, отвечающие потребностям времени, когда исчез смысл в постройке и поддержании маленьких отдельно стоящих укрепленных городков, подобных Тешилову, годных скорее для обеспечения безопасности княжеских посадников от местных крестьян, чем от нашествий крымского царя. В 1522 году была закончена большая каменная крепость в Туле, а в 1525 году каменный кремль был заложен в Коломне. В 1531 году срублен был в Кашире деревянный град, а на Осетре, в Зарайске, появилась каменная крепость. Для этого периода мы располагаем большим количеством записей в Разрядных книгах за 15-17 вв., где представлены приказы и донесения воевод, росписи полкам и др. (Древнейшая…, 1901; Разрядная…, 1975; Разрядная…, 1977). В них многократно упоминаются южные пограничные остроги, а также города и укрепления вдоль северного берега Оки, в том числе Серпухов, Сенькин брод (с плетнями и частоколами вдоль берега), Кашира и другие. Но ни разу в этих записях не упомянут Тешилов, точно так же как нет никаких упоминаний схожих с ним соседних правобережных городов: Лопастны, Колтеска, Ростиславля и др., за исключением случаев географической привязки событий (относительно Ростиславля см. Коваль, 2004, С. 12-21). В 1572 году крымские татары, по сведениям разрядных книг, переходили Оку «под Тешиловым» (Разрядная…, 1975), и в 1591 году «пониже Серпухова под Тешиловым» (Разрядная…, 1977). Но, как заметил А.В. Арциховский (1925), перейти Оку «под Тешиловым» можно и сейчас, а как было показано выше, к 1572 году крепости в Тешилове уже не было. Поэтому в разрядных записях мы видим только географическую привязку события, а не упоминание города как такового. Никакого значения Тешилов в обороне не имел. Все усилия государства были направлены на защиту либо Засечной черты, либо водной преграды Оки на ее левом берегу. Правобережные старые крепости – Тешилов, Лопастна, Колтеск, Ростиславль Рязанский, в этой стратегии не играли никакой роли. Поэтому не стоит удивляться, что тешиловская крепость не восстанавливалась, и к 1578/88 и 1588/89 гг. никто ничего о ней не помнил.
Итак, из сопоставления археологических данных и текста писцовых книг мы можем сделать вывод о том, что Тешилов перестал быть укрепленным городом не позднее середины 16-го века, и к 1588/89 гг. представлял собой село с церковным погостом. На основании косвенных свидетельств письменных источников 14-17 вв. можно заключить, что тешиловская крепость исчезла в период с середины 15-го по середину 16-го века. Представляется наиболее вероятным, что укрепления Тешилова были окончательно заброшены и перестали подновляться в первой половине 16-го века, одновременно с переносом усилий Российского государства на другие, гораздо более важные рубежи и крепости. Тогда же Тешилов утратил статус города. Начиная со второй половины 16-го века, в писцовых книгах, актах и духовных грамотах он упоминается только как село. На примере тешиловской крепости можно проследить процесс запустения соседних городов рязанского княжества на правом берегу Оки, сходным образом исчезнувших в 15-16 вв.
Литература
Арциховский А.В. Отчет о раскопках в Серпуховском уезде. Архив ИИМК РАН, Фонд 2, Опись 1, 1925 год, дело 186
Беспалов Ю.В. Земля вятичей. Москва, 2007
Воронков А.Н. Отчет об археологических разведках на территории Серпуховского р-на Московской области в 1925-1966 г. Архив ИА РАН, № 3232 и 3231.
Дедук А.В. «Рязанская» купля Василия Темного: границы и территория, судьба в составе Московского княжества во второй половине XV - начале XVI в. // Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 5. Минск, 2012.
Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 год). // Под редакцией П.Н. Милюкова. Москва 1901.
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. // Под редакцией С.В.Бахрушина, Москва, 1950.
Коваль В.Ю. Детинец Ростиславля Рязанского: проблемы интерпретации и системы фортификации // Кремли России / Московский кремль. Материалы и исследования музея-заповедника «Московский кремль». Вып. XV. М., 2003.
Коваль В.Ю. История Ростиславля Рязанского (по данным письменных источников) // Археология Подмосковья. М., 2004.
Павлов Н.М. Города Тешилов и Лопасня // Наше переходное время. Приложение к "Русскому архиву" 1988 года. М. 1988.
Писцовыя книги XVI века. // Под редакцией Н.В. Калачева, часть 1, отделение 2, Санкт-Петербург, 1877.
Писцовые материалы дворцовых владений XVI века. // Институт Российской Истории РАН, 1997.
Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей. // Составитель Малицкий П.И. 1895, с. 421.
Подлинная писцовая книга поместных, вотчинных, дворцовых и порозжих землях в станах: Беспуцком, Туровском, Мстиславском и Тешилове и в Лысцовской волости, письма и меры писца князя Булата Мещерскаго и подьячаго Казарина Башмакова» 1627-1629 гг. // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 177.
Разрядная книга 1475-1605 гг. Том I. Часть I. // АН СССР. Институт истории. Москва, 1977.
Разрядная книга 1550-1636 гг. Том I. // АН СССР. Институт истории. Москва, 1975.
Разрядная книга 1559-1605 гг. М., 1974.
Темушев В.Н. Борьба за Лопастну между Москвой и Рязанью. // Верхнее Подонье: Природа. История. Археология. Тула, 2004. Т. 2.
Тихомиров М.Н. Список русских городов дальних и ближних. // Русское летописание. Москва, Наука, 1979.
Тихомиров М. Н. Список русских городов дальних и ближних. // Русское летописание. Москва, Наука, 1979.
Челобитная игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа Царю Михаилу Федоровичу, 1630 г. // РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 916.
|